Технология коррекционно-развивающего обучения в малых группах

Разделы: Общепедагогические технологии


Одной из форм преодоления проблем у учащихся в обучении, вызванных негативным отношением к учению, неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой, низким уровнем развития высших психических процессов (внимания, памяти, мышления) несформированностью структурных компонентов учебно-познавательной деятельности (целеполагания, положительной мотивации, планирования деятельности, способов ее выполнения, самоконтроля и самооценки), является создание групп КРО.

Коррекционно-развивающее обучение – это комплексный процесс преодоления серьезных проблем в обучении детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

В нашей школе группы КРО работают с 2006г. В своей работе учителя используют концептуальные основы теории КРО, которые были разработаны на кафедре социальной педагогики и акмеологии Шуйского Государственного педагогического университета под руководством профессора В.Н. Тарасовой.

Диагностика, проведенная во 2 - 11 классах под руководством психолога позволила выявить проблемы учащихся. На психолого-педагогических консилиумах были выработаны комплексные решения о путях преодоления выявленных проблем через оказание индивидуальной и психолого-педагогической помощи учащимся. Были сформированы группы КРО по математике и русскому языку для учащихся 2 – 7классов.

Занятия проводятся по одному часу в неделю.

Программный материал для занятий в группах КРО организован иначе, чем в обязательной программе. Каждая большая тема обязательно включает Госстандарт плюс " дополнительные сведения по теме. Большая тема строится в технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ).
Восстановление пробелов учащихся посредством УДЕ в психофизиологическом плане означает подключение резервных (подсознательных) механизмов переработки информации (мысленное манипулирование символами, изменение их порядка и т.д.).

Выстроенная в нетрадиционной форме программа, позволяет ребёнку освоить основные отношения и взаимосвязь объектов, чтобы в дальнейшем оперировать ими в старших классах, когда ребёнок сталкивается с более сложными понятиями.

Программы в системе КРО заставляют учителя исходить из того, что он должен обеспечить неуспевающему ученику возможность, выделять в наиболее простой форме связь между свойствами изучаемого объекта и способами действия с ним, шаг за шагом прослеживать видоизменение этих способов в связи с усложнением условий задачи, осознать необходимость всё более полного учёта свойств и отношений объекта.

Организация коррекционно-развивающих занятий в группах имеет свою специфику. В структуре занятий групп КРО обязательно есть три ступени: (Приложение1)

  • Формирование готовности к работе над темой;
  • Основная часть, которая представляет собой изучение темы;
  • Заключительная часть.

На начальный этап занятий отводится от 5 до 7 минут для формирования физической, коммуникативной, анализаторской, интеллектуальной и мотивационной готовности к работе над темой.

Физическая готовность необходима потому, что, как правило, мы имеем дело с соматически ослабленными детьми, которые быстро утомляются, медленно мобилизуются, у них наблюдается мышечное напряжение, они плохо расслабляются. Поэтому учитель предлагает несколько упражнений для работы мышц, позвоночника (в том числе шейного отдела) в сочетании с дыхательной гимнастикой, чтобы снять мышечную зажатость, усилить подвижность плечевых, локтевых суставов и кисти рук, обеспечить приток кислорода в мозг.

Так как среди детей с трудностями в обучении есть закомплексованные учащиеся, некоммуникабельные и порой агрессивные, важно настроить всех к доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству на занятиях. Способы настроя на коммуникацию у всех учителей разные.

Это может быть доброе слово , улыбка или игра. Есть много других способов, которые изобретают учителя.

Чтобы обеспечить культуру восприятия изучаемой темы, важно привести в активное состояние анализаторы учащихся, т.к. дети с трудностями в обучении не умеют сосредотачиваться, часто отвлекаются, смотрят по сторонам, поэтому слушают, но не вслушиваются, смотрят, но не всматриваются при наблюдении. У них нет готовности к восприятию. Тогда учитель предлагает небольшие задания для работы зрительного анализатора, слухового, тактильного, обоняния, чтобы обострить ощущения и научить при восприятии, концентрировать внимание.

Например, младшим школьникам дается картинка “Школа в лесу”, где учениками являются лесные звери: кто-то с книжкой в руках, кто-то с карандашами, кто-то пишет в тетрадке и т.д. Предварительно дается установка учащимся: быстро все рассмотреть и постараться запомнить всех любимых зверушек, чтобы потом о них рассказать. Через 10-20 секунд учитель убирает картинку и задает вопросы: назовите учеников школы в лесу; что делает медведь? А что в руках у лисы? И т.д.

На первых занятиях дети перечисляют зверей, но не могут ответить, чем каждый из них занят, что у них в руках

На занятиях по математике , например: можно показать (предъявлять) ряд чисел, геометрических фигур, для концентрации внимания, чтобы увидеть их особенности или выделить существенные признаки т.д.

Для восприятия на слух можно давать незнакомые четверостишья, математические фразы и т.д.

Когда анализаторная готовность к восприятию темы появилась, необходимо привести в активное состояние весь интеллект, особенно мышление. Для этого используются различные интеллектуальные игры, особенно на догадку.

Только после этого начинается основной этап занятий, который начинается с объявления темы и стимулирования интереса к ней (организация мотивационной готовности) и обеспечения активно субъектной позиции каждого ученика. Мастерство учителя проявляется здесь в изобретательности различных приемов, включающих учащихся в сотрудничество при изучении новой темы.

Какие же приемы стимулирования мотивации могут помочь учителю? Это показ значимости темы для жизни учащихся, создание проблемных ситуаций, исторические экскурсы, доступные исследовательские задания, использование парадоксов, курьезные моменты, необычное начало занятий, дидактические игры (для подростков могут использоваться деловые игры) и др. При изучении новой темы ребенок действует сам по заданию учителя, поэтому должна использоваться разнообразная наглядность: реальная, изобразительная, графическая, слухо-зрительная, презентации и т.д. Но все учебные действия учащихся осуществляются в коммуникативном процессе при стимулировании учителя и оказании им дозированной помощи.

В основной части коммуникативную готовность целесообразно организовывать через активные формы учебно-познавательной деятельности (УПД): парную работу, групповую работу, дискуссионные формы (обсуждение, рефлексия выполненных заданий). Эти формы УПД постепенно расширяют сферу взаимодействия каждого ученика, обеспечивают совместный поиск способов выполнения задания, коллективное принятие решений, выявление затруднений , преодоление закомплексованности и неудач. Совместная работа учащихся под руководством учителя подводит учащихся к выводам по теме и извлечению собственных уроков из проделанной работы, Кроме этого, она открывает учащихся друг другу с положительной стороны, преодолевая недоверие и отчужденность некоторых учащихся. А это уже важный аспект социализации личности.

Работа над теоретической частью темы завершается приемами запоминания усвоенных знаний, которые учащимся предлагает учитель. Это чтение правил по учебнику, может быть пересказ учащихся друг другу своего понимания понятий и правил или попытка их изобразить в рисунке, в схеме, в таблице, серии упражнений .

Все виды упражнений целесообразно выполнять в парной или групповой работе. В помощь учащимся можно предложить дифференцированные инструкции (алгоритмы):

Заключительная часть занятия состоит из 2 этапов. .На первом этапе учащиеся получают индивидуальные или дифференцированные задания для преодоления пробелов в знаниях.

(Логические, на приемы систематизации, группировку материала по существенным признакам и др.)

На втором этапе заключительной части занятия подводятся итоги проделанной работы. Все начинается с саморефлексии учащихся: чем интересна (или важна) тема занятия, что узнали, чему научились, кто у кого чему-то научился, кто кому помог, что в большей степени удалось, какие трудности возникли, как выходили из затруднений и какие правила, понятия помогли в преодолении трудностей, какие извлекли для себя уроки.

Учитель характеризует работу каждого ученика, стараясь показать группе ребят, все его малейшие достижения и дает советы, что осталось доработать и как лучше это сделать. Затем учитель в целом оценивает работу группы: их внимание, сосредоточенность, активность, желание достичь правильного результата , слаженность в работе. Он предлагает учащимся (кто желает) выбрать задание поработать дома, благодарит учащихся за сотрудничество и прощается с ними до следующей встречи.

Ценность этой формы КРО и созданных для них программ в том, что:

  1. Содержание занятий не притягивается к содержанию урока, а значит, не закрепляются негативные стереотипы, опыт неудач;
  2. Изучение материала укрупненными дидактическими единицами (УДЕ), позволяет преодолеть имеющуюся у школьников разорванность знаний и целостность, представить изучаемые объекты;
  3. Отсутствие регламентации времени на изучение той или иной темы позволяет изучать материал в оптимальном для данной группы учащихся темпе;
  4. Замета балловой системы оценивания деятельности учащихся и ее результатов качественной характеристикой учителя в доброжелательной форме придают школьнику уверенность в достижении успеха, снижает уровень тревожности, открывает к контакту;
  5. Включение упражнений на развитие зрительной, слуховой, моторной и смысловой памяти, а также знакомство учащихся с рациональными приемами запоминания (логическими схемами, с использованием группировки, ассоциации и др.) позволяет увеличить объем памяти учащихся;
  6. Обучение целеполаганию, знакомство с различными способами самоконтроля способствуют развитию устойчивости внимания;
  7. Ориентация на целостное восприятие изучаемых объектов и обучение анализу через синтез позволяют у детей группы КРО, имеющих преимущественно невербальный или смешанный характер интеллекта, успешно развивать приемы логического мышления: анализ, сравнение, обобщение, классификация, обобщение;
  8. Создание ситуации успеха на занятиях помогают школьникам преодолеть заниженную самооценку, поверить в свои силы;
  9. Учащимся с завышенной самооценкой приблизится к адекватной помогает обучение самоанализу хода и результатов своей деятельности.

Необходимым условием достижения положительных результатов у учащихся на занятиях КРО является гуманистическая позиция педагога:

  • Доброжелательное отношение к своим ученикам,
  • Желание понять проблемы детей и выявить причины их появления,
  • Быть терпимым к негативным поступкам учащихся,
  • Искренне верить в успех каждого ребенка,
  • Быть внимательным и чутким, подбодрить ученика в случае неудачи и подметить даже незначительные его успехи,
  • Атмосфера доверия, взаимопомощи и сотрудничества
  • Возможность получения хорошей оценки в дальнейшем на уроке.

Требования к построению коррекционно-развивающих программ.

1. Содержание коррекционно-развивающих программ по каждому предмету строится не на один год, а на все время обучения в начальной или базовой школе как единый курс взаимосвязанных знаний для конкретной возрастной группы с включением учебного материала за все предыдущие годы обучения. Например, программа по русскому языку в 3 классе включает в себя всю систему знаний с 1 по 3 класс, а программа 4 класса - систему знаний за всю начальную школу. Точно также в базовой школе программа 6 или 7 класса включает в себя всю систему знаний на начальную школу, которые актуализируются и углубляются в подростковых группах на уровне требований обязательной программы того класса, в котором учится школьник. То есть каждая учебная программа для КРО включает обязательно Госстандарт плюс дополнительные сведения об изучаемых объектах для расширения предметного кругозора детей с трудностями в обучении и преодоления их ограниченности.
Это позволяет изначально учителю занять гуманистическую позицию по отношению к слабоуспевающему или неуспевающему ученику и начинать изучение, например, русского языка или математики с самого начала на качественном уровне усвоения. В этом случае преодолеваются, разногласия между учителями кто недоучил, кому приходится догонять, переучивать и т.д. Учитель начинает все с нуля по особым технологиям и тем темпом, которым готовы работать ученики.

2. Программа составляется в структурированной форме, блоками и укрупненными дидактическими единицами (УДЕ) в рамках каждого блока, чтобы изначально каждый ученик смог преодолеть имеющуюся в личном опыте разорванность знаний и целостно представить себе изучаемые объекты (т.е. начинать с синтеза в самом общем виде), а затем выделять части целого и структурировать каждую часть.

3. Каждая укрупненная дидактическая единица (УДЕ) содержит систему понятий, закономерностей и правил большой темы, которые связаны с одним из базовых понятий курса, т.е. получается, по Л.С. Выготскому, пирамида понятий, которые изучаются не по очереди (как на уроках), а одновременно, чтобы создать общую первоначальную картину темы в понятиях. Когда целое схвачено, для отработки каждого понятия можно посвящать отдельное занятие, чтобы потом снова все свести к целостности представлений на логическом уровне. В таком построении программ заложена возможность использования элементов моделирования.

4. В укрупненную дидактическую единицу (УДЕ) при недостатке сведений о грамматических или математических объектах опережающее, вводятся новые знания, чтобы целостность восприятия объекта не нарушалась, и одновременно развивался у учащихся предметный кругозор.

5. Все УДЕ выстраиваются в рамках коррекционно-развивающей программы в такой последовательности, которая позволяет поэтапно наращивать и систематизировать знания о базовых понятиях курса, видеть его структуру, устанавливать связи между различными УДЕ и создавать хорошую основу для формирования интеллектуальных и предметных умений.

6. Важно продумать практическую направленность коррекционно-развивающих программ, чтобы учащиеся увидели возможность использования полученных знаний (“Математика и жизнь”, “Русский язык и общение”), т.е. в содержании программ должны быть заложены предпосылки к развитию у учащихся положительной мотивации на уровне устойчивого интереса, как к изучаемому предмету, так и к учебно-познавательной деятельности в целом.

Программа КРО по математике в 5-7 классах.

Единство программы КРО математике с 1 по 7 классы позволяет выстроить её на основе принципа преемственности в содержании.

Цели программы:

  1. Восстановление потенциальных возможностей у подростков с трудностями в обучении, а также положительной мотивации и познавательной активности при изучении математики;
  2. Преодолеть недостатки в знаниях, умениях, навыках по обязательной программе и на этой основе углублять систему базовых понятий по программе и вооружить обобщенными способами учебной работы;
  3. Преодоление ограниченности предметного кругозора, состояния тревожности и закомплексованности у дезадаптированных к школьному обучению подростков;
  4. Развитие способов взаимодействия и сотрудничества у подростков при выполнении стандартных и творческих заданий.

В содержании программы выделены четыре блока: “Геометрическое тело”, “Действительные числа”, “Арифметические действия с дробными числами”, “Переменная”.

Определяя содержание первого блока, мы исходили из того, что оно, помимо математического развития учащихся, должно способствовать развитию приёмов умственных действий, конструкгивных способностей, воображения, наблюдательности Темы первого блока определены в последовательности, позволяющей учащимся обобщить взаимосвязь всех геометрических объектов одномерного, двумерного, а затем (с помощью моделирования), и трёхмерного пространства. Большую часть .содержания программы этого блока занимают объёмные тела (многогранники и тела вращения), их свойства, числовые характеристики, определяются их роль и функции в нашей жизни. Немаловажное значение для осознания существенных признаков и свойств геометрических тел играет моделирование (создание) геометрических тел из бумаги, картона и др. материалов. Изучение элементов стереометрии направлено на преодоление традиционного замыкания учащихся 5-7 классов в “плоскостном” мире тормозящем имеющиеся с детства у каждого учащегося пространственные представлений.

Углубление системы знаний, связанных с понятием “число”, происходит в рамках изучения УДЕ блока “Действительные числа”. В этом блоке выделены следующие УДЕ:

  1. Натуральные числа и целые числа,
  2. Обыкновенные дроби,
  3. Десятичные дроби,
  4. Рациональные числа,
  5. Иррациональные числа,
  6. Действительные числа.

Содержание первой и второй УДЕ позволяет: восстановить пробелы в знаниях курса начального математического обучения и посмотреть на свои знания под новым углом зрения (историческое развитие представлений людей о множествах натуральных, целых и дробных чисел; возможность существования геометрической интерпретации этих чисел).

Содержание УДЕ “Десятичные дроби” является логическим продолжением УДЕ “Обыкновенные дроби”, т.к. всякая обыкновенная дробь может быть представлена в виде десятичной дроби. Как и эту особенность, учащимся важно показать и то, что обратное утверждение неверно.

В рамках темы “Действительные числа” происходит синтез понятий всех предыдущих знаний в данном блоке. А именно выстраиваются отношения между множествами натуральных чисел, целых чисел, рациональных и иррациональных чисел. Эти отношения могут быть зафиксированы детьми с помощью граф-схем или кругов Эйлера.

Согласно типовой программе средней общеобразовательной школы знакомство учащихся с видами чисел распределено по классам:

  • Множество натуральных чисел (N), множества десятичных и обыкновенных дробей выделяют в 5 классе;
  • Множество целых чисел (Z) и множество рациональных чисел (Q) 6 классе.

С множествами иррациональных (I) и действительных чисел (R) дети знакомятся в 7 классе.

Такая распределённость во времени не позволяет учащимся с трудностями в обучении выстроить систему отношений (“быть подмножеством”, “иметь общие элементы”, “не иметь общие элементы”) между данными множествами чисел. Психологами установлено, что логически разрозненные знания, дабы образовать систему в сознании человека, должны запечатлеваться в его психике во взаимосвязи и в течение возможно меньшего промежутка времени, т.к. чтобы некоторая совокупность знаний стала компонентом системы знаний, она должна начать функционировать в пределах оперативной памяти человека. Изучение всех действительных чисел в рамках одного блока программы КРО позволяет реально реализовать на практике данную закономерность. Выстроенная система отношений между множествами чисел позволят в будущем учащимся свободно оперировать ими при решении уравнений и неравенств и их систем, в определении области определения и значения функции, в определении промежутков возрастания (убывания) функции и др.

В рамках третьего блока “Арифметические действия с дробными числами” учащиеся выделяют способы сравнения обыкновенных и десятичных дробей; приёмы сложения, вычитания, умножения и деления этих чисел. Закрепление умения применять эти вычислительные приёмы организуется на материале решения задач с пропорциональными величинами.

Особое внимание в ходе КРО уделяется осознанному усвоению алгоритмов выполнения арифметических действий с десятичными дробями, применение приёма аналогии (алгоритмы действий с десятичными дробями сходны с алгоритмами действий с натуральными числами) позволят организовать данный процесс достаточно эффективно.

Заключительным блоком программы выделен блок “Переменная”, основная задача которого - систематизация знаний о величинах и подготовка учащихся к восприятию понятия “функция”. Содержание данного блока является логическим продолжением блока программы начальных классов “Величина”, где учащиеся познакомились в порядке расширения кругозора с постоянными и переменными величинами. В рамках темы “Переменная” учащиеся исследуют взаимосвязь таких понятий, как “буквенное выражение”, “одночлен”, “многочлен”, “тождество”, “уравнение”, “неравенство”, определить каждое из которых невозможно без переменной. То есть учащиеся отвечают на вопрос: для “создания” каких математических (алгебраических) объектов используется переменная?

Более глубокое исследование понятия “переменная” позволяет детям выделить зависимые и независимые переменные. На жизненных примерах учащиеся убеждаются, что существуют переменные величины, связанные функциональной зависимостью. Это зависимость периметра (площади) геометрической фигуры от длины сторон; длины пути от скорости и времени; цены товара от стоимости и количества; объёма выработки от производительности и времени. Таким образом, на этом этапе дети выводятся на интуитивный уровень понятия “функция”.

Если уровень актуального развития учащихся группы КРО позволяет двигаться дальше, то в качестве одного из примеров мы рекомендуем организовать исследование учащимися линейной функции на предмет способов её задания и построения, а так же её свойств; описания с помощью её реальных явлений окружающей жизни (например, равномерного движения).

Построенная таким образом программа математики позволяет организовать интенсивную умственную деятельность ребёнка. Интенсификация - не как поспешное обучение, а как хорошее интеллектуальное напряжение, которое характеризуется, ,включением всех психических процессов в усвоении сущности математических объектов, их закономерностей, свойств и способов решений. Такое понимание интенсификации обучения приводит к тому, что учение должно сопровождаться не спешкой, а углублённым проникновением в сущность. А принцип дифференцированного подхода позволяет это проникновение в сущность выстраивать с учётом природы детей, уровнем их интеллектуального развития и с учётом существующих пробелов в знаниях. Этому способствует тот факт, что программа для КРО строго не регламентирована во времени, и учитель имеет возможность организовать деятельность группы, исходя из её возможностей.