Цели урока:
- Выяснить, являются ли взаимно-обратными действиями умножение и деление;
- Формировать умения решать текстовые задачи, развивать логическое мышление, внимание, навыки устного счёта;
- Воспитывать интерес к предмету, повышать познавательный интерес.
Оборудование:
- Слайдовая презентация (Приложение 1.);
- Учебное издание “Планета знаний”. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. “Математика”. Учебник для 3 класса (1-4).
- Рабочая тетрадь №1 к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой. “Математика”.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня важный урок. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, гостям, садитесь. Как будем работать на уроке? Слажено, дружно.
-Руки? – На месте.
-Ноги? – На месте.
- Локти? – У края.
-Спина? – Прямая!
2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте это число. (23=)
Сколько цифр использовано для записи. Как называются такие числа? Запишите его в виде суммы разрядных слагаемых. 1 в. – составьте и запишите двузначное число, используя только цифру 2, 2 в. – используя только цифру 3. Минутка чистописания
3. Устный счёт. Работа в паре
.(Ответы записываются детьми в паре на листочках.)
Игра “Заполни окошки”.
- Через горную реку перекинут подвесной мост. Максимальный груз, который выдерживает мост, - 100 кг. По мосту навстречу друг другу идут 2-е мужчин. Вес первого – 75 кг, а вес 2-го – 85 кг. Дойдут ли они до половины моста? ( Нет, мост сломается, т.к., вес 2-х мужчин 160 кг).
Задание на внимание.
На уроках необходимо быть очень внимательными. Потренируемся в этом. Постройте глазами прямоугольник, квадрат, проведите глазами по периметру доски, “напишите” головой слово умножение, деление.Геометрический материал.
-Ребята, сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?
-Оцените свою работу в ходе устного счета:
Л. – легко
И. – интересно
Т. – трудно
Решение задач.
4. Объявление темы урока.
- Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли будущих учёных и исследовать ещё одну очень важную тему. Согласны? А, когда ученые исследуют что-то, они обязательно проверяют все, что связано с предметом изучения. Значит, сначала необходимо узнать название темы. Хотите узнать?
С учеными могут происходить самые удивительные и непредвиденные ситуации при достижении целей своих исследований. Чтобы добиться целей и выйти достойно из таких ситуаций, потребуется ваше внимание, логика, знания, желание, а, значит, будут необходимы ваша дружба, слаженность в работе, организованность.
- Какие же цели поставим, исходя из темы:
1. что будем исследовать…
2. что нового узнаем…
3. что повторим…
Верно, ваши цели совпали с моими.
5. Работа над темой.
- Таким образом, мы выполним задания по данной теме и проведем математическое исследование, цель которого, узнать, какие еще взаимно-обратные действия есть в математике.
- Вспомните, с какими взаимно-обратными действиями вы познакомились на прошлом уроке? Стр. 74-75 учебника № 1 рассмотрите устно. Чем похожи эти примеры?
Как называются числа при умножении? Что является неизвестным в этих примерах?
Что нужно сделать, чтобы найти неизвестный множитель? Какое действие выполним?
Дети делают вывод: обратное действие умножению – это деление и наоборот.
6. Первичное закрепление.
- Ребята, рассмотрите № 2 и № 3 (с.74)
- Какие фигуры изображены?
- Назовите одним словом. (Прямоугольники)
- Докажите, что это прямоугольники.
- Что нужно вычислить? (Площади прямоугольников)
- Все ли известно для этого? (Да)
- С помощью какого действия найдете их площади?
- Вспомните правило нахождения площади, формулу.
- Запишите решение и ответ по рядам: 1 ряд – синего прямоугольника, 2 – оранжевого прямоугольника, 3- желтого прямоугольника.
- Ребята, проверим правильность выполнения этого задания.
- А теперь исследуем фигуры из № 3.
- Что известно у следующих геометрических фигур? Что нужно найти? Как же узнать длину второй стороны фигуры, если известна ее площадь и длина одной стороны? Сформулируйте правило. Какое действие выполним, чтобы найти длину второй стороны?
Решение задачи.
(№ 5 стр. 74)
-Я считаю, что ученые могут быстро и правильно решать задачи разной сложности.
Следует ли нам брать с них пример и также справляться с решением задач?
Таким образом, я предполагаю, что мы достойно справимся с решением задачи № 5 стр. 74 учебника и проверим мое предположение.
-Прочитайте внимательно шепотом условие задачи.
Ученик еще раз читает условие задачи с выделением данных.
-О ком говорится в задаче?
-Что показывает число 8?
-Что еще известно в задаче?
-Что надо узнать? Прочитайте главный вопрос задачи.
-Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Какая особенность у задачи?
-Что мы сначала будем узнавать?
-А потом сможете найти ответ задачи?
(Краткая запись - на слайде. См. Приложение 1.)
- Ребята, рассмотрите краткую запись и дополните её.
- Повторите условие задачи по краткой записи. Замечательно.
- Решайте задачу самостоятельно.
(За доской задачу решает ученик.)
- Ребята, проверим правильность решения задачи:
-Как вы узнали, сколько щупалец у медузы?
-Как узнали, у кого их меньше и во сколько раз?
-Прочитайте ответ задачи. У остальных получилось также? Молодцы!
-Значит мое предположение о том, что вы умеете решать разные задачи, подтвердилось.
-Оцените свою работу в ходе решения задачи.
Л. – легко
И. – интересно
Т. – трудно
-После проделанной работы всем необходим отдых. Великие ученые тоже нуждаются в отдыхе. Вы много работали, пришла пора отдохнуть.
Физкультминутка.
7. Закрепление.
-Ребята, как вы думаете, ученые берегут время или могут позволить себе, например, просто “убивать время”? Как вы понимаете значение фразеологизма “убивать время”?
(“Убивать время” - т.е., проводить его без пользы).
-А 1 минута – это много или мало? Дело в том, что каждую минуту в нашей стране производят 13 телевизоров. 11 холодильников, 1560 пар обуви, 77 часов, 3 автомашины – подсчитали ученые. Вот и мы за оставшееся время постараемся сделать как можно больше заданий.
1. Индивидуально с учителем работает у компьютера 1ученик, выполняет арифметический диктант (на слайде - См. Приложение 1.)
2. 3-е ребят работают у доски по карточкам.
Реши примеры: 60-7*7= 100- 7*6= 38+4*8= 100- 42:7= 91-9*9= 16+36:9= |
3. Cамостоятельная работа – дифференцированные задания
(для остальных учащихся)-Найдите №8 стр. 75. Сейчас вы будете решать примеры по уровням сложности. Примеры под буквой а) – это 1 уровень, легкий, а примеры под буквами б) и в) – это примеры 2-го уровня, более сложного. Определитесь с примерами, которые, как вы считаете, соответствуют вашим возможностям. Поднимите руки, кто выбрал 1-ый уровень, а теперь те, кто выбрал 2-ой уровень. Отлично, решайте в тетрадях.
- Ребята, проверим выполненное вами задание.
Самооценка.
Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием. Выбирает капитана. Начинает работу.
КА Т 2. Как разделить число 188 на две равные части так, чтобы в каждой получилось 100? |
- Ребята, проверим выполненное вами задание и определим,
какая группа справилась правильно и быстро.
- Молодцы!
Работа в группах.
- Осталось у нас последнее задание - №9.
Это интеллектуальный марафон - задание повышенной сложности.
Работать вам, ребята, необходимо в паре.
Последовательность описанных в задаче действий дети изображают в виде цепочки:
40*2 --- 80 --- 80*3 --- 240 --- 240:2 --- 120
(Ребята делают вывод: число очков увеличилось)
8. Подведение итогов.
-С какой темой познакомились?
-Какие взаимно-обратные действия знаете?
-Где вам понадобятся знания о таких действиях?
-Оцените урок: было легко, интересно, трудно.
-Вывод: в роли ученых интересно быть, т.к., они умеют многое, а вы будете дальше учиться, чтобы узнавать много нового и интересного.
9. Домашнее задание (инструктаж).
№ 3 стр. 43 – рабочая тетрадь, №6 стр. 74 или №7 стр.75 - учебник (1 задание на выбор).
Запишите в дневники.
Урок окончен. Всем спасибо.