Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе
Цель урока: повторить основные понятия темы, сделать обобщающие выводы, заинтересовать учащихся в углубленном изучении истории, развивать эстетический вкус.
Ход урока
1. Путешествие (рассказ учителя) сопровождается показом презентации и вопросами. Ребята, представьте, что мы перенеслись в средние века. По дороге движется вооруженный купеческий караван, а с ним группа студентов, спешащих на занятия в одном из прославленных университетов Европы. Среди этих молодых людей и мы с вами. Студенты ведут горячий спор, о чем же он? Давайте прислушаемся.
- Самый лучший университет в Европе - Болонский, - горячо убеждал юноша итальянец. Нигде так детально не изучают римское право. У некоторых знаменитых профессоров так много слушателей, что они вынуждены читать лекции на площадях города.
Итальянцу возразил немолодой уже человек, в одежде медика:
- Много лет изучаю я медицину. Бывал и в Испании в знаменитом университете города, Саламанки, учился у прославленных докторов университета французского города Монпелье. Но нет школы лучше и известней, чем итальянская медицинская школа в Салерно. Недаром только ей даровано королями право присваивать звание врача.
В спор вступил юноша англичанин.
- А я утверждаю, что нет университета лучше, чем Оксфордский в Англии. Где полнее, чем там, преподают математику, астрономию и физику?
- Мы напрасно спорим, - примирительно сказал молодой француз, - Каждый университет имеет знаменитых в своей области науки профессоров, к которым стекаются многочисленные ученики, и прославленные факультеты.
Вопрос: почему в одном университете могли обучаться люди разных национальностей? (Они понимали друг друга, т.к. говорили на латыни.)
Загадочное слово “университет” вызывает в представлении огромное здание, профессора в мантии, проповедующего знания с кафедры.
Вопрос: что в средние века означало слово университет? (союз преподавателей и студентов)
Путешественники приближались к городу. Лесистая дорога петляла по холму. Перед нами открылась панорама большого города, опоясанного высокой каменной стеной. Над крепостными стенами возвышаются башни и шпили соборов. Город царит над окружающей местностью.
В город ведет подвесной мост, перекинутый через ров с водой. Мы проходим по нему и попадаем на узкую улицу.
Задание: опишите средневековый город (кривые, грязные улицы, дома в несколько этажей, один нависает над другим)
Улица вывела студентов на городскую площадь, где возвышается красивое здание с башней и часами наверху - ратуша. Еще от одного здания невозможно отвести глаз - это собор. Он очень красив! Каменное кружево - вот подходящие слова! Но какой нужен был труд простых людей, чтобы построить такую красоту.
Вопрос: В каком стиле построен собор? (готический)
Задание: Найдите исторические ошибки в тексте.
Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой, прямой, как стрела улице на цеховое собрание. Старейшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.
Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна второго этажа, где располагалась мастерская оружейника, выглядывал Ганс, подмастерье, недавно переселившийся в город. Подумать только еще 3 месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчас – свободный человек!
А вот и рыночная площадь. У городской стены недоверчивые покупатели взвешивают товар. Торговец посудой подсчитывает прибыль. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает торговца – прежде он тоже состоял членом союза, но более удачливые собратья по цеху переманили у него всех заказчиков и покупателей. Разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него – так гласил устав.
Но вот наконец и дом одного из старейшин, где обычно проходили цеховые собрания…
Задание. Продолжи рассказ. Вызываются два человека. Они должны по одному предложению рассказать о средневековом городе. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение стало последним.
Задание. Отметьте здания, построенные в романском и готическом стилях. Обоснуйте, почему вы так думаете.
Отдохнув после долгой дороги, студенты записались в университет.
Давайте послушаем, чему обучались в университете.
Но прежде, чем обучаться новичков посвящали в студенты, как это происходило.
Не успели новички после лекции выйти на улицу, как их окружила шумная толпа студентов. Каждому из новеньких нацепили на голову рога какого-нибудь животного - козла, барана, коровы - и с озорными шутками повели по городу. И лишь вдоволь нагулявшись и насмеявшись, торжественно сняли рога - символ глупости. Так завершалось вступление в ряды студентов. Праздник закончился угощением, и еще долго бродили студенты по улицам города, тревожа спящих горожан криками и пением.
Вопрос: по каким книгам обучались студенты? Как изготавливали книги? Кто впервые изобрел книгопечатание и когда? (1445 Иоганн Гутенберг)
Смотрите ребята, а вот листы из книги со стихами.
Задание. По отрывкам произведений определите, к какому виду средневековой литературы они относятся.
1. О славном парне будет речь,
Он звался Робин Гуд.
Недаром память смельчака
В народе берегут.
Еще он бороду не брил,
А был уже стрелок.
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог.
2. Почуял граф – приходит смерть ему,
Холодный пот струится по челу.
Идет он под тенистую сосну,
Ложится на зеленую траву,
Свой меч и рог кладет себе на грудь.
К Испании лицо он повернул,
Чтоб было видно Карлу королю,
Когда он снова с войском будет тут,
Что граф погиб, но победил в бою.
3. Но скоро в злую кутерьму
Хитро ввел друга своего:
Монахом сделал я его
И убедил его со зла
Во всю звонить в колокола;
Священник с сотней мужиков
Приспел, и все давай орать,
Да бить, - едва успел удрать.
Потом его же на пруду
Сидеть заставил я на льду…
Вопрос: что способствовало развитию образования? (развитие хозяйства, ремесла, рост городов и торговли, изобретение книгопечатания и т.д.)
Задание. Соотнесите отрывки из сочинения Роджера Бэкона и современные технические открытия
1) Можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие кататься с поразительной быстротой…
2) Летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья…
3) На невероятном расстоянии можно будет читать мельчайшие буквы, рассматривать звезды: где пожелаем, скрытное станет видимым…
4) Можно построить приспособление для плавания без гребцов, так что самые большие корабли приводились бы в движение силой одного человека…
Вот мы и побывали в средневековом городе, а чтобы интереснее было возвращаться, проведем викторину.
1) По какой лестнице никто никогда не ходил? (феодальной)
2) Когда в истории воевали цветы? (война Алой и Белой розы в Англии)
3) В названии какой войны указывается ее продолжительность? (столетняя)
4) Два исторических деятеля жили в одном веке, в одной стране, имели одинаковые имена, боролись против церкви и стали национальными героями? (Ян Гус и Ян Жижка, Чехия, 15 век)
5) Если в названии спортивного снаряда заменить букву, то получится состязание средневековых рыцарей. (турник - турнир)
6) Первый слог - крик барана, второй - часть игры. Вместе - английский ученый 13 века? (Бе - кон)
7) Первый слог - домашние птицы, второй - местоимение. В целом - участники борьбы против католической церкви в 15 веке в Чехии? (Гуси - ты)
8) Первый - бог солнца в Египте, второй - торжественное музыкальное произведение, третий - начальная буква алфавита. В целом здание совета в средневековом городе? (Ра - туш - а)
9) Первую часть поймет любой - это цыгане бредут толпой, затем союз, потом местоимение, в целом - участники средневекового освободительного движения. (табор - и - ты)
10) Там, вверху, в каморке малой, мастер с длиной бородой
Резал буквы из металла, в ряд их складывал рукой.
Сверху мазал краской черной, зажимал винты станка,
Мысль работала упорно, и не мешкала рука,
Чтобы строчки выходили на листе в единый миг,
Чтоб легко и просто было напечатать много книг.
(Иоганн Гутенберг)
Подведение итогов.
Д/з. Составить кроссворд, нарисовать рисунки, мини-сочинение.
См. видеоприложение 1.
См. видеоприложение 2.
См. видеоприложение 3.