Конспект открытого занятия на тему: "Родственные слова, синонимы, антонимы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Совершенствовать навыки подбора существительного к прилагательным, согласовывая в роде и числе.
  2. Продолжать работу над произношением предложения с разной интонацией.
  3. Учить подбирать определения к заданному слову (синонимы, антонимы).
  4. Формировать знания детей в названии детенышей диких животных в ед.ч. и мн. числе.

Демонстрационный материал.

  1. Картинки с изображением животных и детенышей.
  2. Картинки зайцев с различной мимикой
  3. Картины с изображением: ЗИМЫ, ВЕСНЫ, СНЕГА
  4. Картины Левитана “Весна. Большая вода”.
  5. Грамзапись: Чайковский “Апрель”.

Ход занятия

1. Организационный момент:

(Дети усаживаются на ковре).

Воспитатель: - Представьте себе, что находитесь не в группе, а встречаете весну в лесу. Усаживайтесь удобнее на нашей полянке, будем с вами любоваться красотой весеннего леса.

2. Создание игровой ситуации:

(Входит девочка Веснянка. Читает стихотворение Токмаковой).

Девочка Веснянка:

- К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами,
Черные проталины
На полях видны.
Верно очень теплые
Ноги у весны.

-Кто это ко мне в гости пришел? Здравствуйте, ребята, Я-Веснянка, и живу в этом лесу. Принесла я вам картину. Хотите посмотреть?

Воспитатель:

-Спасибо Веснянка, оставайся с нами.

(Работа по картине. За каждый ответ – листочек).

Воспитатель:

-Посмотрите дети, какую картину нам принесла Веснянка, и еще что-то в корзине (зеленые листочки).

-Посмотрите что изображено на картине.

-Обратите внимание на небо.

-Какое оно?

-Какое время года изобразил художник? (весну).

-Почему вы так думаете.

-Какие слова можно образовать от слова ВЕСНА? (весенний, веснушка).

-Про что можно сказать “Весенний”? (дождь, ручеек).

-“Весенняя”? (вода, трава).

-“Весеннее”? (облако, небо).

-А какими словами можно описать весну, какая она?

-Придумайте слова – определения к слову весна (теплая, красивая, солнечная).

- Какое солнце весной? (яркое, теплое).

-Какое небо весной? (чистое, голубое).

Стихи и поговорки, пословицы.

Воспитатель:

-Кто хочет рассказать любимое стихотворение о весне, пословицу или поговорку?

Пословицы:

  1. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
  2. Весенний лед толст, да прост.
  3. Весенний воды царь не уймет, вода путь найдет.
  4. Весенний день год кормит.
  5. Апрель со двора, отыгралась половодьем река.
  6. Была бы апрельская водица, а зелень народиться.
  7. В апреле земля теплеет, воды разливаются
  8. Играй пока, Матушка Ока, апрель на дворе.
  9. Апрель всех напоит.
  10. Апрельский скворец весны гонец.

Стихи:

Уходи, мороз косматый
Слышишь, старый, или нет
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.
Солнце ласково смеется
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Я.Колас.

Подснежник.

Выглянул подснежник
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной.
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед,
Раз пришел разведчик
И весна придет.
Е.Серова.

Воспитатель:

-Дети, а какое время года предшествовало весне? (зима).

-Что можно сказать про зиму?

-Какая она (холодная, злая).

-Какое небо зимой (тусклое, холодное).

-Какое солнце зимой? (скучное)

-Какие слова можно образовать от слова ЗИМА? (зимний, зимующие)

-Про что можно сказать зимний? (день, лес).

-Про кого мы скажем зимующие? (птицы)

-Как ласково назвать зиму (зимушка)

- чем отличается зима от любого другого времени года? (снегом)

-Как вы думаете, слово “зима” родственное слову “снег”?

-Нет. Почему?

-Родственные слова – такие слова, у которых есть общая часть слова.

-Подберите родственные слова к слову снег (снеговик, снежинка, снежная).

-Про что можно сказать снежная? (баба, гора).

-Как одним словом можно назвать снежную бабу? (снеговик)

-Как называется первый весенний цветок? (подснежник).

-Как одним словом назвать снежные комочки? (снежки).

Давайте с вами в последний раз поиграем в зимнюю игру.

Физкультминутка. ИГРА В СНЕЖКИ.

Работа над интонацией

Воспитатель:

-Поиграли, пора возвращаться в детский сад. “Кончилась зима”. Мы все рады весне, но кто-то и загрустил, жаль расставаться с зимой.

-Давайте вместе произнесем это предложение.

-но мы все-таки рады, что закончилась зима.

То же самое с предложением “Наступила весна”.

-Ребята, кругом вода залила дорожки, давайте осторожно по мостику перейдем и дойдем до детского сада, но переходить будем, называя какую-нибудь пословицу.

-Вот мы и в детском саду. Ребята, вспомните, когда мы были на нашей поляне, не встретили ни одного животного. Их Дед Мазай вывез в своей лодке подальше от разлива. И мы сейчас с вами узнаем, кого же спас Дед Мазай.

Загадки о животных

1.Хожу в пушистой шубке,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
орешки я грызу.
(белка)

Воспитатель:

-Как зовут детеныша белки? (бельчата)

-А один? (бельчонок)

-А как их ласково назвать? (бельчатки)

2. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(волк)

Воспитатель:

-Какое домашнее животное похоже на волка? (собака)

-Как зовут детеныша волка? (волчонок)

-А много? (волчата)

-А как их ласково назвать? (волчатки)

3.Хитрая, рыжая, по полю гуляет

Свой след заметает

(лиса)

Воспитатель:

-Как зовут детеныша лисы? (лисенок)

-А много? (лисята)

-А как их ласково назвать? (лисятки)

4.Какого зверя зовут хозяином леса? (медведь)

Воспитатель:

-медвежонок

-медвежата

-медвежатки

5. Сердитый недотрога
живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
а нитки ни одной
(Ёж)

Воспитатель:

-Ежонок

-ежата

-ежатки

-Вот сколько зверей спас дед Мазай в своей лодке. А два зайца ехать с ним не захотели. Они от него убежали. Погуляли они в лесу и вернулись к маме.

Работа с прилагательными

Воспитатель:

-Посмотрите на них. Каковы они? - Один стоит веселый. Какое у него настроение?

-а второй какой? – грустный. Какой у нас этот зайчик (первый)? – веселый.

Работа с синонимами

Воспитатель:

Подберите к слову веселый слова, близкие по значению.

-какой заяц? – довольный, счастливый, радостный.

-А если у него хорошее настроение, он радостный, то он не просто не бежал. А что он делал? – несся, мчался, скакал.

-почему второй такой грустный? – он в лесу промочил лапки.

-Скажите про этого зайца, какой он? К слову веселый подберите противоположное по значению.

-так какой второй зайчик? – невеселый, печальный.

-А если заяц был грустный, то он домой не бежал, а что делал? – тащился, брел.

Рисунок по трафарету.

Воспитатель:

-У вас на столе трафареты зайца, мы с вами переведем их и нарисуем грустного и веселого зайца.

3. итог занятия.

Молодцы, все были внимательными, активными. Приятно было с вами заниматься.