Урок математики во 2-м классе по теме: "Час. Минута. Определение времени по часам."

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Развивающие:
    • формирование интеллектуальных умений (наблюдения, анализа, сравнения);
    • развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;
    • формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности);
  2. Обучающие:
    • познакомить детей с новой величиной;
    • формировать представление о единицах времени: час, минута;
    • учить определять время по часам;
    • совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;
  3. Воспитывающие:
    • формирование умений осуществлять самоконтроль;
    • развитие лидерских качеств и организаторских способностей (при работе в парах).

Оборудование: тетради учащихся, ручки, линейки, карандаши, карточки с заданиями ,перфокарты, доска, мел, магниты, компьютер, проектор, макет часов, песочные часы.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу в добрый час!

II. Актуализация опорных знаний.

1. Устный счёт.

1. Вспомним состав числа 12, заселим домики.
(Дети поднимают числа на веерах)
12
5 …
12
… 3
12
6 …
12
… 8
12
10 …
12
1 …
2. Найдите закономерность и восстановите числовой ряд
(Слева 5, 10, 15
Справа 45, 50, 55, 60.
Т. к. здесь счёт идёт через 5 единиц)
…, …, …, 20, 25, 30, 35, 40, …, …, …, ….
3. Повторяем компоненты сложения и вычитания. Смотрим таблицу. (на стенде)
– Что неизвестно в первом примере? (1 слагаемое)
– Как его найти? (Из суммы вычесть известное слагаемое)
– Прочитайте пример разными способами. 
Аналогичная работа с другими примерами
…+30=35
59-…=9
7+…=47
…-8=20

2. Самостоятельная работа на перфокартах. Решение примеров на время.

– У вас на столе лежат перфокарты с примерами. У первого варианта – розовые, у второго – зелёные. Приложение 2. Перфокарты 1. Перфокарты 2. (Напечатать на розовой и зелёной бумаге)

– Подпишите листочки, вложенные внутрь.

– Решаем примеры на время, но помним, что качество важнее количества!

Я переворачиваю песочные часы, время пошло…

Дети решают

3. Самопроверка со слайда (сравнение с эталоном)

Слайд 1 – Приложение 1

Время прошло. Закончили.

– Положите ручки, возьмите карандаши. Проверяем свою работу.

Исправляем ошибки карандашом.

Дети проверяют.

Поднимите руку, кто решил все примеры без ошибок.

– Кто решил половину примеров, но не допустил ни одной ошибки.

– Молодцы!

– После урока я проверю правильность решения примеров и насколько вы были внимательны при проверке и оценю вашу работу.

4. Подготовка к восприятию нового материала.

– Чем я воспользовалась, чтобы определить время вашей работы с перфокартами? (Песочными часами)

– Всегда ли удобно пользоваться песочными часами? (Не всегда, т.к. они определяют небольшой промежуток времени)

– И нельзя определить время, когда песок ещё сыпется.

III. Постановка цели урока.

Поэтому на уроке мы сегодня будем учиться работать с механическими часами определять время.

Слайд 2. Приложение 1

Поднимите руку, кто умеет определять время по часам?

Сейчас проверим.

Физкультминутка.

– Встаньте, посмотрите вокруг, найдите часы в классе. Кто определил время?

Спросить несколько человек.

IV. Формирование знаний умений и навыков.

Слайд 3. (фотография часов) Приложение 1.

1. Формулировка вывода.

– А где находятся эти часы?

– Как выглядят часы? (На них есть числа и стрелки)

– Числа на часах называются циферблат (это слово на карточке вывешиваю на доску)

Какие числа на кремлёвских часах?(римские)

– Как расположен циферблат? (По кругу)

–Сколько чисел на циферблате? (12)

– Сколько стрелок на часах? (Две, а может быть и три)

– Как они называются? (Часовая, минутная, секундная)

Мы сегодня будем говорить о таких единицах времени, как час и минута. Поэтому воспользуемся только двумя стрелками.

– Кто знает как выглядит часовая стрелка? (Она маленькая)

– Сколько времени проходит, пока стрелка передвигается от одного числа до следующего, от одной большой чёрточки до другой? Показываю на макете. (1 час)

– Как называется большая стрелка? (минутная)

– Посмотрите внимательно на циферблат. Между числами с большими чёрточками есть маленькие .

– За какое время минутная стрелка передвигается от одной маленькой чёрточки до другой. (За 1 минуту)

– А сколько минут между двумя соседними числами? (пять)

– Посчитаем, сколько минут потребуется большой стрелке , чтобы совершить путь по кругу?

Показываю на макете и считаем через 5.

Маленькая стрелка какое расстояние в это время пройдёт? (1 час)

–Значит какой вывод мы можем сделать, вспомнив то, о чём сейчас говорили? (– В одном часе – 60 минут)

2. Работа с учебником Моро.

– А теперь проверим по учебнику правильность нашего вывода, страница 27. Прочитайте правило про себя.

– Правильный вывод мы сделали?

– Прочитайте правило в учебнике вслух.

– Запишите вывод к себе в тетрадь.

Переворачиваю карточку на доске.

V. Первичное закрепление

1. Решение устных задач, и выборочная работа на карточках в парах

– Ребята, у кого на столе лежит жёлтая карточка, работаете в паре, разбираете задание, договариваетесь, кто будет большой, кто минутной стрелкой.

Приложение 2. Игра стрелки 1 Игра стрелки 2. (Напечатать на жёлтой бумаге)

– А все остальные внимание в учебник. Задача 2. Читаем, отвечаем.

Задача 3. Читаем, отвечаем.

2. Игра «Стрелки»

Слайд 4. Приложение 1

Что отсутствует на часах.

– Вот ребята, которые работали в парах и побудут этими стрелками.

– Выходит 1 пара. Берут указки разной длины, показывают время. А дети называют время на часах.

Аналогично со второй, с третьей, с четвёртой парами.

Физкультминутка

Тик-так, тик-так-
Все часы идут вот так.
Тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.

– Так сколько сейчас времени. А урок закончится в 11 часов 10 минут. Сколько времени у нас остаётся на работу?

3. Разбор и решение составной задачи.

– Прочитайте внимательно задачу.

– Что известно?

– Что нужно найти?

– Какие ключевые слова в краткой записи? (Пойдёт к доске и запишет условие задачи…)

– Решим эту задачу устно.

– Прочитайте задание к задаче? (Измените вопрос, чтобы задачу нельзя было решить одним действием).

– Т.е. сколько действий должно быть в задаче?

– Измените вопрос задачи? (– Сколько времени потратили на обе партии?)

– Как изменится краткая запись?

– Пойдёт изменит краткую запись и решит задачу с объяснением у доски…

Ребёнок решает задачу у доски, дети записывают решение в тетрадь.

4. Работа на карточках

Возьмите белую карточку и прочитайте задание

Приложение 2. Карточки с задачами.

– У доски с карточкой работают 2 ученика….

– Все остальные выполняют работу на карточке.

5. Проверка задачи.

Ученик у доски объясняет решение задачи.

VI. Подведение итога урока.

Чему мы научились сегодня на уроке?

VII. Подача домашнего задания.

Прочитайте задачу №4.

– Решите прямую задачу, а обратную составьте устно.

– Решить примеры №5.