Цели и задачи урока:
- Развивающие:
- формирование интеллектуальных умений (наблюдения, анализа, сравнения);
- развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;
- формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности);
- Обучающие:
- познакомить детей с новой величиной;
- формировать представление о единицах времени: час, минута;
- учить определять время по часам;
- совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;
- Воспитывающие:
- формирование умений осуществлять самоконтроль;
- развитие лидерских качеств и организаторских способностей (при работе в парах).
Оборудование: тетради учащихся, ручки, линейки, карандаши, карточки с заданиями ,перфокарты, доска, мел, магниты, компьютер, проектор, макет часов, песочные часы.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу в добрый час!
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устный счёт.
1. Вспомним состав числа 12, заселим домики. (Дети поднимают числа на веерах) |
12 5 … |
12 … 3 |
12 6 … |
12 … 8 |
12 10 … |
12 1 … |
2. Найдите закономерность и восстановите числовой ряд (Слева 5, 10, 15 Справа 45, 50, 55, 60. Т. к. здесь счёт идёт через 5 единиц) |
…, …, …, 20, 25, 30, 35, 40, …, …, …, …. | |||||
3. Повторяем компоненты сложения и вычитания. Смотрим таблицу. (на стенде) – Что неизвестно в первом примере? (1 слагаемое) – Как его найти? (Из суммы вычесть известное слагаемое) – Прочитайте пример разными способами. Аналогичная работа с другими примерами |
…+30=35 59-…=9 |
7+…=47 …-8=20 |
2. Самостоятельная работа на перфокартах. Решение примеров на время.
– У вас на столе лежат перфокарты с примерами. У первого варианта – розовые, у второго – зелёные. Приложение 2. Перфокарты 1. Перфокарты 2. (Напечатать на розовой и зелёной бумаге)
– Подпишите листочки, вложенные внутрь.
– Решаем примеры на время, но помним, что качество важнее количества!
Я переворачиваю песочные часы, время пошло…
Дети решают
3. Самопроверка со слайда (сравнение с эталоном)
Слайд 1 – Приложение 1
– Время прошло. Закончили.
– Положите ручки, возьмите карандаши. Проверяем свою работу.
Исправляем ошибки карандашом.
Дети проверяют.
– Поднимите руку, кто решил все примеры без ошибок.
– Кто решил половину примеров, но не допустил ни одной ошибки.
– Молодцы!
– После урока я проверю правильность решения примеров и насколько вы были внимательны при проверке и оценю вашу работу.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
– Чем я воспользовалась, чтобы определить время вашей работы с перфокартами? (Песочными часами)
– Всегда ли удобно пользоваться песочными часами? (Не всегда, т.к. они определяют небольшой промежуток времени)
– И нельзя определить время, когда песок ещё сыпется.
III. Постановка цели урока.
– Поэтому на уроке мы сегодня будем учиться работать с механическими часами определять время.
Слайд 2. Приложение 1
– Поднимите руку, кто умеет определять время по часам?
Сейчас проверим.
Физкультминутка.
– Встаньте, посмотрите вокруг, найдите часы в классе. Кто определил время?
Спросить несколько человек.
IV. Формирование знаний умений и навыков.
Слайд 3. (фотография часов) Приложение 1.
1. Формулировка вывода.
– А где находятся эти часы?
– Как выглядят часы? (На них есть числа и стрелки)
– Числа на часах называются циферблат (это слово на карточке вывешиваю на доску)
– Какие числа на кремлёвских часах?(римские)
– Как расположен циферблат? (По кругу)
–Сколько чисел на циферблате? (12)
– Сколько стрелок на часах? (Две, а может быть и три)
– Как они называются? (Часовая, минутная, секундная)
– Мы сегодня будем говорить о таких единицах времени, как час и минута. Поэтому воспользуемся только двумя стрелками.
– Кто знает как выглядит часовая стрелка? (Она маленькая)
– Сколько времени проходит, пока стрелка передвигается от одного числа до следующего, от одной большой чёрточки до другой? Показываю на макете. (1 час)
– Как называется большая стрелка? (минутная)
– Посмотрите внимательно на циферблат. Между числами с большими чёрточками есть маленькие .
– За какое время минутная стрелка передвигается от одной маленькой чёрточки до другой. (За 1 минуту)
– А сколько минут между двумя соседними числами? (пять)
– Посчитаем, сколько минут потребуется большой стрелке , чтобы совершить путь по кругу?
Показываю на макете и считаем через 5.
– Маленькая стрелка какое расстояние в это время пройдёт? (1 час)
–Значит какой вывод мы можем сделать, вспомнив то, о чём сейчас говорили? (– В одном часе – 60 минут)
2. Работа с учебником Моро.
– А теперь проверим по учебнику правильность нашего вывода, страница 27. Прочитайте правило про себя.
– Правильный вывод мы сделали?
– Прочитайте правило в учебнике вслух.
– Запишите вывод к себе в тетрадь.
Переворачиваю карточку на доске.
V. Первичное закрепление
1. Решение устных задач, и выборочная работа на карточках в парах
– Ребята, у кого на столе лежит жёлтая карточка, работаете в паре, разбираете задание, договариваетесь, кто будет большой, кто минутной стрелкой.
Приложение 2. Игра стрелки 1 Игра стрелки 2. (Напечатать на жёлтой бумаге)
– А все остальные внимание в учебник. Задача 2. Читаем, отвечаем.
Задача 3. Читаем, отвечаем.
2. Игра «Стрелки»
Слайд 4. Приложение 1
– Что отсутствует на часах.
– Вот ребята, которые работали в парах и побудут этими стрелками.
– Выходит 1 пара. Берут указки разной длины, показывают время. А дети называют время на часах.
Аналогично со второй, с третьей, с четвёртой парами.
Физкультминутка
Тик-так, тик-так-
Все часы идут вот так.
Тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
– Так сколько сейчас времени. А урок закончится в 11 часов 10 минут. Сколько времени у нас остаётся на работу?
3. Разбор и решение составной задачи.
– Прочитайте внимательно задачу.
– Что известно?
– Что нужно найти?
– Какие ключевые слова в краткой записи? (Пойдёт к доске и запишет условие задачи…)
– Решим эту задачу устно.
– Прочитайте задание к задаче? (Измените вопрос, чтобы задачу нельзя было решить одним действием).
– Т.е. сколько действий должно быть в задаче?
– Измените вопрос задачи? (– Сколько времени потратили на обе партии?)
– Как изменится краткая запись?
– Пойдёт изменит краткую запись и решит задачу с объяснением у доски…
Ребёнок решает задачу у доски, дети записывают решение в тетрадь.
4. Работа на карточках
Возьмите белую карточку и прочитайте задание
Приложение 2. Карточки с задачами.
– У доски с карточкой работают 2 ученика….
– Все остальные выполняют работу на карточке.
5. Проверка задачи.
Ученик у доски объясняет решение задачи.
VI. Подведение итога урока.
– Чему мы научились сегодня на уроке?
VII. Подача домашнего задания.
– Прочитайте задачу №4.
– Решите прямую задачу, а обратную составьте устно.
– Решить примеры №5.