Цели и задачи:
- учить детей составлять описательный рассказ о кукле с опорой на картинно-графическую схему и по предложенному плану;
- упражнять детей в делении слов на слоги, в согласовании существительных с числительными;
- продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные;
- закреплять умение восстанавливать деформированную фразу и составлять схему предложения;
- развивать все психические процессы;
- корректировать общую и мелкую моторику.
Лексический материал.
Существительные |
Супермаркет |
Прилагательные |
Лисий Медвежий Заячий Волчий Просторный |
Глаголы |
Перешли |
Действующий персонаж: Старичок-Лесовичок.
Оборудование: картинно-графическая схема, фотография, кукла, белка, кепка, руль, река, дерево, ширма, бейджи, муляжи овощей и фруктов, продукты питания, сумки, магнитофон, предметные картинки (незабудка, ландыш, одуванчик, фиалка, ромашка, герань), карточки с кружочками (1, 2, 3), картинки с изображением животных и их хвостов, 8 палочек, полоски для составления схемы предложения.
Ход занятия
Логопед: “Ребята, мы сегодня с вами отправляемся на прогулку в лес”.
Стук в дверь.
“К нам в гости пришла кукла Катя”.
Кукла: “Здравствуйте, ребята”
Дети: “Здравствуй, кукла Катя”.
Л: “Посмотрите, какая нарядная и красивая кукла пришла к нам! Давайте рассмотрим Катю и расскажем о ней. Поможет рассказать о кукле Кате подсказка (картинно-графическая схема). Давайте рассмотрим эту подсказку и скажем, о чем мы расскажем сначала, о чем - потом”.
Д: “Сначала мы должны сказать, кто это, потом – как выглядит кукла Катя и во что она одета”.
Л: “Вот по этому плану расскажите о кукле Кате”
Д: “У Кати круглое лицо, светлые волнистые волосы, голубые глаза, длинные черные ресницы, черные брови, маленький носик и алые губки. Катя одета в длинное платье, жакет, на голове у Кати берет, она обута в коричневые туфли.
Л: “Молодцы. Кукла Катя тоже хочет с нами отправиться в лес. Возьмем ее с собой?”
Д: “Да”.
Л: “Поездка будет долгой, поэтому надо взять с собой продукты. А где можно купить продукты?
Д: “На рынке, в магазине”.
Л: “А мы с вами отправимся в супермаркет. Я каждому из вас дам “деньги” (карточки с нарисованными кружочками) и сумки, куда вы положите купленный товар”.
У логопеда на столе разложены муляжи овощей и фруктов, продукты питания. Ребенок может купить лишь тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружочков на карточке. Например: “Я купила молоко, потому что в слове МОЛОКО три части” и т.д.
Дети покупают товар.
Л: “Молодцы! Вы правильно выбрали продукты. Можно теперь отправляться в путь. Поедем мы на автобусе. Занимайте места.”
А вот и автобус –
Новенький, блестящий,
Мы на нем поедем,
Как на настоящем!
Давайте придумаем слова-признаки к слову АВТОБУС.
Д/упражнение “Подбери слово”.
Автобус (какой?) – пассажирский, новый, уютный, просторный, светлый, удобный, мягкий.
Включается магнитофон. Звучит предупредительный сигнал и голос водителя: “Осторожно, двери закрываются”.)
Чтобы нам не скучно было ехать, давайте вспомним упражнение “Мы – шоферы”.
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы – хоть куда!
Л: “Вот мы и не заметили, как подъехали к опушке леса. Выходите из автобуса. Впереди нас ждет лес – полный сказочных чудес! Становитесь в круг – мы поиграем”.
Игра с мячом “Чего в лесу много?”
Инструкция: Я бросаю мяч и задаю вопрос ЧЕГО В ЛЕСУ МНОГО? а вы отвечаете на него полным ответом.
Образец: В лесу много травы
Д: “В лесу много … (деревьев, грибов, ягод, лекарственных растений, мха, травы, желудей, шишек и т.д.)
Л: “Вопрос на засыпку: ЧЕГО В ЛЕСУ БОЛЬШЕ: ДЕРЕВЬЕВ ИЛИ ЛИСТЬЕВ”
Д: “Листьев, так как на одном дереве много листьев”
Л: “Поиграем в игру “Четвертый лишний”
Инструкция: Я назову 4 слова, 3 слова подходят друг другу по смыслу, а четвертое – не подходит. Назовите лишнее слово и объясните, почему оно не подходит
Дуб-рябина-осень-осина
Д: “Лишнее слово – осень, так как дуб, рябина, осина – это названия деревьев, а осень – это время года”
Л: “Давайте изобразим осину. Скажем волшебные слова: “Раз, два три повернись – и в осинку превратись”
Упражнение “Осинка”
Ой-ой-ой – листва трясется (дрожащие кисти рук перед собой),
Дрожь ветвям передается (кисти рук по сторонам опускаются вниз мелкими рывками).
Кто осинку напугал? (пожимаем плечами)
Ветер холодом отдал! (слегка присесть, обхватить руками плечи).
Л: “Молодцы! Вы мне сказали, что в лесу много грибов. Давайте отстучим ритм стихотворения “Лисички” (возьмем палочки)”.
У мосточка, под кусточком
Две лисички, две сестрички.
Л: “Ребята, продолжим нашу прогулку по лесу. А где наша кукла Катя? Пока мы с вами играли, кукла Катя потерялась, она, наверное, заблудилась в лесу. Надо ее выручать, надо ее идти искать. Но куда же нам идти? К кому обратиться за помощью? Давайте позовем ее. АУ! КАТЯ! (громко). Дети по очереди зовут Катю
Ребята, прислушайтесь, кто-то откликается, сюда кто-то идет.
Входит Старичок-Лесовичок.
Ох, и стали нелегки
Мои мягкие шаги.
Еле ходит Старичок,
Старичок-Лесовичок.
Знаю лес я назубок,
Знаю каждый я пенек.
С: “Здравствуйте, ребята.”
Д: “Здравствуй, Страчок-Лесовичок”
С: “Почему вы такие грустные?”
Д: “Мы приехали на прогулку в лес, да у нас случилась беда – потерялась в лесу кукла Катя. Ты не видел ее?”
С: “Много в лесу людей ходит – и девочек, и мальчиков, всех разве упомнишь. Но у меня есть фотоаппарат - и все, что увижу новое и интересное в лесу – фотографирую. Сейчас я покажу последний снимок. Может вы на нем увидите Катю ”
Дети находят в условиях наложения контурное изображение куклы, а потом рассказывают о кукле.
С: “Да, я вспомнил, я видел эту куклу, она пошла к высокой ели. Я вам дам волшебный клубочек, он приведет вас к высокой ели. В этом дереве есть дупло. Там живет белка. Она-то все знает. Вот у нее и спросите.”
Дает клубок, и дети отправляются в путь.
Л: “Вот мы подошли к ели. Ребята, посмотрите, белка прыгает с ветки на ветку, она, наверное, домой возвращается, в свое дупло. Позовем ее, назовем ее ласково.
Д/упражнение “Назови ласково”.
Белочка, бельчонок, бельченыш.
Б: “Кто меня зовет? Кто пришел ко мне в гости?”
Д: “Это мы, дети. Мы пришли к тебе за помощью. Потерялась кукла Катя. Мы ее ищем. Ты не видела ее?”
Б: “Я помогу вам. Я видела куклу Катю. Она пошла на цветочную полянку собирать цветы. Там вы ее найдете”.
Д: “Спасибо, белочка”.
Б: “Я помогла вам, а вы помогите лесным жителям. Присмотритесь, лесные жители выглядят как-то странно. (На фланелеграфе появляются картинки животных без хвостов. Отдельно – хвосты этих животных). Звери решили повеселиться, потанцевать и “сняли” свои хвосты, чтобы они им не мешали. Животные поиграли и поссорились, так как не могли поделить хвосты. Лесные жители до того запутались, что даже забыли, у кого какой хвост был раньше. Помогите им найти свои хвосты.
Дети по очереди выходят и подбирают каждому животному соответствующий хвост, проговаривают его название и прикрепляют к картинке.
Л: “Животные обрадовались, потому что они нашли именно свои, родные хвосты”
Б: “Молодцы, ребята. Спасибо вам. Ищите куклу Катю на цветочной полянке.”
Л: “Ну что, в путь, на цветочную полянку. Ребята, посмотрите, впереди речка. Чтобы ее перейти, надо построить мостик. Мост мы построим из ваших правильных ответов. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку (полоска листа бумаги).
Д/упражнение “Что чем будет? Кто кем будет?
Желудь - …; головастик…; гусеница…; птенец…; лосенок…; волчонок… .
Мы построили подвесной мост и теперь можем перейти на другой берег. А вот и цветочная полянка. Ребята, слышите, кто-то плачет (плач куклы). Ведь это наша кукла Катя. Катя, как хорошо, что мы тебя нашли! Поиграй с нами.
Л: “Кукла Катя собрала букет цветов. Назовем и посчитаем цветы, которые она собрала.
Д/упражнение “Сосчитай”.
Образец: Один ландыш, два ландыша, три ландыша, четыре ландыша, пять ландышей.
Дети считают фиалки, одуванчики, герань, незабудки и т.д.
Д/упражнение “Восстанови фразу”
Инструкция: Ребята, пока мы с вами играли, все слова во фразе перепутались. Нужно из слов составить предложение.
Лес, в, деревья, расти.
Л: “Составим модель этого предложения (предлог В, картинка ЛЕС, , -> картинка ДЕРЕВЬЯ).
Дети составляют схему предложения
Л: “Молодцы! Правильно составили. Вот и подошло время возвращаться домой. Я уверена, что мы сюда непременно вернемся. Вам понравилась наша прогулка? Впереди нас ждут новые путешествия и открытия”.