Обоснование: актуальность работы над данной проблемой обусловлена тем, что в современном мире вся система образования и обучения построена на развитие логического мышления и интеллекта, за которое отвечает левое полушарие головного мозга. Тем самым недооценивается роль воображения (образы), интуиции, творческого мышления, чувств.
В обычном спокойном состоянии левое и правое полушария головного мозга дополняют друг друга в обработке поступающей информации, в выработке новых знаний, в принятии решений. Но во время стресса эта способность может быть утрачена и в этот момент работает только одно полушарие – ведущее. Техника «Гимнастики Мозга» способствует развитию гибкости мышления за счет гармоничной работы обоих полушарий вне зависимости от стрессовых факторов, взаимодействия логики и интуиции, интеллекта и творческого мышления.
Особая система упражнений способствует освоению любых двигательных навыков в несколько раз быстрее, чем при любой другой методике. Она также приводит к более быстрому и полноценному освоению теоретических знаний, навыков психологического и физического поведения. Это позволяет достигать своей цели без дополнительных лишних затрат (здоровья, денег, времени), т.к. вы действуете точно и уверенно в соответствии со своими внутренними потребностями. Методика способствует повышению стрессоустойчивости и быстрому переобучению (адаптации к новым условиям).
Отсутствие успехов в школе и невозможность родителей оказать посильную помощь по ряду причин приводит, как правило, учащихся с дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью психосоциальной запущенностью, пониженной работоспособностью и в дальнейшем к формированию из них деструктивных элементов общества. В связи с этим целью организации данной работы с использованием метода «Гимнастика мозга» в начальных классах является острой необходимостью, так как, мы должны постоянно двигаться, чтобы сделать возможным процесс обучения. Так, например, чтение возможно потому, что наши глаза совершают минимальные движения. При слушании мы рефлекторно поворачиваем нашу голову в сторону источника звука. Подумайте также и о том, что при записи информации вы используете ваше тело или что определенные жесты могут вам что-нибудь напоминать. Мы изучаем наше окружение лучше всего, если мы чувственно узнаем о нашем теле и понимаем его. Это и есть причина, почему дети очень часто повторяют услышанные от рассказчика действия движением тела. Движения всегда являются непосредственно частью программы, если человек учится или обрабатывает полученную информацию.
Наряду с движениями для учебы также значимы и прикосновения. Между тем известно, что малыши душевно и духовно отстают в развитии, если они не узнают никаких телесных прикосновений. Но и в последующие годы прикосновения и телесная близость играют очень большую роль: дети изучают окружающий мир путем осязания и обоняния. Мы все рождаемся с необыкновенными учебными способностями и обладаем от рождения всеми предпосылками, в которых мы только нуждаемся, чтобы учиться эффективно и хорошо. Все же на протяжении долгих лет у многих людей вызывается учебная «блокировка» под влиянием различных факторов. И это приводит к так называемым учебным расстройствам. Позитивные влияния различных упражнений данной методики базируются на том факте, что учение возможно только благодаря движению. Выполняя простые и несложные упражнения, обучающиеся задействуете одновременно и ум, и тело. При использовании методики «Гимнастика мозга» у детей были, обнаруживаются значительные улучшения работоспособности после проведения курса упражнений.
Концепции основы построения программы:
- Программа призвана реализовывать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на получение полноценного образования.
- Программа заключает в себе идею формирования у учащихся необходимости адаптироваться к образовательному процессу.
- Программа несет в себе идею консолидацию деятельности семьи и школы по сохранению здоровья ребенка в образовательном процессе.
Программа базируется на понимании здоровье ребенка в образовательном процессе как основополагающей.
Основная цель: Ученик, успешно обучающийся и использующий упражнения методики «Гимнастика мозга».
Основные задачи:
I. Создание условий, способствующих адаптации к образовательному процессу; где под условием понимаем:
- благоприятный микроклимат в классном коллективе;
- организация учебной деятельности на каждом уроке с использованием методики «Гимнастика мозга»;
- организация внеурочной деятельности по предметам с использованием методики «Гимнастика мозга»;
- организация досуга учащихся в рамках дополнительного образования
- помощь семье по внедрению здоровьесберегающей технологии.
II. Создание группы, заинтересованных специалистов (учителей предметников, психологов, логопедов, педагога социальной защиты, педагогов дополнительного образования) для внедрения методики «Гимнастика мозга».
Объект: обучающиеся класса и их родители
Предмет: Система деятельности учителей и родителей по внедрению в образовательный процесс методики «Гимнастика мозга».
Гипотеза: Если создать условия, способствующие внедрению данной методики, и объединить усилия всех членов образовательного процесса по данному вопросу, то сохраним здоровье ученика и повысим качество обучения.
Средства достижения результатов:
Методическая работа
Цель:
- Профессиональный рост учителя, работающего в данном классе.
- Овладение учителем здоровьесберегающей технологией обучения:
- организация и проведение методических семинаров по данной проблеме;
- проведение практических занятий с учителями.
Учитель
Цель: Учитель способный сохранить здоровье учащихся в образовательном процесс, повысив качество обучения:
- проведение психолого-педагогических индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, родителей и педагогов;
- проведение диагностики, профилактики, коррекции;
- создание санитарно-гигиенических, валеологических условий;
- использование в работе методических наработок по здоровье сберегающей технологии;
- работа ГПД;
- организация и проведение профилактической работы.
Ученик
Цель: Изменение ученика:
- посещение уроков (нет пропусков по болезни учеников);
- повышение уровня валеологической грамотности обучающихся и родителей;
- формирование системы работы по валеологизации учебно-воспитательного процесса в классе;
- осознанное отношение обучающихся и их родителей к состоянию здоровья как важнейшему фактору успеха в обучении;
- повышение уровня обученности и общей успеваемости.
Критерии результативности
Методическая работа:
- рост профессионального мастерства учителя;
- использование элементов новых технологий.
Ученик:
- соответствие уровня обученности базовому уровню;
- уровень ЗУН соответствует стандарту образования;
- отсутствие пропусков уроков (по болезни);
- уровень сформированности энергопотенциала и волевых навыков;
- уровень сформированности социальной адаптивности;
- уровень сформированности понимательной способности и усвоения программного материала;
- уровень сформированности эмоциональной расположенности к образовательному учреждению;
- посещение учащимися спортивных секций, корригирующей гимнастики, и других кружков.
Учитель:
- создание условий для развития учащихся;
- приобщение родителей к решению вопросов, связанных со здоровьем ребенка;
- работа в творческой группе по данной проблеме;
- использует в системе в учебно – воспитательном процессе методики «Гимнастика мозга».
Ожидаемый результат:
Ученик:
- успешное использование упражнений каждым учеником в образовательном процессе.
- усвоение базового минимума.
- высокий уровень сформированности энергопотенциала и волевых навыков;
- высокий уровень сформированности социальной адаптивности;
- высокий уровень сформированности понимательной способности и усвоения программного материала;
- высокий уровень сформированности эмоциональной расположенности к образовательному учреждению;
Этапы реализации программы:
Диагностический этап (середина 2004- начало 2005 г.)
Задача. Фиксация ситуации на данном этапе.
- Шаг 1. Диагностика энергопотенциала, волевых навыков, социальной адаптивности, понимательной способности, усвоения программного материала и эмоциональной расположенности к образовательному учреждению
- Шаг 2. Анализ уровня подготовки и здоровья обучающихся.
- Шаг 3. Выявление факторов влияющих на качество обученности и обучения.
- Шаг 4. Установление причинно-следственных связей влияющих на здоровье и процесс обучения учащихся.
- Шаг 5. Выявление болевых точек по направлению.
Ожидаемый результат:
- Формулировка проблемы.
- Заказ всех участников образовательного процесса на поиск механизма по сохранение здоровья и качество обучения учащихся.
Прогностический этап (начало 2005 – конец 2005 г.)
Задача: Прогнозирование хода решения проблемы.
- Шаг 1. Определение целей, задач направления.
- Шаг 2. Определение механизмов решения поставленных целей.
- Шаг 3. Разработка прогноза возможных результатов.
- Шаг 4. Разработка критериев отслеживаемых результатов.
Ожидаемый результат: Программа направления.
Организационный этап (конец 2005 – начало 2006 г.)
Задача: Внедрение механизмов реализации программы направления.
- Шаг 1. Создание творческой группы единомышленников.
- Шаг 2. Доработка программы направления с группой.
- Шаг 3. Обсуждение программы направления на методическом объединении учителей начальных классов.
- Шаг 4. Создание условий "отслеживание динамики внедрения методики".
Ожидаемый результат: Все участники образовательного процесса готовы к реализации программы направления.
Практический этап.
Реализация программы направления (конец 2005 – конец 2007 г.)
Задача: Отслеживание "первичных" результатов.
- Шаг 1. Отслеживание результативности работы учителей по внедрению методики «Гимнастика мозга».
- Шаг 2. Коррекционная работа с учащимися на классных часах, ГПД, уроках по данной проблеме.
- Шаг 3. Коррекционная работа с учителями по здоровьесберегающей технологии.
- Шаг 4. Учет результатов наблюдения за учащимися.
Ожидаемый результат: Ученик, успешно обучающийся и использующий упражнения методики «Гимнастика мозга».
Обобщающий этап (конец 2007 – середина 2008 г.)
Задача: Подведение общих итогов, полученных при реализации программы направления.
- Шаг 1. Анализ программы направления.
- Шаг 2.Разработка методических рекомендаций для классных руководителей, учителей-предметников по решению данной проблемы.
Ожидаемый результат:
- Достижение цели программа направления.
- Рекомендации по дальнейшей работе в педагогическом коллективе по программе направления.
Литература.
- Чупажа И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе» - Научно-практические сборники инновационного опыта. Москва, изд. «ИЛЕКСА» - 2001