Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: “ Звуки [р], [р’] , буква Р, р

Цель: Познакомить с новым звуком и новой буквой, читать слоги и слова со звуками [р], [р’].

Задачи:

  • образовательные: учить правильно, обозначать звук [р] и [р’] буквой - р, упражнять в чтении слов, предложений, в выполнении звукового анализа, формировать навык орфографической зоркости.
  • развивающие: развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес.
  • воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и гордости за родной город и стремление к изучению истории родного края и города.

Ход урока

1. Организационный момент

-Прозвенел для нас звонок
Начинаем мы урок.

-Ребята садитесь, подравнялись, улыбнулись. Слайд 1 (см. презентацию).

1.1. Артикуляционная разминка

Чистоговорки:

РА – РА – РА – начинается игра

РЫ – РЫ – РЫ - у мальчиков шары

РО – РО – РО – у нас новое ведро

2. Актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках. Закрепление опорных знаний:

споём песенку старших сестричек (а-о-у-ы-э)

-младших сестрички (я-ё-е-ю-и)

Почему сестрички гласные делятся на две группы?

-звук м хочет с ними спеть, (звук н)

3. Сообщение темы урока

Звучит музыка из мультфильма “Трое из Простоквашино”.

Учитель. Узнайте героев популярного мультфильма по описанию:

-У родителей мальчик был. Он был очень серьезный и самостоятельный. Он в четыре года читать уже научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие – папа и мама. (Дядя Федор.)

Слайд 2 . Персонажи мультфильма.

-Это большой-пребольшой полосатый кот. И Барсиком он был, и Оболтусом, и Пушком. Но хотел какую-нибудь серьезную фамилию. Морскую. Бабушка и дедушка его на кораблях плавали с матросами. (Матроскин.) мультфильма.

-Он из простых собак, не из породистых. Лохматый, взъерошенный, весь в репейниках. (Шарик.)

-Назовите фамилию почтальона Игоря Ивановича из деревни Простоквашино. (Печкин.)

-Из какого литературного произведения взяты строки? (“Дядя Федор, пес и кот”.)

-Кто автор этой литературной сказки? (Эдуард Успенский.)

Учитель показывает книгу. Слайд 3

– Дядя Федор, Матроскин, Шарик и Печкин, из газеты “Современный почтальон”, которую они выписывают в деревне Простоквашино, узнали о том, что далеко на юге России находится красивый город Краснодар. Учитель демонстрирует Слайд 4. Вид и герб города.

– Захотели наши сказочные друзья побывать в нашем городе. Пригласим их в гости, ребята? Дорога неблизкая, и пока жители Простоквашино добираются до нашего города, мы должны узнать, какие звуки помогут нам встретить гостей и рассказать им о нашем городе.

У. Ребята, а как раньше назывался наш город? (Екатеринодар) Слайд 5

У. Почему его так называли? (Императрица Екатерина Вторая подарила казачьему войску кубанские земли. В знак благодарности они назвали свой град ее именем.

У. Назовите шестой звук в слове “Екатеринодар”

Дети. Звук [р’].

У. Назовите последний звук в слове “Екатеринодар”

Д. Звук [р].

У. Какие звуки на занятии будут главными?

Д. [Р] и [р’].

У. Тема сегодняшнего нашего урока : “Звуки р , р`, буква Р,р”. Сегодня мы будем учиться четко и правильно произносить эти звуки и различать твердый звук и мягкий звук.

4. Работа над новым материалом

4.1. Характеристика звуков [р] и [р’],

У. Звуки [р] и [р’] – любимые звуки наших гостей, как вы думаете почему? (потому что встречаются в имени каждого из них.)

Послушайте и повторите, “выделяя” звук Р, Р' :

Слайд 6

Дядя Федор, Шарик, Матроскин, Игорь Иванович Печкин.

У.  Произнесем звук [р] изолированно. Охарактеризуйте этот звук.

У. Звук [р] – согласный (есть преграда), бывает твердый (произнесли), бывает мягкий (произнесли).

4.2. Физкультминутка “Мышка”

У. Ребята, герои нашего урока, как и вы любят сказки, а какая самая любимая вы должны догадаться сами, найдите лишних героев и назовите сказку.

Слайд 7

Д. Сказка “Репка”, (лишний Колобок и лиса)

У. Правильно, а кого из героев не хватает на иллюстрации?

Д. Мышки.

У. Верно, мышка проведёт нам физ. минутку.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы “трубочкой” перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – “дернули за гири”).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

4.3. Знакомство с буквой “Р, р".

-Звуки р , р`, на письме обозначаются буквой Р,р. Ее имя : “эр”.

Слайд 8 (вывешиваю образец букв).

Посмотрите на букву “р”. Ее имя : “эр”.

-Пропишите букву Р в воздухе, в тарелочках.

4.4. Развитие фонематического восприятия

У. Ребята, наши гости уже приехали к нам. Знакомство с нашим городом мы начнём с фотоэкскурсии по нашему городу, которая будет необычной. Я называю достопримечательность нашего города, а вы должны выделить звуки [р] и [р’] и обозначить их цветом.

-Каким цветом мы обозначаем твердые звуки? (синим), мягкие звуки? (зелёным)

Слайд 9

5. Закрепление нового материала

5.1 Чтение слогов Слайд 10

Краснодар – кубанская столица,
Всем здесь побывать охота.
Много встреч здесь и гостей
С самых разных областей!
Вот из Простоквашино идут,
В сумках буквы нам несут.
Дядя Федор – а и я,
Прочитали – ра и ря.
Шарик – о и букву е,
Прочитали – ро и ре.
Матроскин – буквы у и ю,
Прочитали – ру и рю.
Печкин – буквы и да ы,
Прочитали – ры и ри.
Привезли и букву е,
Прочитали дети – ре.

Рада Кубанская столица

Что мы встретили гостей,
Прочитаем из слогов таблицу –
И в город Краснодар скорей

На доске слоговая таблица

РА

РЯ

АРА - АРЯ

РО

РЁ

ОРО - ОРЁ

РУ

РЮ

УРУ - УРЮ

РЫ

РИ

ЫРЫ – ИРИ

РЭ

РЕ

ЭРЭ - ЭРЕ

– Читаем слоговую таблицу хором: первый столбик; второй столбик; первую строчку; вторую строчку; Прочитайте слоги, в которых согласный звук твердый. Какие гласные сделали его твердым?

Д. Гласные а, о, у, ы.

У. Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий. Какие гласные сделали его мягким?

Д. Гласные я, ё, ю, и, е.

У. А сейчас, давайте прочитаем слова.

мир

Рана

море

ура

рама

мера

Юра

Рома

нора

Ира

Марина

Нюра

5.2. Физкультминутка “Зайка”

У. Ребята, вспомните, что подарили родители дяди Фёдора Шарику? Какое увлечение у него было? За кем охотился Шарик?

Д. (Фоторужье. Охота. За зайцем)

Слайд 11

У. Зайка пришел к нам провести физкультминутку.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.

( имитировать движения по ходу стиха)

5.3. Формирование нового опыта о звуках [ р] , [ р' ]

Продолжаем путешествие по нашему городу, при въезде в город Краснодар по объездному шоссе гости видят дачные участки.

Очень удивлен Матроскин:
В Краснодаре – огород?
Неужели в самом деле
Что-то здесь растет?

– В этом дачном домике живут Рома и Рита. Они помогают родителям по хозяйству. У каждой есть свои грядки.

Демонстрация Слайд 8

– Ребята приготовили для вас загадки:

1. Растет на грядке, жгучий и сладкий,
Бочок свой он греет разноцветный и гладкий. (Перец.)

2. Сидит в темнице красна девица, а коса на улице. (Морковь.)

3. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)

4. Лопаты не нужно, сидит она близко –
Красная с белой подкладкой... (Редиска.)

5. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладоши
Бусинки-дробинки. (Горох.)

6. Зелен, пупырчат молодец – хрустящий, сочный... (Огурец.)

7. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа.)

8. Он круглый и красный, как глаз светофора, —
Среди овощей нет сочней... (Помидора.)

– Молодцы, справились! Как одним словом назвать эти растения?

Д. Овощи.

У. Как вы думаете, что растет на грядке у Ромы, а что – на грядке у Риты?

Демонстрация Слайда 6.

Д. У Ромы на синей грядке растут овощи, в названии которых есть твердый звук [р], а у Риты на зеленой грядке растут овощи, в названии которых – мягкий звук [р’].

У. Гостям из Простоквашино очень понравился кубанский огород. А сейчас мы отправимся гулять по улицам нашего города

У. В Простоквашино у нас улица одна,
Через всю деревню тянется она.
В вашем городе их много,
Расположены все строго.
Проведем экскурсию,
Чтобы все послушали.

5.4. Работа с предложением

Ребята, а сейчас давайте составим предложения о нашем любимом городе.

- Я люблю свой город Краснодар.

- Краснодар красивый город.

Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слово Краснодар?

5.6. Творческая работа.

Возьмите в руки карандаш любого цвета и закрасьте те части рисунка, в которых вы видите букву Р, тогда вы узнаете на каком транспорте наши гости отправятся к себе в Простоквашино.

6.Итог урока:

У. Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Краснодару вместе с гостями из деревни Простоквашино. Вы правильно произносили и учились различать звуки, которые сопровождали нас в этом путешествии и помогали нам.
Мы узнали о достопримечательностях нашего города, побывали в гостях у кубанских огородников.

-Что запомнили, в чём затруднялись? Спасибо за урок!