Открытое мероприятие по теме "Вечер занимательной химии"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи вечера: развитие интереса к предмету химия, углубление и закрепление знаний по химии, экологическое воспитание учащихся, привлечение внимания к проблеме качества питьевой воды.

Участники:Королева Химии – Ее Величество Амальгама II, Придворный Магистр химических наук Бертоллет, Главный  советник, Члены Ученого совета (жюри).

В вечере участвуют две команды учащихся старших классов.
Зал, где проводится вечер, оформлен красочно: портреты выдающихся химиков, их высказывания.

Магистр: О, превосходнейший и выдающийся советник, что за люди собрались в этом зале?

Главный советник: Это знатоки химии– науки о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Магистр: О, презренные! Только самый могучий и прославленный во всех четырех странах света Придворный Магистр химии Бертоллет – знаток всех превращений.

Главный советник: Давай проверим знания этих ребят. Только для этого нужна помощь Ее Величества Амальгамы II – Королевы Химии.

Магистр: Я могу доставить в этот зал кого угодно!

Главный советник: Тогда пригласите нам Королеву Химии для проведения химической викторины.

Магистр произносит заклинание над фарфоровой ступкой (в ней заранее приготовлены реактивы для опыта) и касается смоченной водой стеклянной палочкой реакционной смеси. После появления облака гаснет свет. На сцене появляется Королева Химии.

Опыт: В ступке – смесь порошка металлического алюминия и сухого йода. Йода около 10 г., алюминия в избытке. Если к этой смеси прибавить 2-3 капли воды, то через минуту начинается бурная реакция образования иодида алюминия: 2 AI + 3J2= 2 AIJ3

Реакция сопровождается яркой вспышкой (смесь сильно разогревается, и часть йода возгоняется, образуя фиолетовое облако) Вода в реакции – катализатор.

Королева: Меня ждали в этом зале?

Главный советник: Ваше Величество! Разрешите наш спор. Помогите выяснить: знают ли химию присутствующие здесь ребята.

Королева: Хорошо. Сейчас я буду задавать вам вопросы,  выдавать за правильные ответы жетоны и сделаем правильный вывод.

ВОПРОСЫ:

1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород).
2. какой элемент всегда рад? (Радон).
3. Какой газ утверждает, что он не он? (Неон).
4. Какой элемент является лесом? (Бор).
5. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).
6. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).
7. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
8. какие элементы утверждают. Что могут рождать другие вещества? (Углерод, водород, кислород).
9. В состав названия какого металла входит дерево? (Никель).
10. Какой благородный металл состоит из водорослей) (Платина).
11. Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий, полоний, радон, нильсборий).
12. В состав каких химических элементов входит напиток морских пиратов? (Бром, хром).
13. От какого металла нужно отрезать одну треть. Чтобы получить кость скелета человека или животного? (Серебро).
14. Какие химические элементы состоят из троек? (Натрий, иттрий).
15. Какой химический элемент, хотя и частично может присутствовать на футбольном матче? (Гольмий).

Королева: А теперь вам ребята предстоит расшифровать мегаграммы, которые прочтет Главный советник.

Главный советник начинает читать мегаграммы и выдает командам по 2 карточки с ними. Жюри оценивает скорость и правильность ответов.

МЕТАГРАММЫ

1. Элемент четвертой группы
Перед вами на виду,
Стоит Т на Р исправить
Будет деспот наяву. (Титан – тиран).

2. Живут два братца в микромире, Свойства их полезно знать.
У А – восьмерки на квартире
У О – квартире 45 (Радий, родий).

3. С М – единица, с Б – я в больнице, а с С – на столе.
Кто мы такие?
Скажи-ка мне? (Моль, боль, роль, соль).

4. Есть в языке нашем чудное слово,
И четверо школьников спорят о нем.
Младший сказал: « Это лес только хвойный».
Второй возразил: «Элемент так зовем».
Третий воскликнул без тени сомненья:
«Это, друзья, инструмент для сверленья»!
Тут молвил четвертый: «Секрета здесь нет,
Про эту фамилию знает весь свет!»

Не спорьте, ребята,  здесь все правы:
Четыре омонима встретили вы.
Чудо на этом совсем не кончается –
Слово в другие легко превращается,
Если У к нему подставить –
Его ты сможешь надевать.
Если к слову Т прибавить –
Преградой может всюду встать.
Вместо Т добавить А –
Подуют сильные ветра. (Бор, убор, борт, бора).

5. Он повсюду и везде: в камне, в воздухе, воде,
Он и в утренней росе, и в небес голубизне. (Кислород)

6. В воде она родится, но странная судьба:
Воды она боится и гибнет в ней всегда. (Соль)

7. В ярком пламени рождаясь, я невзрачна и сера.
Если буквы переставить. Гибким стеблем стану я. (Зола – лоза)

8. Он в белом песке и в кварце, в составе стекла и в сплавах.
А если в резину войдёт. Стойкость к жаре и морозу ей придаёт. (Кремний)

9. Я – металл, меня ты знаешь, мощь огромная во мне.
Если букву «б» добавить, землю скрою я во мгле. (Уран – буран)

Магистр: Главный советник, вы задаете слишком легкие вопросы. Позвольте мне проверить знания ребят. Ребятам для этого придется выполнить практические исследования качества воды, которую пьют все люди нашего города.

Каждой команде выдаются реактивы и колбы с водой, а также задания на карточках.

Задание 1: В колбе жесткая вода из школьного крана. В ней содержатся ионы Ca и Mg. Что происходит, когда эту воду без смягчения направляют на нужды людей? А как действует жесткая вода. Когда готовят пищу, стирают белье?

Определите ионы в воде с помощью реактивов и по таблице.

Ионы SiO2                  Реакция с Na2CO3
Образуется белый осадок

Оборудование:

1. Колба с жёсткой водой, в которой содержится большое количество ионов Ca, Mg.
2. Раствор Na2CO3.

Магистр: Ребята прекрасно справились с моими заданиями. Я так волновался. Что у меня в горле пересохло. Можно я попью чай с сухариками?

Главный советник подает магистру стакан с жидкостью цвета чая и белый сухарик. Магистр берёт сухарик и смачивает его в жидкости – сухарик синеет.

Магистр: Безобразие! Вы же меня можете отравить! Что это?

Главный советник: Простите, магистр, я, видимо, перепутал стаканы.

Магистр: Ну, ладно, не будем ссориться!

Королева: Ребята! А вы можете объяснить, что же принес Главный советник в стакане, а что произошло с сухариком?

В стакане был раствор йода. Крахмал, содержавшийся в сухаре, посинел.

Королева: Пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, давайте проведём игру со зрителями. За каждую названную фамилию учёного-химика вы получите жетон. Заработанные жетоны вы сможете подарить команде, за которую вы болеете.

Королева называет процессы, явления даты открытия великих ученых. А зрители называют имена учёных.

Королева: А теперь заключительная часть нашего вечера – конкурс капитанов. Каждый капитан получит карточку с головоломкой, и кто первый разгадает свою задачу, станет победителем данного конкурса.

Можно предложить капитанам сконструировать слово. Например из слова «катализатор» составить все возможные слова (хим. элементы, понятия, вещества и др.) Буквы в словах могут повторяться. Выигрывает ученик, написавший наибольшее число слов.

Главный советник: Только что я получил письмо, но в конверте оказался чистый лист. Кто же сможет помочь моей беде? В чём тут дело, не понимаю!

Магистр: Главный советник, разрешите мне помочь вам.

Он нагревает лист над пламенем. Надпись была сделана раствором серной кислоты, при нагревании серная кислота становится концентрированной, она обугливает бумагу и надпись становится видна.

Королева: (зачитывает) спасибо все, кто принял участие в подготовке и проведении вечера, за интересные и полезные опыты. А теперь я должна вас покинуть. (Удаляется)

Магистр: (обращается к зрителям) Спасибо вам за то, что вы оценили наш труд. За внимание и активное участие, которое вы приняли в вечере.

Главный советник: Теперь вы видите, что нет ничего чудесного, таинственного, что было представлено на вечере. Химия даёт возможность понять и правильно объяснить многие загадочные явления.