Урок по ознакомлению с окружающим миром по теме "Наши крылатые соседи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Ообобщить знания детей о зимующих птицах зимой;
  • Ближе познакомить детей с некоторыми видами зимующих птиц;
  • Вызвать интерес учащихся к самостоятельному чтению;
  • Повышать культуру речи, расширять кругозор;
  • Коррекция зрительного и слухового восприятия; развитие внимания;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Постановка цели урока.

3. Упражнение на коррекцию, внимание.

Работа по индивидуальным карточкам.

Дети должны прочитать названия птиц. Для этого в каждой горизонтальной строке надо зачеркнуть одинаковые буквы. Получатся названия птиц: зяблик, иволга, пеночка, дятел, рябчик, глухарь, трясогузка, скворец, снегирь, клест.

4. Упражнение на классификацию.

- На какие 2 группы можно поделить этих птиц?

Птицы

Перелетные

Бывают птицы разные:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

Зимующие

Другие – те народ иной;
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

- Зимующие птицы, что это за птицы?
- Подумайте, ребята, почему они не улетели от нас в тёплые края?

5. Упражнения на коррекцию аналитико-синтетической деятельности.

Идёт работа по группам с перфокартами.

Каждая группа зимующих птиц подчёркивает одной чертой, перелётных -двумя чертами. В это же время индивидуально работают 3 ученика.

1 ученик. На доске по карточкам делит всех птиц на 2 группы.

Перелётные

Зяблик;
Иволга;
Пеночка;
Трясогузка;
Скворец.

Зимующие

Дятел;
Рябчик;
Глухарь;
Снегирь;
Клёст.

2 ученик отгадывает кроссворд с марийскими народными загадками о птицах.

Рисунок Сороки.

 

  1. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.
  2. Круглоголовый Степан.
  3. Сам с напёрсток, а выводит мелодии.
  4. Хромая Пигельде.
  5. Летом на сучке, зимой в снегу.
  6. Лежит щепка, на ней два столба, на столбах – бочка, а на бочке – труба.

Если ученик правильно отгадает загадки о птицах, то по вертикали по выделенным клеткам он сможет прочесть название птицы, изображённой на рисунке.

3 ученик отгадывает простые загадки о перелётных птицах.

6. Подробное знакомство детей с некоторыми видами зимующих птиц.

Сорока

а) По словесному портрету ты скажи нам – кто же это?

“Уж её-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит - то машут её белые с чёрным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится”.

б) Диалог Сороки и Снегиря.

Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.

Снегирь. Здорово, сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока. Летом в тёмном лесу жила, осенью – на светлой опушке.
Снегирь. А теперь куда?
Сорока. В деревню, милок, в деревню.
Снегирь. Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока. Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не утащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.

Снегирь. Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока. Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я – птица не гордая.

в) Вопросы по диалогу.

  • Где живут сороки летом?
  • Чем они питаются летом?
  • Куда они перебираются жить зимой?
  • Чем они питаются в это лютое зимнее время?

г) Беседа по наблюдениям о характере и о повадках этой птицы.

7. Динамическая пауза.

Игра “ Типография “. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Каждая команда получает 5 карточек со следующими буквами: лицевая сторона – дятел; обратная сторона – клёст.

Учитель читает загадку, а ребята, отгадав её, стараются быстро встать в ряд, чтоб можно было прочесть слово-отгадку.

А. У какой зимующей птицы самый длинный язык? (Дятел. У дятла язык до 15 см)

В.

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом (Клёст)

а) Рассказ учителя о клесте.

Название птицы клёст произошло от старого русского слова клестить – это, значит, сжимать или сдавливать. И, правда, если внимательно присмотреться, то заостренные концы его клюва заходят друг на друга и перекрещиваются.

Вообще у клеста очень крепкий, массивный клюв. На своем клюве он может повисать, подтягиваться. Кто знаком с поведением попугаев, сразу вспомнят, как это у них делается. Да и вообще клесты чем-то напоминают этих нарядных заморских жителей. И своим поведением, и своей окраской.

Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Иисуса Христа были прибиты к кресту. Но это им оказалось не под силу, и кончики клювов у них перекрестились, а перья испачкались кровью и стали красными.

Клёст – это зимующая птица, но она кое-чем отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас мне скажете, прослушав диалог Клеста и Синички.

б) Диалог Клеста и Синички.

Синичка. Ты, Клест, чего визжишь, обидели тебя, что ли?
Клёст. Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка. Нашел время радоваться…
Клёст. Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птенчики вывелись до чего милые, до чего хорошие…
Синичка. В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.
Клёст. Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело.

в) Вопросы по диалогу.

  • Чему радовался клёст?
  • А в какое время у него вывелись птенцы?
  • А когда выводят птенцов все наши птицы?

Учитель. Казалось бы, писк птенцов и пение метели звуки несовместимы. Но это так. А почему именно зимой. Ответ найдем в нашей книге.

Работа с учебником, стр. 168.

- А мороз иной раз до 35 градусов доходит. Ветер воет, метель метёт!
- И как же птенцы не замерзают в такой мороз?
- Что их согревает?
- Зоологи утверждают, что пух у них не гуще и не длиннее, чем у малышей других птиц. Просто, всё тепло идёт от самки-матери.
- Проводили эксперимент – на улице было 18 градусов мороза, в гнезде находились трехдневные клестята с мамой. Померяли температуру в гнезде, она оказалась +38 градусов.

Примерно за час клест может полностью опустошить шишку. Но часто птицы бросают не до конца обработанные, а порой и совсем полные шишки. Испугался, отвлекся, наелся, а может и совсем она ему не понравилась.

Словом причин много. На первый взгляд пустой перевод корма. Но это не так. За это клесту могут пропеть и пропищать “спасибо” целый лесной хор - те птицы и животные, которые тоже кормятся шишками, но не в состоянии сорвать их сами.

8. Забота о птицах в зимний период.

а) работа с учебником стр. 168-169;
б) знакомство с таблицей кормов:

Оценки зимних кормов для птиц

Виды птиц Подсолнухи Арбузные семена Овес Белый хлеб Сало
цельные давл
Синица большая 5 5 4 2 1 4
мелкие 0 5 0 1 0 4
Снегирь 5 5 0 4 0 0
Чиж 0 5 0 2 0 0
Полевой воробей 1 5 0 4 5 0
Домовой воробей 2 5 0 4 5 1
Поползень 5 5 5 4 4 4

5 - наиболее предпочитаемый корм.
0 - птица совершенно не берет этот корм.

в) знакомство с правилами подкормки;
г) обращение к детям.

Строки читает ученик:

Скорей на помощь дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их. Согрейте!

Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
“Спасибо вам великое!”

К. Мухаммади.

9. Подведение итогов урока.

а) Ответы на вопросы, данные в учебнике “Проверь себя”. Стр.170.
б) Занимательный материал по закреплению пройденного материала.

1.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

2.

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.

3.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

4. Название этой птицы совпадает с названием танца.

5.

Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода –
Прямо с севера – сюда.

6. Птица, которая выводит своих птенцов зимой, в лютые морозы.

Если ученики правильно отгадают загадки о птицах, то по вертикали по выделенным клеткам они прочтут название птицы, которой посвящены эти строки.

Разоделись в шубки пни и кочки.
Ягоды припрятал снег-пушок.
Бодро рвет березовые почки
Черногорлый пестрый петушок.
И как в эту пору не любить
Кроткое лесное: “Ти-и-ить!”

10. Домашнее задание.

а) читать стр. 166-171.

б) Найти и прочитать о характере и повадках рябчика.

“Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, когда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на земле не останется птиц?”

Э.Н.Голованова

- Вот над этими двумя вопросами вы должны поразмышлять дома.