Урок литературного чтения во 2-м классе по учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова "Родная речь", 2 часть

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством детского писателя Н. Н. Носова; познакомить с идейным смыслом рассказа Н.Н.Носова “На горке”; произвести анализ данного эпического произведения.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с биографией и творчеством детского писателя Н. Носова; познакомить с идейным смыслом рассказа “На горке”; произвести анализ данного эпического произведения. Развивающие: развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление.

Воспитательные: воспитание норм морали и нравственного через принятие идейной нагрузки художественного произведения, воспитывать умение работать дружно.

Оборудование: учебник, выставка книг Н. Носова, презентация (приложение), карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Организация детей на занятие. Приветствие.

II. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Ребус:

(Дети отгадали фамилию писателя – Носов) Слайд 1.

IV. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

Сообщения детей – доклады о жизни и творчестве писателя.

Сообщение 1.

Николай Николаевич Носов один из любимых талантливых детских писателей. Много ребят выросло на юмористических, забавных, познавательных произведениях. Н.Н.Носов родился в Украине, в Киеве, в семье актёра. Высшее образование он получил в Московском институте, в котором учат снимать кино. В последствии Носов стал режиссёром: снимал учебные и художественные мультфильмы. Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.

Сообщение 2.

Н.Н.Носов начал писать в 1938 году, это было 71 год назад. Первый его рассказ для детей “Затейники” появился в журнале “Мурзилка”. Первый сборник рассказов Носова “Тук-тук-тук” вышел в год окончания Великой Отечественной войны.

Н.Н. Носов, автор всем вам хорошо известных произведений “Мишкина каша”, “Живая шляпа”. Заслуженную славу писателю принесла роман-сказка “Приключения Незнайки и его друзей” и два его продолжения “Незнайка в солнечном городе” и “Незнайка на Луне”

В 1976 году Носов умер. Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы Носова. Они смешные, добрые, поучительные.

V. Выставка книг Н.Н. Носова. (игровой момент- выставку представляет Незнайка)

- Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А я, герой, какого произведения Н.Н. Носова?

- На нашей выставке есть много книг писателя, если вы их не знаете, то я рекомендую вам их почитать (обращает внимание детей на выставку)

Делает краткий обзор книг. (слайд 2)

VI. Первичное восприятие текста. (слайд 3)

Читают хорошо подготовленные дети. Учебники детей закрыты.

VII. Проверка первичного восприятия текста.

- Что вы можете сказать о прочитанном?
- Что особенно понравилось в рассказе?
- Кто главные герои этого произведения?

VIII. Чтение и анализ произведения.

1. Словарная работа. (слайд 4).

- Что, по-вашему мнению, называется “дворницкой”?
- От какого слова оно произошло?
- Как вы думаете, что значит “на четвереньках”?

2. Работа над чтением трудных слов (слайд 5).
3. Речевые разминки. (слайд 6).
4. Чтение “по цепочке” рассказа.
5. Анализ произведения. (Текст при чтении дети делят на смысловые части для анализа).

Вопросы к первой части:

- Что ребята делали во дворе?
- Как об этом сказано в тексте? (Выборочное чтение)
- Прочитайте, что пришлось делать лопатами?
- Как вы думаете, какая горка получилась?
- Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно?

Вопросы ко второй части:

- Что делал Котька Чижов, пока ребята строили горку?
- Найди и прочитай в тексте, как Котька реагирует на приглашение ребят выйти на улицу строить горку?
- Что сделал Котька, когда ребята ушли обедать домой?
- Найдите и прочитайте, как Котька собирался на улицу?
- Как вы думаете, почему он так спешил?

Вопросы к третьей части:

- Зачем Котька посыпал горку песком?
- Что из этого вышло?
- Какие чувства вызывает в нас Котька во время чтения этой сцены?

Вопросы к четвертой части:

- Найти и прочитать только те слова, которыми описывается отношение ребят к поступку Котьки?

IX. Вторичный синтез (обобщение по произведению)

- Найдите и прочитайте эпизод, с которого мы начинаем сочувствовать Котьке?
- Как вы думаете, какие чувства испытал Котька, когда по требованию ребят стал посыпать горку снегом?
- Как меняется Котька и наше отношение к нему к концу рассказа?
- Как вы считаете, чему научила Котьку история с горкой и песком?

Работа с пословицами (групповая работа)

Выбрать одну пословицу из трех предложенных в карточке, наиболее соответствующую, главной мысли рассказа, свой выбор доказать.

Содержание карточек с пословицами для работы в группах:

  1. Умел ошибиться – умей и поправиться.
  2. Делу время – потехе час.
  3. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  4. Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
  5. Один друг – лучше новых двух.

(Пословицы для всех групп одинаковы)

- Итак, главную мысль произведения Н.Н. Носова “На горке” можно выразить словами русской пословицы “Умел ошибиться – умей и поправиться.” (слайд 7)

X. Итог урока.

- С творчеством, какого детского писателя мы познакомились? - Чему научил рассказ Носова “На горке”?
- Какое настроение заключено в рассказе “На горке”?
- Что вызвало у вас смех? Каким был этот смех?
- Как вы считаете, а сам Котька посмеялся над собой?
- Что вы можете сказать о ребятах из этого рассказа?

Xl. Рефлексия. (Дети подводят итог своей деятельности)

На листочках чертят шкалу и отмечают успех своей деятельности звездочкой.

Домашнее задание:

Стр. 96, задание 5,6. Подготовить выразительное чтение по ролям для игры “Радиотеатр”.