Цели урока:
- Ообобщить знания детей о зимующих птицах зимой;
- Ближе познакомить детей с некоторыми видами зимующих птиц;
- Вызвать интерес учащихся к самостоятельному чтению;
- Повышать культуру речи, расширять кругозор;
- Коррекция зрительного и слухового восприятия; развитие внимания;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Постановка цели урока.
3. Упражнение на коррекцию, внимание.
Работа по индивидуальным карточкам.
Дети должны прочитать названия птиц. Для этого в каждой горизонтальной строке надо зачеркнуть одинаковые буквы. Получатся названия птиц: зяблик, иволга, пеночка, дятел, рябчик, глухарь, трясогузка, скворец, снегирь, клест.
4. Упражнение на классификацию.
- На какие 2 группы можно поделить этих птиц?
Птицы
Перелетные
Бывают птицы разные:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Зимующие
Другие – те народ иной;
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
- Зимующие птицы, что это за птицы?
- Подумайте, ребята, почему они не улетели от нас в
тёплые края?
5. Упражнения на коррекцию аналитико-синтетической деятельности.
Идёт работа по группам с перфокартами.
Каждая группа зимующих птиц подчёркивает одной чертой, перелётных -двумя чертами. В это же время индивидуально работают 3 ученика.
1 ученик. На доске по карточкам делит всех птиц на 2 группы.
Перелётные
Зяблик;
Иволга;
Пеночка;
Трясогузка;
Скворец.
Зимующие
Дятел;
Рябчик;
Глухарь;
Снегирь;
Клёст.
2 ученик отгадывает кроссворд с марийскими народными загадками о птицах.
Рисунок Сороки.
- Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.
- Круглоголовый Степан.
- Сам с напёрсток, а выводит мелодии.
- Хромая Пигельде.
- Летом на сучке, зимой в снегу.
- Лежит щепка, на ней два столба, на столбах – бочка, а на бочке – труба.
Если ученик правильно отгадает загадки о птицах, то по вертикали по выделенным клеткам он сможет прочесть название птицы, изображённой на рисунке.
3 ученик отгадывает простые загадки о перелётных птицах.
6. Подробное знакомство детей с некоторыми видами зимующих птиц.
Сорока
а) По словесному портрету ты скажи нам – кто же это?
“Уж её-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит - то машут её белые с чёрным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится”.
б) Диалог Сороки и Снегиря.
Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.
Снегирь. Здорово, сорока. Где бывала,
куда летала?
Сорока. Летом в тёмном лесу жила, осенью
– на светлой опушке.
Снегирь. А теперь куда?
Сорока. В деревню, милок, в деревню.
Снегирь. Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока. Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не утащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.
Снегирь. Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока. Да как же, милок, да как же. У
дворовой собачки косточку стяну, на помойке
объедочков накопаю. Я – птица не гордая.
в) Вопросы по диалогу.
- Где живут сороки летом?
- Чем они питаются летом?
- Куда они перебираются жить зимой?
- Чем они питаются в это лютое зимнее время?
г) Беседа по наблюдениям о характере и о повадках этой птицы.
7. Динамическая пауза.
Игра “ Типография “. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Каждая команда получает 5 карточек со следующими буквами: лицевая сторона – дятел; обратная сторона – клёст.
Учитель читает загадку, а ребята, отгадав её, стараются быстро встать в ряд, чтоб можно было прочесть слово-отгадку.
А. У какой зимующей птицы самый длинный язык? (Дятел. У дятла язык до 15 см)
В.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом (Клёст)
а) Рассказ учителя о клесте.
Название птицы клёст произошло от старого русского слова клестить – это, значит, сжимать или сдавливать. И, правда, если внимательно присмотреться, то заостренные концы его клюва заходят друг на друга и перекрещиваются.
Вообще у клеста очень крепкий, массивный клюв. На своем клюве он может повисать, подтягиваться. Кто знаком с поведением попугаев, сразу вспомнят, как это у них делается. Да и вообще клесты чем-то напоминают этих нарядных заморских жителей. И своим поведением, и своей окраской.
Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Иисуса Христа были прибиты к кресту. Но это им оказалось не под силу, и кончики клювов у них перекрестились, а перья испачкались кровью и стали красными.
Клёст – это зимующая птица, но она кое-чем отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас мне скажете, прослушав диалог Клеста и Синички.
б) Диалог Клеста и Синички.
Синичка. Ты, Клест, чего визжишь,
обидели тебя, что ли?
Клёст. Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка. Нашел время радоваться…
Клёст. Как раз самое время, как раз. У
меня в гнезде птенчики вывелись до чего милые, до
чего хорошие…
Синичка. В такой-то мороз? Да они живыми
не останутся.
Клёст. Еще как будут жить-поживать! Я им
еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их
вроде печки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки
весело.
в) Вопросы по диалогу.
- Чему радовался клёст?
- А в какое время у него вывелись птенцы?
- А когда выводят птенцов все наши птицы?
Учитель. Казалось бы, писк птенцов и пение метели звуки несовместимы. Но это так. А почему именно зимой. Ответ найдем в нашей книге.
Работа с учебником, стр. 168.
- А мороз иной раз до 35 градусов доходит. Ветер
воет, метель метёт!
- И как же птенцы не замерзают в такой мороз?
- Что их согревает?
- Зоологи утверждают, что пух у них не гуще и не
длиннее, чем у малышей других птиц. Просто, всё
тепло идёт от самки-матери.
- Проводили эксперимент – на улице было 18
градусов мороза, в гнезде находились трехдневные
клестята с мамой. Померяли температуру в гнезде,
она оказалась +38 градусов.
Примерно за час клест может полностью опустошить шишку. Но часто птицы бросают не до конца обработанные, а порой и совсем полные шишки. Испугался, отвлекся, наелся, а может и совсем она ему не понравилась.
Словом причин много. На первый взгляд пустой перевод корма. Но это не так. За это клесту могут пропеть и пропищать “спасибо” целый лесной хор - те птицы и животные, которые тоже кормятся шишками, но не в состоянии сорвать их сами.
8. Забота о птицах в зимний период.
а) работа с учебником стр. 168-169;
б) знакомство с таблицей кормов:
Оценки зимних кормов для птиц
Виды птиц | Подсолнухи | Арбузные семена | Овес | Белый хлеб | Сало | ||
цельные | давл | ||||||
Синица | большая | 5 | 5 | 4 | 2 | 1 | 4 |
мелкие | 0 | 5 | 0 | 1 | 0 | 4 | |
Снегирь | 5 | 5 | 0 | 4 | 0 | 0 | |
Чиж | 0 | 5 | 0 | 2 | 0 | 0 | |
Полевой воробей | 1 | 5 | 0 | 4 | 5 | 0 | |
Домовой воробей | 2 | 5 | 0 | 4 | 5 | 1 | |
Поползень | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
5 - наиболее предпочитаемый корм.
0 - птица совершенно не берет этот корм.
в) знакомство с правилами подкормки;
г) обращение к детям.
Строки читает ученик:
Скорей на помощь дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их. Согрейте!Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!По небу весело скользя
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
“Спасибо вам великое!”
К. Мухаммади.
9. Подведение итогов урока.
а) Ответы на вопросы, данные в учебнике
“Проверь себя”. Стр.170.
б) Занимательный материал по закреплению
пройденного материала.
1.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
2.
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
3.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
4. Название этой птицы совпадает с названием танца.
5.
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода –
Прямо с севера – сюда.
6. Птица, которая выводит своих птенцов зимой, в лютые морозы.
Если ученики правильно отгадают загадки о птицах, то по вертикали по выделенным клеткам они прочтут название птицы, которой посвящены эти строки.
Разоделись в шубки пни и кочки.
Ягоды припрятал снег-пушок.
Бодро рвет березовые почки
Черногорлый пестрый петушок.
И как в эту пору не любить
Кроткое лесное: “Ти-и-ить!”
10. Домашнее задание.
а) читать стр. 166-171.
б) Найти и прочитать о характере и повадках рябчика.
“Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, когда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на земле не останется птиц?”
Э.Н.Голованова
- Вот над этими двумя вопросами вы должны поразмышлять дома.