Урок краеведения "В краю полярного сияния"

Разделы: История и обществознание


Место проведения: актовый зал

Форма проведения: познавательно-игровая программа

Время проведения: 40-45 минут

Участники мероприятия: обучающиеся 5 классов

Оборудование: выставка «Национальная одежда ненцев», рисунки предметов обихода ненцев, макет чума, национальные игрушки ненцев, караоке, карта Ямала, фрагмент видеофильма Надымской студии телевидения «Стойбище Хорото».

Цели:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • ознакомление и приобщение детей к культурным традициям, обычаям ненецкого народа;
  • воспитание у детей любви к малой Родине, патриотизма, духовности, гражданской позиции.

Ход программы: музыкальная заставка «Северный край» (И.Корнилов) обучающиеся 5 классов занимают места в актовом зале.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю Вас принять участие в познавательно-игровой программе «В краю полярного сияния». За ваше активное участие, за ваши правильные ответы на вопросы, каждый из вас будет отмечен жетоном. Наибольшее количество жетонов поможет нам в конце мероприятия определить победителя - знатока истории и культуры одного из представителей коренных народов Ямала - ненцев. А теперь разрешите представить жюри.

Учитель: Прекрасна природа нашего края! Зимой серебром покрыты необозримые просторы Крайнего Севера, осенью нет краски, которой бы не прикоснулся к природе Ямала невидимый художник. Этот удивительный край в народе называют краем полярного сияния. Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по нашему краю. Для этого необходимо одно условие: с собой в путешествие нужно взять знания, смекалку и воображение.

Ведущий: И.Г.Истомин «Полярное сияние»

Вновь полярное сиянье
Над Ямалом занялось.
Ты откуда, ты откуда,
Диво дивное, взялось?
Разноцветными лучами
Ты все небо обожгло.
Сразу звездочки померкли,
Сразу в тундре рассвело.
Ты над ненцами и раньше
Полыхало, как сейчас,
Но, забитых и бесправных,
Ты не радовало нас.
А теперь, когда чудесен
Наш родной ненецкий край
Говорим мы, улыбаясь,
Чудо Севера, сверкай!

Учитель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на карту (карта Ямало-Ненецкого автономного округа).

Учитель: Ребята, кто из вас знает, о каком крае шла речь в стихотворении И.Г.Истомина «Полярное сияние»?

Ответы детей: Ямал!

Учитель: Верно, ребята, это Ямал!

Ведущий: Ямал - в переводе с ненецкого языка - край Земли. За ним дальше - Северный Ледовитый океан. Здесь круглый год чувствуется холодное дыхание Арктики.

Ведущий: Ямал – это бескрайние просторы тундры, изрезанные многими тысячами рек, озер и болот, это тайга и горы с несчетными богатствами недр. Здесь родились вы и выросли, но еще мало задумывались о том, что представляет собой наш родной край.

Учитель: А сейчас мы с вами направимся в «Стойбище Хорото» Надымского района (фрагмент видеофильма Надымской студии телевидения «Стойбище Хорото»)

Как вы обратили внимание, на Севере долгая зима, и поэтому у каждого обитателя чума есть свое занятие. Женщины занимаются хозяйством: шьют одежду, обувь, готовят еду. Мужчины пасут оленей, охотятся. Ну, а дети, играют и помогают взрослым. Все игры помогают стать будущим оленеводам и охотникам сильными, ловкими, меткими и быстрыми.

Нам предстоит разбиться на две команды и принять участие в национальной спортивной игре «Перетяни палку».

Игра « Перетяни палку».

Учитель: А теперь заглянем в чум (макет чума и предметы домашнего обихода из школьного краеведческого музея) и попробуем запомнить: какие предметы домашнего обихода находятся в чуме? Для чего они предназначены. Дети группами подходят к чуму, записывают имеющиеся в наличии предметы домашнего обихода и дают краткое описание каждого предмета.

Ведущий: Ребята, вы успешно выполнили два задания, проявили мудрость и смекалку. А теперь давайте посидим перед чумом и послушаем ненецкую песню С.Няруй «Колокольчики».

Учитель: Ребята, чтобы выжить в тундре многое надо уметь. Например, нужно уметь читать по следам, а для этого нужно знать, какой след оставляет то или иное животное.

Ведущий: Мы с вами направляемся на охоту, на необычную - интеллектуальную, а для этого мы постараемся угадать загадки о животных.

(Загадки из поэмы «Эдейка» Л. Лапцуя)

Вот сова с холма взлетела
И выводит виражи…
И на что им эта птица
Несъедобная, скажи?
Очень важно, чтоб охотник
Знал, куда летит сова,
Потому что, по науке
(куда летит сова, туда
бежит песец, - за добычей)
Наших дедов и отцов,
По следам совы капканы
Надо ставить на … Кого? (песцов)
В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (олень)
Посмотри, какой он рябенький
И задиристый на вид,
И уже на ножках слабеньких
Хоть качаясь, но стоит! – Кто? (олененок).

Учитель: Олень - животное, без которого невозможно представить жизнь народов Крайнего Севера. А белый медведь – символ Севера России, его мощи, силы, богатства. Два белых медведя изображены на гербе нашего округа.

Учитель: Ребята, я думаю, что вы многое можете сами рассказать о символах нашего округа, о том, каков растительный и животный мир окружающей нас с вами среды…

Ведущий: Мы с вами продолжаем знакомство со стойбищем Хорото. Ребята, обратите внимание: в каких нарядных одеждах ходят мужчины и женщины, какие красивые малицы у детей - с яркими орнаментами и звонкими колокольчиками (Дети подходят к выставке«Национальная одежда ненцев»).

Учитель: А сейчас небольшая викторина, я задам вам несколько вопросов, на которые нужно быстро дать ответ.

  • Что такое кисы? (Обувь из оленьих шкур)
  • Чем отличается малица от ягушки? (Малица – мужская одежда с капюшоном и варежками, а ягушка - женская, с разрезом посередине и без капюшона)
  • Что можно узнать по орнаменту на одежде ненцев? (Откуда прибыл носитель, богат ли он или небогат, какой масти его олени, рукодельница ли его жена)
  • Чем сшиваются детали орнамента? (Оленьими сухожилиями)
  • Что выражает композиция орнамента? (Добро и зло, мужское и женское, символизирует свет и тьму, зиму и лето)

Подведение итогов викторины. В стойбище Хорото главная в чуме женщина. Она занимается хозяйством: готовит еду, утепляет и украшает чум, поддерживает огонь в очаге. А еще славятся женщины своим мастерством и рукоделием.

Ведущий: Как красивы их ягушки!

Учитель: Мы так шить не умеем, но разукрасить ягушку сможем. За две минуты обе команды должны красиво, а главное, правильно раскрасить ягушку.

Ведущий: Приготовили карандаши и фломастеры, дружно по моей команде начали расписывать ягушку орнаментом   (музыкальный фон: ненецкая песня «Мама» в исполнении Е.Лаптандер)

Учитель: Спасибо! Мы продолжаем нашу программу, и команды готовы соревноваться.

Ведущий: В стойбище Хорото дети очень любят играть, заниматься национальными видами спорта. А сейчас мы побываем и в роли охотника, и в роли оленей и куропаток.

Учитель: Для вас – спортивное состязание «Метание аркана на хорей». Обе команды выстраиваются «паровозиком» за капитаном команды. Каждый из будущих оленеводов должен закинуть дважды аркан на хорей. Побеждает та команда, у которой больше всех попаданий на хорей.

Ведущий: А теперь, дорогие ребята, для вас предлагаем интересную игру, любимую игру детей стойбища Хорото - «Охотники и куропатки».

Учитель: На поляне перед чумом выбирается специальная площадка, которая тщательно убирается от сучков и мусора. Затем из ивняка изготавливается несколько обручей. Обручи кладутся на площадку. Выбирают из одной команды 4 охотников, а из второй команды - куропаток. Затем последовательно меняются ролями. Пока звучит музыка, куропатки летают, а охотники спокойно стоят. Когда музыка замолкает, тогда куропатки должны залететь в гнездо – обруч и не двигаться. Охотники ловят тех куропаток, которые не в гнезде, и тех, которые в гнезде.

Ведущий: Молодцы! А сейчас настало время отметить самую лучшую команду и активных участников нашего мероприятия. Жюри подсчитывает жетоны и подводит итоги выступления команд.

Учитель: Спасибо, вам, ребята, за то, что приняли активное участие в познавательно-игровой программе «В краю полярного сияния», за то, что внимательно слушали меня и ведущего, правильно и быстро отвечали на наши вопросы, выслушивали ответы своих друзей. Побывав на стойбище Хорото Надымского района вы многое узнали о том, как живут ненцы в условиях суровой тундры, чем они занимаются. Очень многое узнали о традициях и культуре этого удивительно стойкого народа. А чтобы выжить в тундре, нужно многое уметь. Я думаю. Что в сегодняшней программе нет побежденных, а есть только победители, потому что мы поиграли в те игры, в которые играют ненецкие дети. Они тоже, как мы, любят свой край, берегут природу и помогают своим родителям. Нас всех объединяет то, что живем мы в красивейшем, богатом и неповторимом крае, крае полярного сияния - на Ямале!

Ведущий: Вот и закончилась наша необычная игра, игра дружбы и взаимопонимания. А закончить бы хотелось стихотворением известного ненецкого поэта и прозаика Ледкова Василия Николаевича «Моя тундра».

Ты еще не видел чуда-
В нашей тундре не был?
Видишь – сопки,
Словно чумы,
Подпирают небо.
А по небу
К океану,
Подчиняясь урагану,
Мчатся тучи- тени.
И взлетают в жгучей пене
Волны, как олени.
Но не думай,
Но не думай-
Край мой
Вовсе не угрюмый.
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту…
Приезжай. Мы встретим лаской.
Здравствуй!

Учитель: До свидания, дорогие ребята! Удачи вам! Лакомбой, доброе стойбище Хорото!

Список использованной литературы:

  1. Л.В.Федорова. Родная литература. Программно- методическое пособие с частичным хрестоматийным обеспечением. Часть 1. Тюмень, 1993г.
  2. Мифы и предания ненцев Ямала/Автор- составитель Л.А.Лар; Иллюстрации Л.А.Лар. Тюмень; Издательство ИПОС СО РАН, 2001.294 с.,16 цв. ил.
  3. Е.Т.Пушкарева. Картина мира в фольклоре и традиционных представлениях ненцев. Москва, 2003.
  4. И.Г.Истомин. Живун. Свердловск.1983.
  5. Лапцуй Л.В. Эдейка. Свердловск.1978.
  6. Лапцуй Л.В.На оленьих тропах. Свердловск.1982.