Цели:
- усвоение учащимися состава азотных, фосфорных, калийных удобрений и их биологической роли,
- развитие умений применять имеющиеся знания в новых ситуациях,
- закрепление знаний о единстве живого и неживого,
- развитие интереса к истории и новым фактам науки.
Оборудование и реактивы: набор удобрений, вода, растворы нитрата серебра и ацетата натрия, два образца в пробирках, держалка, стенгазета “Роль ученых в развитии агрохимии”, задания к уроку.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Учитель:
Орешек знаний тверд,
Но все же мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желание «хочу больше знать!»
– С таким желанием начнем урок.
В наши дни потребительские отношение к природе,
расходование ее ресурсов без осуществления мер
по их восстановлению уходит в прошлое. Не каждый
регион, не каждый район может гордиться
плодородием своей почвы, но любое наземное
природное сообщество, тем более человек, своим
существованием обязаны почве. Почему?
Ответ учащихся: Почва является средой обитания единственных на Земле автотрофных организмов – растений. Только растения из неорганических веществ синтезируют органические вещества. Все остальные – животные, люди – потребители органических веществ. Вот почему мы обязаны почве.
Учитель: Поэтому мы должны знать, как
поддерживать и приумножить плодородие почвы.
Изучение вопросов питания растений и повышения
их урожайности путем применения минеральных
удобрений является предметом агрохимии. Тема
нашего урока «Минеральные удобрения».
II. Домашнее задание: §23, вопросы 7-10, задание 3,4 (по стр.70 уч. химии), §47 (по биологии)
Чтобы успешно выполнить домашнее задание, на
уроке мы должны знать классификацию
удобрений, их состав и влияние удобрений
на развитие растений.
Для решения этих задач, мы будем опираться на
знания, полученные на предыдущих уроках химии и
биологии.
III. Изучение новой темы
Учитель: Основоположниками агрохимии
являются немецкий ученый Либих. Юстус, в
России Д.И.Менделеев, позже идеи Менделеева
развивал Д.Н.Прянишников. Называя фамилию
Д.И.Менделеева, я не ошиблась. Да, это тот ученый,
который 140 лет тому назад открыл периодический
закон химических элементов.
Как же были решены вопросы повышения плодородия
почвы Д.И.Менделеевым?
Сообщение учащегося: Будучи великим
естествоиспытателем, Д.И.Менделеев придавал
большое значение экспериментальным
исследованиям. Чтобы знать, как реагируют
растения на те или иные питательные вещества при
корневом питании, какую дозу и как вносить
минеральные удобрения, он впервые в России
поставил полевые опыты на полях своего имения в
подмосковном селе Боблово. Ученый сам составил
программу опытов, осуществил их закладку,
проводил наблюдения, делал выводы, впоследствии
привлек к этой работе студентов сельхозакадемии,
в числе которых был и будущий ученый
К.А.Тимирязев.
За 5-6 лет запущенное и отсталое имение
превратилось в образцовое, его урожай в 3 раза
превышали урожаи соседних мужиков. В
результате Менделеев заложил основы научного
земледелия.
Учитель: Менделеев разработал оптимальные соотношения употребления минеральных удобрений с содержанием каких питательных элементов?
Ответ учащихся: Азота, фосфора, калия.
Учитель:Какое влияние оказывает азот на растения?
Сообщение учащегося: При недостатке азота задерживается образование зеленой части растений – листьев, стеблей. Растения плохо растут, листья становятся бледно – зелеными и даже желтеют. Азот – обязательная часть белков и нуклеиновых кислот. При среднем урожае пшеницы за один сезон выносится до 75 кг азота с каждого гектара земли.
Учитель: Какие же азотные удобрения производят в Менделеевском заводе? У вас на столе находятся образцы удобрений. Используя таблицу 19 на стр. 67, напишите формулы данных азотных удобрений, дайте им названия (работа в группах). Азотные удобрения характеризуются содержанием азота.
Выполнение задачи №1 (см. задания к
уроку; 1, 2 группы решают 1а; 3, 4 группы – 1б; 5, 6
группы – 1в. В каждой группе ответственные
проверяют выполнение заданий и оценивают их).
Во время встречи главный агроном района
М.Х.Авзалов сообщил, что самым лучшим азотным
удобрением для почвы нашего региона является
нитрат аммония. Решив задачу, мы в этом убедились.
Выполнение задачи №2
Огромное значение для человека играет фосфор. Суточная потребность организма человека в фосфоре составляет до 1,5 г, он входит в состав нуклеиновых кислот, АТФ, ферментов, костной, нервной ткани. Недостаток фосфора вызывает нарушение обмена веществ в организме, поэтому академик А. Е. Ферсман фосфор назвал «элементом жизни и мысли». Поставщиком фосфора в организм человека и животных являются растения. Как же влияет фосфор на рост и развитие растений?
Сообщение учащегося: Энергия солнечного света в процессе фотосинтеза накапливается в растениях в виде АТФ только при достаточном количестве фосфорных соединений в клетке. Усиленное снабжение растения фосфором позволяет получать более ранний урожай и высокого качества. При недостатке фосфора плодоношение уменьшается и созревание плодов сильно замедляется.
Учитель: Наличие природных соединений – фосфоритов дает возможность производить фосфорные удобрения в соседней Кировской области. В состав фосфорита входит нерастворимый в воде фосфат кальция. Чтобы привести его в усвояемое растениями состояние в производстве используются два метода:
Питательную ценность фосфорных удобрений условно выражают через массовую долю оксида фосфора (V). Например, содержание оксида фосфора (V) вычисляется в двойном суперфосфате соотношением относительной молекулярной массы оксида фосфора (V) на относительную молекулярную массу двойного суперфосфата:
Выполнение лабораторной работы (см.
задание к уроку №3) и обсуждение результатов
исследования.
В корневом питании растений важное значение
имеют калийные удобрения.
Сообщение учащегося: Калий ускоряет
процесс фотосинтеза и содействует накоплению
углеводов: сахара в сахарной свекле, крахмала в
картофеле, а у злаковых – пшеницы, ржи, риса – он
способствует укреплению стебля и устраняет их
полегание. Калий откладывается в стебле. Поэтому
современная зерноуборочная техника и измельчает
солому, и разбрасывает ее по всей площади поля,
так и частично пополняет убыль калия.
Недостаток калия вызывает куполообразное
закручивание листьев, на них появляются ржавые
крапинки.
Выполнение задачи №4 (в каждой группе ответственные проверяют выполнение заданий и оценивают их.)
Учитель:Как получают калийные удобрения?
Сообщение учащегося: Источником получения калийных удобрений служат естественные отложения калийных солей в районе Соликамска, на большой площади между верховьями р. Кама и предгорьями Урала, на территории Пермского края. Это минералы карналлит, содержащий хлориды калия и магния (КCl * MgCl2 * 6Н2O) и сильвинит, содержащий хлориды калия и натрия (КCl * NaCl).
Учитель: Калийные удобрения условно оцениваются содержанием оксида калия К2О:
Получаемая при сжигании растительных материалов зола является качественным, в то же время дешевым и приемлемым калийным удобрением. В ее состав входит карбонат калия. Вычислите питательную ценность этого удобрения.
IV. Заключение
Учитель: Почва тем замечательна, что
может восстанавливаться. Главное, ценить ее и
рационально ею пользоваться. Только тогда у
каждого на столе будут вкусный пышный каравай и
другие продукты питания, а полноценное питание –
залог здоровья.
Учитель оценивает работу учащихся.
Задания к уроку по теме «Минеральные удобрения», 9 класс
1. Сопоставьте массовые доли азота в следующих удобрениях:
а) нитрат калия,
б) нитрат натрия,
в) нитрат аммония.
2. Вычислите массу нитрата аммония, который вносят на поля совхоза им. Токарликова площадью 100 га, если масса внесенного азота на 1 га составляет 60 кг.
3. Лабораторная работа. В двух пробирках даны образцы разных удобрений. Определите, в какой пробирке содержится фосфорное удобрение. Как вы думаете, когда: осенью или весной вносить это фосфорное удобрение в почву? Почему?
4. Какую массу 4%-го раствора можно приготовить из 120 кг хлорида калия для подкормки капусты на полях ООО «Агросоюз»?
Список литературы
- В.Кармазин «Наш хлеб», М., Из-во «Правда», 1986 г.
- Н.Л.Глинка «Общая химия», М., «Интеграл – Пресс», 2005 г.
- И.Г.Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы, М., «Новая волна», 2002 г.
- Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 9», М., «Просвещение», 2008 г.
- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология 9», М., «Дрофа», 2000 г.