Программное содержание.
- Совершенствовать навыки подбора существительного к прилагательным, согласовывая в роде и числе.
- Продолжать работу над произношением предложения с разной интонацией.
- Учить подбирать определения к заданному слову (синонимы, антонимы).
- Формировать знания детей в названии детенышей диких животных в ед.ч. и мн. числе.
Демонстрационный материал.
- Картинки с изображением животных и детенышей.
- Картинки зайцев с различной мимикой
- Картины с изображением: ЗИМЫ, ВЕСНЫ, СНЕГА
- Картины Левитана “Весна. Большая вода”.
- Грамзапись: Чайковский “Апрель”.
Ход занятия
1. Организационный момент:
(Дети усаживаются на ковре).
Воспитатель: - Представьте себе, что находитесь не в группе, а встречаете весну в лесу. Усаживайтесь удобнее на нашей полянке, будем с вами любоваться красотой весеннего леса.
2. Создание игровой ситуации:
(Входит девочка Веснянка. Читает стихотворение Токмаковой).
Девочка Веснянка:
- К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами,
Черные проталины
На полях видны.
Верно очень теплые
Ноги у весны.
-Кто это ко мне в гости пришел? Здравствуйте, ребята, Я-Веснянка, и живу в этом лесу. Принесла я вам картину. Хотите посмотреть?
Воспитатель:
-Спасибо Веснянка, оставайся с нами.
(Работа по картине. За каждый ответ – листочек).
Воспитатель:
-Посмотрите дети, какую картину нам принесла Веснянка, и еще что-то в корзине (зеленые листочки).
-Посмотрите что изображено на картине.
-Обратите внимание на небо.
-Какое оно?
-Какое время года изобразил художник? (весну).
-Почему вы так думаете.
-Какие слова можно образовать от слова ВЕСНА? (весенний, веснушка).
-Про что можно сказать “Весенний”? (дождь, ручеек).
-“Весенняя”? (вода, трава).
-“Весеннее”? (облако, небо).
-А какими словами можно описать весну, какая она?
-Придумайте слова – определения к слову весна (теплая, красивая, солнечная).
- Какое солнце весной? (яркое, теплое).
-Какое небо весной? (чистое, голубое).
Стихи и поговорки, пословицы.
Воспитатель:
-Кто хочет рассказать любимое стихотворение о весне, пословицу или поговорку?
Пословицы:
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- Весенний лед толст, да прост.
- Весенний воды царь не уймет, вода путь найдет.
- Весенний день год кормит.
- Апрель со двора, отыгралась половодьем река.
- Была бы апрельская водица, а зелень народиться.
- В апреле земля теплеет, воды разливаются
- Играй пока, Матушка Ока, апрель на дворе.
- Апрель всех напоит.
- Апрельский скворец весны гонец.
Стихи:
Уходи, мороз косматый
Слышишь, старый, или нет
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.
Солнце ласково смеется
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Я.Колас.
Подснежник.
Выглянул подснежник
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной.
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед,
Раз пришел разведчик
И весна придет.
Е.Серова.
Воспитатель:
-Дети, а какое время года предшествовало весне? (зима).
-Что можно сказать про зиму?
-Какая она (холодная, злая).
-Какое небо зимой (тусклое, холодное).
-Какое солнце зимой? (скучное)
-Какие слова можно образовать от слова ЗИМА? (зимний, зимующие)
-Про что можно сказать зимний? (день, лес).
-Про кого мы скажем зимующие? (птицы)
-Как ласково назвать зиму (зимушка)
- чем отличается зима от любого другого времени года? (снегом)
-Как вы думаете, слово “зима” родственное слову “снег”?
-Нет. Почему?
-Родственные слова – такие слова, у которых есть общая часть слова.
-Подберите родственные слова к слову снег (снеговик, снежинка, снежная).
-Про что можно сказать снежная? (баба, гора).
-Как одним словом можно назвать снежную бабу? (снеговик)
-Как называется первый весенний цветок? (подснежник).
-Как одним словом назвать снежные комочки? (снежки).
Давайте с вами в последний раз поиграем в зимнюю игру.
Физкультминутка. ИГРА В СНЕЖКИ.
Работа над интонацией
Воспитатель:
-Поиграли, пора возвращаться в детский сад. “Кончилась зима”. Мы все рады весне, но кто-то и загрустил, жаль расставаться с зимой.
-Давайте вместе произнесем это предложение.
-но мы все-таки рады, что закончилась зима.
То же самое с предложением “Наступила весна”.
-Ребята, кругом вода залила дорожки, давайте осторожно по мостику перейдем и дойдем до детского сада, но переходить будем, называя какую-нибудь пословицу.
-Вот мы и в детском саду. Ребята, вспомните, когда мы были на нашей поляне, не встретили ни одного животного. Их Дед Мазай вывез в своей лодке подальше от разлива. И мы сейчас с вами узнаем, кого же спас Дед Мазай.
Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубке,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
орешки я грызу.
(белка)
Воспитатель:
-Как зовут детеныша белки? (бельчата)
-А один? (бельчонок)
-А как их ласково назвать? (бельчатки)
2. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(волк)
Воспитатель:
-Какое домашнее животное похоже на волка? (собака)
-Как зовут детеныша волка? (волчонок)
-А много? (волчата)
-А как их ласково назвать? (волчатки)
3.Хитрая, рыжая, по полю гуляет
Свой след заметает
(лиса)
Воспитатель:
-Как зовут детеныша лисы? (лисенок)
-А много? (лисята)
-А как их ласково назвать? (лисятки)
4.Какого зверя зовут хозяином леса? (медведь)
Воспитатель:
-медвежонок
-медвежата
-медвежатки
5. Сердитый недотрога
живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
а нитки ни одной
(Ёж)
Воспитатель:
-Ежонок
-ежата
-ежатки
-Вот сколько зверей спас дед Мазай в своей лодке. А два зайца ехать с ним не захотели. Они от него убежали. Погуляли они в лесу и вернулись к маме.
Работа с прилагательными
Воспитатель:
-Посмотрите на них. Каковы они? - Один стоит веселый. Какое у него настроение?
-а второй какой? – грустный. Какой у нас этот зайчик (первый)? – веселый.
Работа с синонимами
Воспитатель:
Подберите к слову веселый слова, близкие по значению.
-какой заяц? – довольный, счастливый, радостный.
-А если у него хорошее настроение, он радостный, то он не просто не бежал. А что он делал? – несся, мчался, скакал.
-почему второй такой грустный? – он в лесу промочил лапки.
-Скажите про этого зайца, какой он? К слову веселый подберите противоположное по значению.
-так какой второй зайчик? – невеселый, печальный.
-А если заяц был грустный, то он домой не бежал, а что делал? – тащился, брел.
Рисунок по трафарету.
Воспитатель:
-У вас на столе трафареты зайца, мы с вами переведем их и нарисуем грустного и веселого зайца.
3. итог занятия.
Молодцы, все были внимательными, активными. Приятно было с вами заниматься.