Истоки: "Честь"

Разделы: Начальная школа


Девиз урока: “Тот, кто не смотрит вперёд, оказывается позади”.

Г. Уэллс

Цели: воспитание чувства патриотизма; развитие целостного восприятия при общении в двойках; развитие лидерских качеств, прочувствованное восприятие категории “ЧЕСТЬ”.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Вы улыбаетесь, значит, готовы продолжить свой путь по истоковской дороге знаний.

- Послушайте, пожалуйста, песню “Офицеры” и посмотрите отрывок из фильма с таким же названием.

2. Присоединение.

Песня в исполнении О.Газманова “Офицеры”.

- Какие чувства вы испытывали, слушая эту песню?

(трепет, гордость, волнение, сопереживание, уважение)

-Сегодня мы будем говорить о таком качестве человека, благодаря которому им можно гордиться, испытывать к нему уважение.

- Давайте обратимся к строкам стихотворения Александра Яшина.

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество. Родина. Братство.
А есть ещё совесть, честь!

- Как вы думаете, о каком качестве мы будем говорить? (честь, совесть – входит в понятие честь)

3.Активное занятие. Работа в паре.

- Честь. Человек чести. Человек с большой буквы.

Попробуйте понять глубокий смысл этих слов. А чтобы вам было легче, мы с вами выполним работу на вот таких листах.

Из перечня слов, написанных на этих листах, выберите те слова, которые соответствуют понятию “честь”.

Работа будет проходить таким образом: сначала работать будет каждый самостоятельно, на это задание отводится 1 минута. А по моему сигналу приступите к работе в паре. На обсуждение – 2 минуты.

- Давайте повторим правила работы в паре.

- Постарайтесь прийти к единому мнению.

Приступайте к работе.

- Кто из вас желает поделиться своим мнением?

- Спасибо. Ваша точка зрения нам понятна.

- У кого другое мнение?

- Мы вас выслушали, спасибо!

- А ещё есть другие мнения? Нет.

- Тогда, давайте обратимся к экспертной оценке.

- Вот правильный вариант ответов.

Экспертная оценка.

доброе имя

совесть

уважение

свет

высокомерие

гордыня

почёт

достоинство

признание

самолюбие

Слова “ВЫСОКОМЕРИЕ”, “ГОРДЫНЯ”, “САМОЛЮБИЕ” не входят в понятие “честь”, потому что

“ВЫСОКОМЕРИЕ” - это

“САМОЛЮБИЕ” - это

“ГОРДЫНЯ” - это

- Я бы хотела, чтобы эти качества не стали вашими спутниками жизни.

4.Беседа.

- Ребята, скажите, можно ли честь купить? Получить в подарок?

- Нет! Её нужно заслужить! Как заслужить честь, с чего начать? Об этом мы с вами сейчас порассуждаем.

Поможет нам в этом народная мудрость, которая говорит: “Береги честь смолоду”. Как понимать это выражение?

5. Ресурсный круг.

- На этот вопрос мы ответим в ресурсном круге. А поможет нам в этом лента – символ воинской славы.

- Встаньте, пожалуйста, и образуйте ресурсный круг.

(Надо делать такие дела, чтобы родителям не было за нас стыдно, добрые дела с детства, уважение к родителям, быть дисциплинированным, честно выполнять все поручения, помогать старшим, не лгать, не обманывать, не воровать, не совершать плохих поступков)

Вывод: Вы по единой цепочке передали то, что вложено в эту фразу.

Честь – это достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, совесть.

Если человек чести, долга, то жизненный путь такого человека называют дорогой чести. И примеров таких дорог много.

6.Беседа об А. Суворове. (портрет)

- Посмотрите на доску. Кто изображён на портрете. Что вы знаете об этом человеке?

- Как много вы о нём знаете! Вы меня порадовали. У Суворова была очень высокая работоспособность. Его ум не знал отдыха. Каждый день он двигался вперёд, к своей цели и достиг её. Чем заслужил уважение, почёт и славу.

- Здесь на доске высказывания А.Суворова. Какое их этих высказываний более полно отражает его жизненный путь?

*Искать славу через истину и добродетель.

*Люби истинную славу, отличай честолюбие благородное от надменности и гордости.

*Победи себя, и будешь непобедим.

– Обоснуйте свой выбор.

Научись заранее прощать ошибки других и никогда не прощай себе – своих.

- Поэтому жизненный путь Суворова можно назвать дорогой чести.

7.Игра “Пять шляп”.

- А как сделать, чтобы жизненный путь каждого человека стал дорогой чести?

- В песне “Дорогою добра” есть такие слова:

“Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра”

- Дорога добра – трудная дорога. В такой сложной ситуации оказался герой рассказа Юрия Яковлева “Рыцарь Вася”.

- Послушайте этот рассказ.

Ребята называли его тюфяком. И никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой внешностью.

А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В мечтах он видел себя смелым рыцарем на белом коне. В мечтах из толстого он превращался в стройного, а в движениях появлялась ловкость.

Вася мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно.

В один день Вася шёл по берегу реки. Вдруг он увидел Димку Ковалёва, который кричал:

- Тонет! Тонет!

- Кто тонет? – не спеша спросил Вася.

- Не видишь, что ли? Мальчишка тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?

Другой бы тут же спросил Димку: “Что же ты не поможешь ему. Но Вася не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и увидел в воде маленького мальчика.

Вася был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.

Димка снова стал кричать:

- Осторожно!... А то утонешь.

Он кричал, а Вася шёл по льду. Лёд стал ломаться. Наконец, Васе удалось вытащить малыша. Когда они вышли на берег, Димка сказал Васе:

- У тебя ноги мокрые, беги домой, я его сам отведу.

На другой день, когда он вошёл в класс, там никого не было. Все ушли в зал. Вася вошёл в зал и встал в заднем ряду. Заговорил директор. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, который провалился под лёд. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт – никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно.

В конце концов, он сам поверил, что Димка – герой: ведь он первый заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.

- Оценить поступки героев этого рассказа, нам поможет игра “Пять шляп”.

-Сначала, я напомню правила игры:

- Те ребята, у кого синяя шляпа, должны поразмышлять и оценить поступки героев.

(*Синяя шляпа – позиция “размышления”: в чём сущность события, свидетелями которого они стали.)

- У вас красная шляпа. Вы нам выскажите своё отношение к прочитанному. Расскажите, какие струнки души задел этот рассказ.

(*Красная – позиция “отношения”, эмоций: высказывается своё отношение к прочитанному, происходит эмоциональное объяснение события.)

- Те ребята, у кого на столе будет стоять чёрная шляпа, должны высказать своё несогласие с тем, что изложено в тексте. И доказать, с чем вы не согласны.

(* Чёрный – позиция “против”: учащиеся говорят об ошибках и противоречиях (о своём несогласии с тем, что изложено в тексте).)

- А у вас жёлтая шляпа. Вы должны рассказать о том, что положительного вы для себя вынесли из этой ситуации.

(* Жёлтый – позиция “за”: говорит о том, что положительного они вынесли для себя из текста (события).)

- Последняя – зелёная шляпа. Вам надо подумать, как можно продолжить рассказ, что можно в нём изменить.

(* Зелёный – позиция “творческая”: как можно развить идею, как можно использовать то, о чём написано, что можно изменить, улучшить.)

- На это задание отводится 1-2 минуты. Работу закончите по моему сигналу. Если справитесь раньше, поднимайте руки.

- Задание у вас очень интересное – приступайте.

Выступления ребят.

- Время вышло. Начнём с “синей шляпы”. Вы должны были…

- Я внимательно выслушала каждое ваше мнение, мне очень понравились ваши рассуждения, все ответы были очень интересные.

- Как вы уже поняли дорога чести не прямая. На пути встречается много камней, преград. Давайте мы их назовём. Посмотрите на плакат.

- Уберите эти камни, заменяя эти слова антонимами.

Вывод: - Вы у меня умницы всё знаете и понимаете. Но вы всегда должны помнить о том, что если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Поэтому человек чести всегда смотрит вперёд, он никогда не останется позади.

8.Заключение.

- Я желаю вам идти только вперёд. И дарю вам песню.

Если эта песня вам знакома, то подпевайте.

Если ждёт тебя дорога в неизвестный край,
На прощанье у порога думы не гадай,
Слово доброе послушай и совет прими:
В этом мире гибнут души – ты свою храни,
Ты свою храни.

Если ждёт тебя дорога в неизвестный край,
Не суди упавших строго, лучше поднимай.
Помощь есть у всех у Бога, ты к нему взывай,
Если ждёт тебя дорога в неизвестный край,
В неизвестный край.

- Урок закончен.

См. презентацию.