Урок рассчитан на 2 часа.
Тема урока: «Русская матрёшка».
Цели урока:
- познакомить с историей создания русской матрёшки;
- расширять знания детей о народных художественных промыслах и их отличительных
- особенностях;
- прививать любовь и уважение к родине и её народу;
- развивать словарный запас, обогащать речь учащихся;
- развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению;
- упражнять в стихосложении, в составлении художественного описания матрёшки;
- развивать эстетические чувства, умение видеть красивое в предметах и словах.
Оборудование:
- таблички с названием народных промыслов изделия (или иллюстрации) мастеров этих
- промыслов;
- карточки с кроссвордом;
- карточки для стихосложения;
- иллюстрации матрёшек с ярко выраженными особенностями центров художественных
- промыслов, таблички с названиями этих центров (Семёново, Загорск, Полхов-Майдан);
- карточки с планами сочинения;
- гуашь, кисти, стаканчики с водой, заготовки матрёшек из папье-маше.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово о декоративно-прикладном искусстве
Учитель: Во многих районах нашей
страны сохранилось традиционное, основанное на
ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов
народное декоративно-прикладное искусство и
народные художественные промыслы. Происхождение
народных промыслов различно.
Одни берут свое начало в крестьянском бытовом
искусстве. Так, например,
ручное узорное ткачество, вышивка, которыми
владели с детских лет крестьянки, выполняя
одежду, полотенца, столешники и т.д.
Другие промыслы происходят от деревенских
ремесел. Например, многие виды гончарства,
плотницкая резьба. С течением времени,
распространяясь в отдельных центрах, часто
охватывая целые районы, они превращались в
промыслы.
Иные родились из городского ремесла. Например,
холмогорская резьба по кости.
Произведения искусства народных художественных
промыслов собираются музеями.
II. Игра «Угадай промысел». Работа в группах
Детям предлагается набор табличек с названием художественных промыслов (Дымково, Загорск, Хохлома, Жостово, Полхов-Майдан, Гжель) и предметы (или иллюстрации с изображениями предметов), относящиеся к тому или иному промыслу.
Учитель: Объедините предметы
(иллюстрации) с нужными табличками, докажите свой
выбор.
Дети группами выполняют задания. Объясняют свой выбор.
Загадка.
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… Русская … (Матрёшка)
III.Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня мы узнаем много
нового о русской матрёшке и сами попробуем себя в
роли художников, исполняющих роспись матрёшек.
IV. Чтение стихотворения С. Жулькова «Русская матрёшка»
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!
V. Сообщения детей об истории создания русской матрёшки
Учитель: К сегодняшнему уроку вы получили задание найти материал об истории создания русской матрёшки и подготовить об этом сообщение. Некоторые ребята сумели справиться с этим заданием, и мы сейчас их послушаем.
Дети оформили свои выступления на нарисованных контурах матрёшек.
VI. Решение кроссворда
Учитель: Всем слушателям такое задание: перед вами лежит кроссворд, который вы сможете решить, если внимательно будете слушать выступления одноклассников. В их рассказах будут содержаться ответы на вопросы кроссворда.
- Хохлома, Гжель, Городец, Дымка – это народные … (ед.ч.)
- Элемент женского костюма матрёшки.
- Художник, который первым расписал матрёшку.
- Название города, в котором родилась матрёшка.
- Как называлась деревянная игрушка, которая натолкнула наших художников на мысль, создать похожую, но свою, русскую игрушку?
- Что держала в руках первая игрушка матрёшка?
- Назовите фамилию первого мастера впервые выточившего матрёшку.
- Головной убор матрёшки.
Проверка решения кроссворда.
VII. Беседа о матрёшке – символе счастья
Учитель: В чём же секрет успеха
матрёшки? Почему матрёшка стала русским
сувениром за рубежом?
Суть русской матрёшки во все времена остаётся
прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и
благополучия. Вот почему она, как добрая
посланница этих чувств, живёт в наших
современных квартирах, поселяется в доме
болгарина и югослава, француза и американца.
Образ женщины, нежной, заботливой, любящей,
издавна почитаем был в русском народном
изобразительном искусстве, в песнях, сказках,
стихотворениях. Образ женщины тесно связан с
образом птицы – символом добра и благополучия.
Если мы обратимся к русским народным песням,
стихам, сказкам, то увидим, как много эпитетов,
образованных от названий птиц, использует народ,
величая женщин. Вспомните такие слова.
Дети: Лебёдушка, павушка, утушка, голубушка, соловушка.
(Учитель записывает эти слова на доске)
VIII. Происхождение названия куклы
Учитель: Как вы думаете, от какого
русского имени произошло название куклы
матрёшки? (Ответы детей)
– Назовите ещё какие-нибудь русские имена,
которые носили женщины в то далёкое время, когда
зародилась матрёшка. (Ответы детей)
IX. Упражнение в стихосложени
Выходят девочки одетые в русские сарафаны и исполняют «Матрёшкины потешки» на стихи В.Д.Берестова.
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёшки вышли в юбочке.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
– Выходи, Бурёнушка!
– Выхожу, Матрёнушка!
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.
Дуйте в дудки! Бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
Шла по ягоды Матрёшка,
Позабыла про лукошко:
– И куда такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?
Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрёшки
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать –
Завтра будем чаевать!
Учитель: Мы с вами тоже умеем сочинять небольшие стихотворения. Давайте попробуем сейчас сочинить стихотворение о матрёшке. Только сначала проведём небольшую разминку: поиграем в рифмы.
Матрёшка – …
Частушки – …
Дружно – …
Румянец – …
Краса – …
Щёчки – …
Узор – …
Лукошко – …
Учитель: Молодцы! Думаю, что вы так же хорошо справитесь со стихами. У вас есть карточка, на которой даны две первые строчки, выберите одну и продолжите стихотворение. Для тех, кто затрудняется, справа на карточке записаны рифмы, которые вы можете использовать.
X. Самостоятельная работа (у всех карточки)
1. По улице матрёшка шла ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Рифмы, которые ты можешь
использовать в своём стихотворении:
|
2. Однажды матрёшка ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Проверка самостоятельной работы. Дети зачитывают получившиеся стихотворения. (При желании дети могут дома оформить и спрятать свои стихи в матрёшках)
XI. Рассказ учителя об отличительных особенностях матрёшек из Семёнова, Загорска, Полхов-Майдана.
XII. Игра «Угадай по описанию»
Учитель: Догадайтесь, о какой матрёшке эти слова:
- На этой матрёшке ярким цветом чётко обозначены края головного платка, кофты, сарафана, фартука. Платок и край фартука скромно украшает несложный узор «пестрёшка». (Загорская матрёшка).
- Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. И край платка этой матрёшки украшен ритмичной цепью небольших бутонов. (Семёновская матрёшка)
- У этой матрёшки особый стиль декоративной росписи: у неё нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а всё остальное занято крупными и яркими цветами. (Полхов-Майданские матрёшки)
XIII. Игра «Собери по семьям»
Учитель: На доске вы видите разных матрёшек, выберите из них только тех, название которых указано на ваших табличках.
(Каждая группа заранее получила таблички с названием одного из центров художественных промыслов). Дети посовещавшись выбирают из предложенных рисунков, соответствующие названию. Доказывают свой выбор.
XIV. Подготовка к сочинению-описанию.
Учитель: Сейчас вы слушали
описание матрёшки в научном стиле. Чем
отличается научный стиль речи?
Дети: Чёткость, точность, наличие
специальных терминов.
Учитель: Какой ещё стиль речи вы
знаете?
Дети: Художественный.
Учитель: Чем отличается
художественный стиль речи?
Дети: Наличием эпитетов, метафор,
сравнений.
Учитель: Сейчас вы будете писать
короткое сочинение. Нужно в художественном стиле
дать описание матрёшки. Возьмите карточки. Слева
на карточке есть план сочинения, прочтите его.
Справа – место для сочинения. Прочитайте
заголовок. Напишите сочинение, используя для
описания матрёшки эпитеты, метафоры, сравнения.
XV. Самостоятельная работа
У детей карточки.
Фамилия, имя ________________________________ План сочинения 1) Вступление. |
Сочинение Вот какая игрушка ___________________________________________ |
Роспись матрёшек, изготовленных детьми из папье-маше на уроках трудового обучения.
XVI. Чтение учителем лучших сочинений
Сочинение
Вот какая игрушка
Матрёшка – русский сувенир.
Её костюм напоминает цветущий сад. Красивые
цветы искусно переплетены с зелёными листочками.
У матрёшки узорчатый платочек. Лицо у неё
весёлое, а в глазах искрится улыбка. Матрёшка
всегда весёлая, потому что в ней живут её
подружки. А вместе им не бывает скучно.
Смотрю я на матрёшку, и у меня сердце радуется.
Калсанова Оксана.
Сочинение
Вот какая игрушка
Как замечательна матрёшка!
На фартучке цветочки как огонёчки. На подоле
фартучка бегут узоры. На платочке большой букет
из цветочков, ягодок и листиков. Глаза у матрёшки
голубые, красные щёчки и яркие губки. У матрёшки
добрый, весёлый характер. Матрёшка забавна тем,
что внутри у неё спрятались такие же сестрички.
Только одна другой меньше. Матрёшка приносит
счастье в дом.
Посмотришь на неё – сердце поёт.
Кассаева Светлана
Сочинение
Вот какая игрушка
Впервые я увидел куколку в витрине магазина.
Она меня сразу привлекла, потому что у неё была
атласная шаль с розанами и купавками. Весело
бежали по костюму узоры. Весёлое румяное лицо
было у матрёшки когда она улыбалась. Сразу видно,
что у этой игрушки-веселушки добрый характер. Но
это оказалось не всё. Когда я взял игрушку в руки,
то оказалось, что внутри были ещё матрёшки. Одна
меньше другой. Забавно!
Она стала самой любимой моей игрушкой. Я не
расставался с ней до школы.
Прокофьев Дмитрий
XVII. Подведение итогов урока