Цель:
- учить детей распознавать живую и неживую природу (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий);
- развивать умение устанавливать связи живой и неживой природы;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: дневник наблюдений, слайды к теме урока, учебник О. Н. Федотовой, Г. В. Трофимовой “Окружающий мир” и тетрадь для самостоятельной работы, цветные карандаши.
В ходе урока учитель использует программу (мультимедийное пособие) “Мир природы. Познавательные материалы по окружающему миру”, ориентированную на младших школьников. Модуль “Живая и неживая природа”. В разработке пособия участвовали преподаватели, методисты Армавирского филиала Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования (АФ ККИДППО), Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ), учителя начальной школы и учителя биологии армавирских школ.
Ход урока
I Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(учитель сажает детей)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
- Ребята, начнем наш урок. Посмотрите на доску и скажите, с какими объектами нам предстоит познакомиться на уроке?
( на доске иллюстрации объектов живой и неживой природы, изделий человека)
- Сегодня на уроке нам нужно найти ответ на вопросы:
а) Что такое природа?
б) На какие группы она делится?
в) В чем отличие природы от изделий человека?
II Проверка ранее изученного материала.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
(Об изделиях, которые сделал человек).
Работа в парах: из предложенных картинок выбрать те, на которых изображены предметы, сделанные руками человека.
- Назовите предметы, сделанные руками человека.
III Работа над темой урока.
1.Беседа
-Куда бы вы не пошли, везде вы окажитесь в окружении природы.
“ Мир природы. Слайд 1-2”
- А что такое природа? (ответы детей)
“ Мир природы. Слайд 5”
- Что относится к живой природе?
- Что отличает живую природу?
- Что относится к неживой природе?
“ Мир природы. Слайд 6”(игра)
- Что видно ночью? (луна, звёзды)
- Белые кораблики по небу плывут,
Белые кораблики дождики везут. (облака)
-Так что же такое природа?
(Всё, что не создано руками человека, и мы сами)
“ Мир природы. Слайд 8”
Физкультминутка
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонечко летят.
2. Работа по учебнику. (с. 10-11)
- Что мы видим с вертолета? А что видит Миша?
Работа в группах.
- Что общего у рисунков слева и справа полос разворота?
- Чем одна группа рисунков отличается от другой?
(Вывод с. 11- читает ученик).
3. Продолжение беседы.
- Как вы понимаете, что такое почва?
- Как связаны объекты живой и неживой природы?
(Живая природа не может существовать без неживой)
“ Мир природы. Слайд 9”
- Как нужно относится к природе?
(Бережно, трепетно…)
“ Мир природы. Слайд 10”
- Что должен делать человек, чтобы сохранить природу? (связь с экологией)
(Не мусорить, охранять природу, не ломать деревья…)
Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Выше-выше, высоко.
Прыгай на носках легко.
4. Самостоятельная работа в тетради (с. 10 задание 8)
IV Итог урока.
Два варианта подведения итога урока:
(Дети подводят итог урока самостоятельно после прослушивания стихотворения или по вопросам учителя)
1. Чтение учеником стихотворения Л.Фадеева “Окружающая среда” (наизусть)
Все - от старой сосны до забора,
До большого темного бора, -
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А еще медведь, и лось,
И котенок Васька, небось?
Даже лужа – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь.
И в пруду отраженье крыш.
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
2.- Что такое природа?
- На какие группы делится природа?
- Каким бы вы хотели видеть окружающий мир, когда станете взрослыми?
V Домашнее задание.
О. Н. Федотова, Г. В. Трофимова. “Окружающий мир”. Тетрадь для самостоятельной работы. С.10.Задание 8 – ответить на вопросы.