Тема:
Русский язык: Слова, обозначающие предмет. (Имя существительное).
Литература:
С. Махотин “Жук”.
Цели.
1. Продолжить работу над распознаванием имен существительных (и.с.) среди других частей речи; учить правильно задавать вопрос к и.с. в зависимости от категории: одушевленности – неодушевленности.
2. Дать понятие расстановки знаков препинания (запятой) при перечислении слов; доказать ее необходимость на письме.
3. Развивать внимание, логическое мышление, пространственное воображение, орфографическую зоркость; выразительные средства речи.
4. На примере художественных произведений воспитывать чуткое и сердечное отношение к окружающим людям.
Ход урока
1 урок.
1.Организация класса.
1.1.Сядете тогда, когда назову одушевленное имя существительное: говорю, пишу, книга, летит, красивая, жук.
1.2.Оформление тетрадей.
(Напоминаю, что слово “классная” пишется с двумя буквами С, это слово из словаря, а написание таких слов мы запоминаем, так как они не поддаются проверке).
2.Сообщение темы.
- Сегодня на уроке продолжаем работать в новом разделе:
“Красив тот, кто красиво поступает”.
- На уроке будем читать произведения из этого раздела, а также говорить о словах, обозначающих предмет, то есть об И.С.
- Посмотрите, что главное на уроке.
2.1.Главное на уроке.
1.Уметь находить и распознавать имена существительные.
2.Запомнить вопросы, на которые отвечает И.С.
3.Научиться ставить запятые при перечислении между словами.
4.Учиться читать выразительно целыми словами.
2.2.Минутка чистописания.
- Вы сели правильно на слово “жук”. Докажите, что это одушевленное И.С.
- Произнесем слово, назовем первый звук.
- Покажите, как жужжит жук (ж-ж-ж). Дайте характеристику данному звуку. (ж- согласный, всегда твердый, парный, звонкий – ш).
- На кого похожа буква? (На жука).
- Запишем: Жж жу жи уж жж жук (с комментированием).
3.Работа над темой урока.
3.1.Закрепление знаний об И.С.
- Расскажите все о слове “жук”, используя таблицу рассуждения:
3.2.Работа над стихотворением
С.Махотина “Жук”.
Первичное чтение учителем.
- Понравилось стихотворение? Что особенно понравилось?
- Как поступил мальчик? Можно ли его поступок назвать красивым?
- Повторное самостоятельное чтение учениками с заданием:
- Доказать словами из текста, что мальчик поступил красиво.
- Выборочное чтение.
- Согласны ли вы с поговоркой: “Красив тот, кто красиво поступает”?
- Какие слова, записанные на доске, помогают охарактеризовать мальчика?
(Запись на доске.)
Любопытный (т.с. мелочный интерес ко всему, даже несущественным подробностям).
!Любознательный (т.с. склонный к приобретению новых знаний).
!Сердечный (т.с. задушевный, добрый, искренний).
Равнодушный (т.с. безразличный к людям, окружающим).
4.Физ. минутка.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу- жу-жу, жу-жу-жу.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь.
5. Продолжение работы над темой урока.
5.1.А желаете ли вы больше узнать об этом жуке? (Чтение сказки о майском жуке из книги А. Зотова “Лесная мозаика”. Картинка с майским жуком).
5.2. Подготовка к выразительному чтению целыми словами, проговаривая окончания и делая нужные паузы, а также обращая внимания на знаки препинания, и подчеркнуть слова в тексте с буквой Ж.
5.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения.
5.4. Запись слов в тетрадь с комментированием с буквой Ж:
Жук, жука, даже, живет, жует, расскажу.
5.5. Теория.
- При перечислении в устной речи делаем паузы между словами, а в письменной - ставим запятую. Запомните! Это главное, что мы должны были узнать сегодня на уроке.
2 урок
1.Организация класса.
- Сядете, когда услышите неодушевленное И.С.: светит, красивый, мальчик, лес.
- Расскажите все о слове “лес”, используя таблицу рассуждения.
- Приведите свои примеры.
2.Продолжение темы урока.
2.1. Игра “Воображения”.
Лето, лето,
Ай, да лето!
Лето красное идет
И подарки несет! (картинка о лете)
2.2. С.10, упр. 7.
а) Деревья: дуб, ольха, береза, рябина, осина.
- О каком знаке препинания необходимо помнить при записи слов? Почему? (Проверьте).
- Кто сможет прочитать слово, которое получилось из первых букв названий деревьев? (Добро).
- Поставьте к нему вопрос. Какое И.С.?
- Не удивляйтесь, есть в русском языке И.С., которые обозначают чувства людей: зависть, горе, любовь, счастье…
- Можно сказать, что если человек приносит людям добро, то он красиво поступает?
- Писатель В.Гюго говорил: “Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность”.
б) Идем дальше… А в лесу такое разноголосье птиц …
- Давайте разберемся, чьи голоса вошли в состав лесного оркестра?
- Отгадайте загадки и запишите названия птиц. (Отгадку произносят хором).
Птицы: сова, кукушка, дятел, соловей.
Птицей я слыву бессонной
Все ловлю мышей… Я одна
Сберегла за лето
Тонну золотистого зерна. (Сова).
Строить гнезда не люблю я…
И как с юга прилечу,
То не раскрывая клюва
Громче всех в лесу кричу. (Кукушка).
Пробудившись ранней ранью
Дело сразу нахожу:
Громко клювом барабаню,
Всех зверей и птиц бужу. (Дятел).
Про какую птицу говорят:
“Играет на волшебной дудочке”? (Соловей).
(Картинка соловей).
2.3. Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте
сказку. (Чтение сказки о соловье из книги А.
Зотова “Лесная мозаика”).
2.4. С. 11, упр. 8.
- Списываем, проговаривая орфографически по слогам. (Взаимопроверка).
- Какие слова подчеркнули? Почему?
2.5. Составление “родословного гнезда” со словом “соловей”:
- соловей
- соловушка
- соловейчик
- соловейко
- соловьенок
- соловьиная
- Докажите, что данные слова родственники.
- Найдите “лишнее” слово. (Соловьиная). Докажите.
3.Физ. минутка.
Ваня шел, шел, шел.
Белый гриб нашел.
Раз- грибок, два- грибок,
Положил он в кузовок.
4.Чтение нового произведения. (С.11-12).
4.1.Наше путешествие по летнему лесу продолжается. И что?!
- Кот к нам идет на встречу? (Мальчик и маленькая девочка).
- Подойдем поближе. Оказывается, это брат и младшая сестра из рассказа Эдуарда Юрьевича Шима.
4.2. Чтение рассказа Э.Шима “Брат и младшая сестра”.
- Понравился рассказ? Что особенно понравилось?
- Что вы можете сказать об отношении Саньки к младшей сестренке?
- Можно ли назвать его поступок красивым?
- Да, ребята, не зря говорят: “Красив тот, кто красиво поступает”.
4.3.Повторное чтение с заданием:
- Отметьте карандашом те абзацы, в которых рассказывается, как Санька каждый раз помогал своей сестренке?
- У кого из вас есть младшая сестренка или братик?
- Помогаете ли вы им? В чем и как?
- Значит, вы как поступаете? Почему?
- Словарная работа.
- С чем ходят в лес по ягоды и грибы?
- Чем отличается кузовок от корзинки? (Картинки).
Т. С. Кузовок – короб, сплетенный из лыка или бересты.
Корзина – плетеное изделие для переноски из веток ивы.
Лукошко - небольшая корзинка из лубка или прутьев.
- Права ли я буду, если скажу, что эти слова обозначают один предмет, но разные по написанию?
- Такие слова в русском языке называются синонимами.
- Резерв. С. 13, упр.10.
- Мы продолжаем гулять по лесу. Но мы немножко заблудились. Что делать?
- Сейчас будем записывать слова по рядам, а чтобы правильно поставить ударение, вам надо слово позвать на одном дыхании.
(Анализ слов при проверке).
7.Домашнее задание.
Р.я.- С. 13, упр. 11.(Набрать кузовок ягод).
Литер. – С.11, 12, чтение по ролям.
8.Итог урока.
- Итак, ребята, прочитаем, что было главное на уроке?
- У каждого на столе карточки с предметами. Встаньте те, у кого И.С. одушевленное, а потом – неодушевленное.
- Расскажите все, что вы знаете об И.С., используя таблицу рассуждения. Что ставим при перечислении между словами?