Урок математики в 4-м классе (Школа России). Тема: "Письменное деление на однозначное число"

Разделы: Начальная школа


1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дети! Сядут девочки, сядут мальчики. Сегодня мы начнем наш урок не как обычно, со слов: “Математику уже затем необходимо учить, что ум в порядок приводит”.

Учитель: Ребята, каким вы хотите увидеть наш урок?
Дети: Интересным, познавательным.
Учитель: Что от вас требуется для продуктивного урока?
Дети: Внимания, знаний, верных ответов.
Учитель: А сейчас мы проведем психологический настрой. Скажем с улыбкой:

Все будет хорошо!
Мы успеем сделать все!

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Давайте, ребята учиться считать, делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета не сдвинется с места любая работа.

Сегодня мы закрепим письменный прием деления на однозначное число и, кроме того, побываем в гостях у русской сказки.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Что было задано на дом?
Дети: №392, с.78 и задание на полях.
Учитель: Проверяем примеры. Я называю ответ, а вы мне читаете пример.

1. 1123,
2. 4693,
3. 7879,
4. 4775,
5. 10424,
6. 6975.

Учитель: Проверяем задание на полях. Сколько всего треугольников? Сколько всего четырехугольников?

4. Устный счет.

Учитель: Проверьте, все ли на месте, все ли готовы слушать сказку. Мы отправляемся в сказку, а в какую попадем, узнаете, когда откроете замок на замке. А для этого надо подобрать ключ, выполнив №395. (показываю ключ).

а 96 48   32 24 16 12 8 6 4   1
96:а 1 2   3 4 6 8 12 16 24   96
  п о - щ у ч ь е м у   в

Учитель: Итак, быстрей за счет. Вспомним, как называются числа при делении?
Дети: Делимое, делитель, частное. (Если делимое разделить на частное, то получится делитель).

Решив все примеры, открывается название сказки. Снимается замок с замка.

Учитель: В какую сказку попали?
Дети: По щучьему велению.
Учитель: На чем путешествовал Емеля?
Дети: На печи.
Учитель: Мы тоже будем путешествовать на печи вместе с Емелей.

Картинка Емели на печи.

Учитель: Чтобы печка задымилась, загорелся в ней огонь, что нужно сделать?
Дети: Нужно печь затопить.
Учитель: Правильно, давайте затопим печь. А что нужно, чтобы затопить печь?
Дети: Дрова.

Учитель: Пока Емеля печь топит, мы с вами побываем в нашем Мордовском заповеднике, имени П.К. Смидовича, он расположен в Темниковском районе. Основан в 1935 году и создан для охраны и изучения животного мира и природы нашего края. Поговорим о животном мире нашего края.

1. Самая крупная летучая мышь Мордовии – гигантская вечерница. Максимальная длина ее тела бывает до 104 мм. Сколь это см? (10 см 4 мм).
2. Сама маленькая птица Мордовии – крапивник. Длина до 6 см. Сколько это мм? (60 мм).
3. Самое крупное млекопитающее Мордовии – зубр. Вес его иногда превышает 1000 кг. Сколько это тонн? (1 т).
4. Самое большое хищное животное – бурый медведь. Длина его тела 2м. Сколь это дм? (20 дм).
5. Самая крупная хищная птица Мордовии – орлан-белохвост. Длина тела до 90 см. Сколько это дм? (9 дм). Вес иногда превышает 4 кг. Сколько это гр? (4000 гр).

Учитель: Эти животные стали редкими. Как вы думаете, почему? И как их можно защитить? (Из-за неумеренной охоты).
Дети: Не охотиться на них. Создавать заповедники.

5. Новый материал.

Учитель: Печь растопили, отправляемся в царство царевны Несмеяны. По дороге правила вспомним.

  1. 0 * а = 0;
  2. с : 1 = с;
  3. в * 0 = 0.

Учитель: Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть, чтобы Емеля смог встретится с царевной Несмеяной.

У нас первое препятствие №393, рассмотрим прием деления многозначного числа на однозначное.

768 : 8 надо определить, сколько в частном будет цифр.

1. Назовите первое неполное делимое. 76 в частном будет 2 цифры.
2. Разделю десятки. 76:8, получу 9 – столько десятков будет в частном.
3. Умножу 9 на 8, получу 72 – столько десятков разделили.
4. Вычту 76-72, получу 4 – столько десятков осталось разделить.
5. Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем 8.
6. Назовите второе неполное делимое (48).
7. Разделю 48 на 8, получу 6 – столько единиц будет в частном.
8. Умножу 6 на 8, получу 48 – столько единиц разделили.
9. Вычту 48-48, получу о.
10. Читаю ответ (96).

Разбираем второй пример 2367 : 3 (789 – ответ).

Учитель: Ой, что это там такое?

Изображение с водяным.

Я водяной, я водяной
Никто не водится со мной.
По кочкам печку не пущу,
В болоте всех я утоплю.

Учитель: Ребята, чтобы Водяной нас пропустил, надо примеры решить. 1 пример решают девочки, 2 пример решают мальчики.

Проверяем: 8334 : 6 = 1389, 9268 : 7 = 1324.

Учитель: Мы справились с заданием, и продолжаем дальше.

6. Физкультминутка.

Учитель: Вот бы пора уж всем и устать. Будем сейчас мы все отдыхать.

Мы играем в игру “Истинно-ложно”. Задается вопрос, если утверждение истинно – поднимаем руки, если ложно – хлопаем в ладоши.

- Все геометрические фигуры имеют углы (л).
- Некоторые фигуры имеют углы (и).
- Каждая фигура имеет 4 угла (л).
- На доске нет квадрата (л).
- На доске есть фигуры с прямыми углами (и).
- Все треугольники равносторонние (л).

7. Закрепление пройденного.

Учитель:

Вот наша печка к речке подходит.
Где же здесь плот? Его не находит.
Чтобы на речку плот опустить,
Надо задачу решить.

Задача. Даша прочитала 69 страниц. Сначала она читала 3 дня по 9 страниц, а потом несколько дней по 7 страниц. Сколько дней читала Даша по 7 страниц?

Учитель: Решаем задачу самостоятельно. Краткую запись запишем на доске.
Учитель: Речку мы разом все переплыли, и до царевны Несмеяны осталось еще одно препятствие. Через мост перейти. Нужно задачку на смекалку решить.

Задача. Через горную реку перекинут подвесной мост. Максимальный груз, которой выдерживает мост 100 кг. По мосту навстречу идут два мужчины. Вес первого – 75 кг, а вес второго – 85 кг. Что произойдет, если они будут продолжать идти по мосту? Дойдут ли они до середины моста? (Нет, так как вес их составляет 160 кг).

8. Итог.

Учитель: Емеля встретился с царевной Несмеяной.

Показываю замок.

Учитель: Чем занимались на уроке?
Дети: Путешествовали по сказке, выполняли разные задания, решали примеры и задачи.
Учитель: Чему учились на уроке?
Дети: Решать примеры на деление.
Учитель: Чтобы правильно разделить многозначное число на однозначное, что обязательно вы должны делать?
Дети: Определить число цифр в частном.

8. Домашнее задание.

Показ картинки и текста Емели.

Низкий поклон всем вам ребята.
Все так решали, все отвечали,
Столько препятствий смогли, вы пройти
Счастье мое помогли мне найти!
В знак благодарности щуку примите,
Будет она в ваших книгах лежать,
И все примеры, и все задачи,
Будет всегда помогать вам решать.

№ 396, с.79.