Коррекция письменной речи у учащихся с ОВЗ с применением компьютерных программ Microsoft Word Microsoft и Office PowerPoint

Разделы: Логопедия


В настоящее время введение в программу обучения ребенка компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Новые технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Появились новые технологии и в работе учителя-логопеда. Прежде всего это "Видимая речь" , "Дельфа 130", "Дельфа 145", "Игры для Тигры", "Мир за твоим окном" . Данные компьютерные программы призваны помочь логопеду в работе над коррекцией устной речи детей, страдающих от нарушенного звукопроизношения, нарушения темпа или ритма речи.

Однако школьный учитель-логопед занимается не только коррекцией устной речи (этим занимались его коллеги в дошкольных учреждениях), сколько развитием и коррекцией письменной речи.

В 2004 г вышла замечательная книга Кукушкиной О.И. “Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей”, в которой описан новый подход к обучению детей младшего школьного возраста навыкам создания и редактирования доступных им текстов на компьютере.

Изучая природу письменной речи, Л.С.Выготский пришёл к выводу о том, что с психологической точки зрения она существенно отличается от устной. Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконин экспериментально доказал, что письменную речь нельзя считать простым переводом устной речи в письменные знаки. Уметь писать буквы, слова и предложения - не значит владеть письменной речью.

Освоение письменной речи предполагает способность ребенка общаться с отсутствующим собеседником посредством текста. Однако в начальный период обучения грамоте ребенок при помощи письменной речи воспроизводит устную, как бы копируя её.

В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов качественной индивидуализации обучения возникла необходимость внедрения компьютерных технологий в специальное коррекционное обучение.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Поскольку дети с ОВЗ осваивают письменную речь значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, педагогу необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь. Применение текстовых редакторов дает возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью, поскольку исключается переписывание и возникает возможность не оставлять следа от допущенных ошибок и получать в конечном счете безупречную и достойную похвалы работу.

В настоящее время существует множество компьютерных программ - текстовых редакторов. Наиболее распространенная из них - Microsoft Word. Она позволяет создавать, редактировать, сохранять и распечатывать текст.

С 2005 г. я работала с учащимися, имеющими ЗПР и ТНР. Было интересно наблюдать и сравнивать особенности усвоения материала этими группами учащихся. Не смотря на различные интеллектуальные возможности данных категорий детей, речевые нарушения имелись у обеих групп учащихся. Поэтому работа велась параллельно с обоими классами.

Особенностью данных детей с ОВЗ было ярко выраженное нарушение пространственной ориентировки и нарушение слухового восприятия. У учащихся страдала слуховая память и концентрация внимания. Все это мешало коррекционной работе над письменной речью.

С целью коррекции данных проблем я стала использовать текстовый редактор. При работе с клавиатурой у детей развивалась пространственная ориентировка, для успешной работы с редактором учащимся приходилось внимательно слушать и выполнять инструкции педагога, что развивало слуховое восприятие и память. При работе у учащихся совершенствовались функции концентрации и распределения внимания.

Освоение письменной речи с применением текстовых редакторов начинали с первого класса.

В 1 классе ученики писали сочинение о себе. Сочинение носило форму “Вопрос - ответ”. Многим ученикам трудно было находить буквы на клавиатуре, анализировать звуковой состав слова, составлять предложения.

К концу учебного года дети при помощи логопеда успешно автоматизировали звуки в речи, научились самостоятельно читать и писать под диктовку, научились задавать вопросы и отвечать на них. В качестве приза дети получили красочное сочинение, напечатанное на бумаге.

Во 2 классе проводилась игра "Робинзонада" по книге Российской Елены Николаевны. Дети познакомились с повестью Д.Дэфо "Робинзон Крузо". Затем они нарисовали карту необитаемого острова и описали в письме к своему другу Робинзону путь к спрятанному кладу. Письма дети писали в тетрадях, затем набирали текст на компьютере, редактировали его и получали в отпечатанном виде, вместе с нарисованной ими картой.

В заключение игры каждый ребенок получил письмо от Робинзона со словами благодарности и сладкий приз. Дети с удовольствием принимали участие в этой игре. В результате у них сформировалась школьная мотивация, совершенствовалась мелкая моторика и ориентировка в пространстве. Дети научились связно излагать свои мысли и оформлять их на бумаге. Расширился их словарный запас.

В 3 классе решила познакомить детей с проектной деятельностью. Дети с первого класса занимались в экологическом кружке, изучали природу, ходили на экскурсии в лес и в живой уголок. У большинства из них дома живут домашние животные. Поэтому была выбрана тема проектной деятельности “Мои друзья - животные”.

В начале учебного года я познакомила детей с новой компьютерной программой - Microsoft Office Power Point и дала образец презентации на заданную тему, рассказала детям о возможностях программы. Перед детьми была поставлена цель, намечены задачи и установлены сроки работы.

Тема проекта дана была учителем-логопедом. Однако дети подошли к ней творчески, поэтому всех детей мы смогли условно объединить в две группы - тех, кто писал о домашних животных и тех, кто писал о диких животных. Все работы заслуживали внимания, были сделаны качественно, а главное с интересом и любовью. Дети с энтузиазмом собирали фотографии своих питомцев, расспрашивали о них у родителей и учителей. Они писали рассказы, набирали тексты слайдов, вставляли фотографии, рисовали картинки. Всем очень хотелось поделиться своими знаниями впечатлениями, эмоциями.

Итогом работы была защита проекта перед одноклассниками в виде компьютерной презентации. Все выступления снимались на видеокамеру, а затем анализировались вместе с детьми. Вступления детей были показаны и для родителей. Дети оценили выступления своих одноклассников и единодушно выбрали лучшее - по содержанию, оформлению и выступлению (рассказыванию).

В результате проведенной работы дети узнали радость самостоятельного творчества и ощущение собственной значимости; пересилили страх перед аудиторией; закрепили навыки правильной речи; научились задавать вопросы, видеть проблемы, анализировать, систематизировать свои знания, выводя их на более высокую ступень.

С учащимися 4-х классов возникла потребность в создании проекта - “Давайте познакомимся”.

Дети создавали презентацию о самих себе и своем месте в социуме. В процессе работы над презентацией они много нового узнали о своей семье, друзьях и учителях, научились обирать материал, грамотно оформлять свои мысли, общаться с собеседниками.

Плоды своих трудов они представили одноклассникам и учителям, воспитателям, показали родителям.

Результатом проделанной работы было то, что учащиеся закрепили навыки правильной речи; научились задавать вопросы, видеть проблемы, анализировать, систематизировать свои знания, выводя их на более высокую ступень; узнали много нового о своих товарищах; ощутили радость самостоятельного творчества и ощущение собственной значимости; пересилили страх перед аудиторией; хорошо показали себя при выписке из школы.

Применение метода проекта дало возможность учителю-логопеду построить образовательный процесс с учетом личностных интересов каждого ребенка. Данный вид работы позволил совершенствовать устную речь и коммуникативные навыки учащихся в социально значимой для них ситуации. У детей повысился интерес к учебе и грамотность письменной речи, что подтвердили итоговые проверочные работы.

Основная цель учителя логопеда - развитие и коррекция письменной речи учащихся, совершенствование коммуникативной функции речи данных учащихся, через индивидуальную помощь в создании проектов была достигнута.

Работая с программой Microsoft Office Power Point дети познакомились с проектной деятельностью, которая позволяет стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений, укреплению межпредметных связей, а так же формирует у учащихся интерес к учению, активизирует их, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, повышает самооценку учащихся.

Благодарю за внимание!

Список использованной литературы

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие.-СПб.:ИД"МиМ", 1997.
  2. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.- М.:Айрис-пресс,2004.
  3. Кукушкина О.И. “Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей”, 2004.