Тема: “ Звуки [р], [р’] , буква Р, р”
Цель: Познакомить с новым звуком и новой буквой, читать слоги и слова со звуками [р], [р’].
Задачи:
- образовательные: учить правильно, обозначать звук [р] и [р’] буквой - р, упражнять в чтении слов, предложений, в выполнении звукового анализа, формировать навык орфографической зоркости.
- развивающие: развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес.
- воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и гордости за родной город и стремление к изучению истории родного края и города.
Ход урока
1. Организационный момент
-Прозвенел для нас звонок
Начинаем мы урок.
-Ребята садитесь, подравнялись, улыбнулись. Слайд 1 (см. презентацию).
1.1. Артикуляционная разминка
Чистоговорки:
РА – РА – РА – начинается игра
РЫ – РЫ – РЫ - у мальчиков шары
РО – РО – РО – у нас новое ведро
2. Актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках. Закрепление опорных знаний:
споём песенку старших сестричек (а-о-у-ы-э)
-младших сестрички (я-ё-е-ю-и)
Почему сестрички гласные делятся на две группы?
-звук м хочет с ними спеть, (звук н)
3. Сообщение темы урока
Звучит музыка из мультфильма “Трое из Простоквашино”.
Учитель. Узнайте героев популярного мультфильма по описанию:
-У родителей мальчик был. Он был очень серьезный и самостоятельный. Он в четыре года читать уже научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие – папа и мама. (Дядя Федор.)
Слайд 2 . Персонажи мультфильма.
-Это большой-пребольшой полосатый кот. И Барсиком он был, и Оболтусом, и Пушком. Но хотел какую-нибудь серьезную фамилию. Морскую. Бабушка и дедушка его на кораблях плавали с матросами. (Матроскин.) мультфильма.
-Он из простых собак, не из породистых. Лохматый, взъерошенный, весь в репейниках. (Шарик.)
-Назовите фамилию почтальона Игоря Ивановича из деревни Простоквашино. (Печкин.)
-Из какого литературного произведения взяты строки? (“Дядя Федор, пес и кот”.)
-Кто автор этой литературной сказки? (Эдуард Успенский.)
Учитель показывает книгу. Слайд 3
– Дядя Федор, Матроскин, Шарик и Печкин, из газеты “Современный почтальон”, которую они выписывают в деревне Простоквашино, узнали о том, что далеко на юге России находится красивый город Краснодар. Учитель демонстрирует Слайд 4. Вид и герб города.
– Захотели наши сказочные друзья побывать в нашем городе. Пригласим их в гости, ребята? Дорога неблизкая, и пока жители Простоквашино добираются до нашего города, мы должны узнать, какие звуки помогут нам встретить гостей и рассказать им о нашем городе.
У. Ребята, а как раньше назывался наш город? (Екатеринодар) Слайд 5
У. Почему его так называли? (Императрица Екатерина Вторая подарила казачьему войску кубанские земли. В знак благодарности они назвали свой град ее именем.
У. Назовите шестой звук в слове “Екатеринодар”
Дети. Звук [р’].
У. Назовите последний звук в слове “Екатеринодар”
Д. Звук [р].
У. Какие звуки на занятии будут главными?
Д. [Р] и [р’].
У. Тема сегодняшнего нашего урока : “Звуки р , р`, буква Р,р”. Сегодня мы будем учиться четко и правильно произносить эти звуки и различать твердый звук и мягкий звук.
4. Работа над новым материалом
4.1. Характеристика звуков [р] и [р’],
У. Звуки [р] и [р’] – любимые звуки наших гостей, как вы думаете почему? (потому что встречаются в имени каждого из них.)
Послушайте и повторите, “выделяя” звук Р, Р' :
Слайд 6
Дядя Федор, Шарик, Матроскин, Игорь Иванович Печкин.
У. Произнесем звук [р] изолированно. Охарактеризуйте этот звук.
У. Звук [р] – согласный (есть преграда), бывает твердый (произнесли), бывает мягкий (произнесли).
4.2. Физкультминутка “Мышка”
У. Ребята, герои нашего урока, как и вы любят сказки, а какая самая любимая вы должны догадаться сами, найдите лишних героев и назовите сказку.
Слайд 7
Д. Сказка “Репка”, (лишний Колобок и лиса)
У. Правильно, а кого из героев не хватает на иллюстрации?
Д. Мышки.
У. Верно, мышка проведёт нам физ. минутку.
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы “трубочкой” перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – “дернули за гири”).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
4.3. Знакомство с буквой “Р, р".
-Звуки р , р`, на письме обозначаются буквой Р,р. Ее имя : “эр”.
Слайд 8 (вывешиваю образец букв).
Посмотрите на букву “р”. Ее имя : “эр”.
-Пропишите букву Р в воздухе, в тарелочках.
4.4. Развитие фонематического восприятия
У. Ребята, наши гости уже приехали к нам. Знакомство с нашим городом мы начнём с фотоэкскурсии по нашему городу, которая будет необычной. Я называю достопримечательность нашего города, а вы должны выделить звуки [р] и [р’] и обозначить их цветом.
-Каким цветом мы обозначаем твердые звуки? (синим), мягкие звуки? (зелёным)
Слайд 9
5. Закрепление нового материала
5.1 Чтение слогов Слайд 10
Краснодар – кубанская столица,
Всем здесь побывать охота.
Много встреч здесь и гостей
С самых разных областей!
Вот из Простоквашино идут,
В сумках буквы нам несут.
Дядя Федор – а и я,
Прочитали – ра и ря.
Шарик – о и букву е,
Прочитали – ро и ре.
Матроскин – буквы у и ю,
Прочитали – ру и рю.
Печкин – буквы и да ы,
Прочитали – ры и ри.
Привезли и букву е,
Прочитали дети – ре.
Рада Кубанская столица
Что мы встретили гостей,
Прочитаем из слогов таблицу –
И в город Краснодар скорей
На доске слоговая таблица
РА |
РЯ |
АРА - АРЯ |
РО |
РЁ |
ОРО - ОРЁ |
РУ |
РЮ |
УРУ - УРЮ |
РЫ |
РИ |
ЫРЫ – ИРИ |
РЭ |
РЕ |
ЭРЭ - ЭРЕ |
– Читаем слоговую таблицу хором: первый столбик; второй столбик; первую строчку; вторую строчку; Прочитайте слоги, в которых согласный звук твердый. Какие гласные сделали его твердым?
Д. Гласные а, о, у, ы.
У. Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий. Какие гласные сделали его мягким?
Д. Гласные я, ё, ю, и, е.
У. А сейчас, давайте прочитаем слова.
мир |
Рана |
море |
ура |
рама |
мера |
Юра |
Рома |
нора |
Ира |
Марина |
Нюра |
5.2. Физкультминутка “Зайка”
У. Ребята, вспомните, что подарили родители дяди Фёдора Шарику? Какое увлечение у него было? За кем охотился Шарик?
Д. (Фоторужье. Охота. За зайцем)
Слайд 11
У. Зайка пришел к нам провести физкультминутку.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.
( имитировать движения по ходу стиха)
5.3. Формирование нового опыта о звуках [ р] , [ р' ]
Продолжаем путешествие по нашему городу, при въезде в город Краснодар по объездному шоссе гости видят дачные участки.
Очень удивлен Матроскин:
В Краснодаре – огород?
Неужели в самом деле
Что-то здесь растет?
– В этом дачном домике живут Рома и Рита. Они помогают родителям по хозяйству. У каждой есть свои грядки.
Демонстрация Слайд 8
– Ребята приготовили для вас загадки:
1. Растет на грядке, жгучий и сладкий,
Бочок свой он греет разноцветный и гладкий. (Перец.)
2. Сидит в темнице красна девица, а коса на улице. (Морковь.)
3. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)
4. Лопаты не нужно, сидит она близко –
Красная с белой подкладкой... (Редиска.)
5. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладоши
Бусинки-дробинки. (Горох.)
6. Зелен, пупырчат молодец – хрустящий, сочный... (Огурец.)
7. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа.)
8. Он круглый и красный, как глаз светофора, —
Среди овощей нет сочней... (Помидора.)
– Молодцы, справились! Как одним словом назвать эти растения?
Д. Овощи.
У. Как вы думаете, что растет на грядке у Ромы, а что – на грядке у Риты?
Демонстрация Слайда 6.
Д. У Ромы на синей грядке растут овощи, в названии которых есть твердый звук [р], а у Риты на зеленой грядке растут овощи, в названии которых – мягкий звук [р’].
У. Гостям из Простоквашино очень понравился кубанский огород. А сейчас мы отправимся гулять по улицам нашего города
У. В Простоквашино у нас улица одна,
Через всю деревню тянется она.
В вашем городе их много,
Расположены все строго.
Проведем экскурсию,
Чтобы все послушали.
5.4. Работа с предложением
Ребята, а сейчас давайте составим предложения о нашем любимом городе.
- Я люблю свой город Краснодар.
- Краснодар красивый город.
Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слово Краснодар?
5.6. Творческая работа.
Возьмите в руки карандаш любого цвета и закрасьте те части рисунка, в которых вы видите букву Р, тогда вы узнаете на каком транспорте наши гости отправятся к себе в Простоквашино.
6.Итог урока:
У. Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Вот и подошло к концу наше путешествие по
городу Краснодару вместе с гостями из деревни
Простоквашино. Вы правильно произносили и
учились различать звуки, которые сопровождали
нас в этом путешествии и помогали нам.
Мы узнали о достопримечательностях нашего
города, побывали в гостях у кубанских
огородников.
-Что запомнили, в чём затруднялись? Спасибо за урок!