Городской семинар классных руководителей по теме "Нетрадиционная форма сотрудничества классного руководителя с родителями"

Разделы: Классное руководство


(Слайд№1) Я являюсь классным руководителем 9«А» класса.

С самого первого дня работы для себя, как классного руководителя я уяснила одно, (Слайд№2) что основной целью является не только формирование ученического коллектива, но и привлечение родителей к активному участию в жизни класса. В целях успешного сотрудничества с родителями нам, классным руководителям желательно информировать их обо всех сторонах (Слайд№3) деятельности классного коллектива. Наглядно это можно представить, например, на стендах "Наши будни и праздники", "Хорошо живет наш класс" или "Наши дела", где будут отражены достижения класса, учащихся, проведенные и намечаемые мероприятия.

(Слайд№4) Родителей следует периодически знакомить с проектами, в которых участвует их дети, класс, школа, (Слайд№5) привлекать к организации в классе коллективных творческих дел, внутришкольных мероприятий.

(Слайд№6) Взаимоотношения с родителями лучше всего строить на основе сотрудничества и партнерства: не поучать, а советоваться, размышлять вместе с ними, договариваться о совместных действиях. (Слайд№7) При общении желательно использовать следующие фразы: «А как вы думаете?", «Давайте вместе подумаем, как быть", "Хочется услышать ваше мнение". Общаясь с родителями, покажите, что необходимо объединить усилия, что они ваши союзники. Ведь (Слайд№8) цели, в конечном счете, у классного руководителя и родителей одни и те же: воспитать ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью.

(Слайд№9) За основу в работе с родителями можно взять три принципа, сформулированные доктором педагогических наук, профессором Н.Е. Щурковой:

  1. Уважайте чувство родительской любви к ребенку.

  2. Характеризуя детей, следует предваряющей оценкой выдвигать положительную. Сначала родители должны узнать хорошее о своих детях. Только тогда они с пониманием и заинтересованностью воспримут озабоченность педагога теми негативными чертами характера ребенка, которые мешают ему стать лучше, и будут содействовать в их устранении.

  3. Уважайте личности родителей, как отца, так и матери, их трудовую деятельность.

Соблюдение данных принципов помогает педагогу прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с учениками. Они любят своих отцов и матерей, и неуважительное отношение к ним больно ранит их душу и отталкивает от педагога.

Конечно, не все родители откликаются на стремление классного руководителя к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. (Слайд№10) Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. (Слайд№11) Лучше начать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса и школы, поддерживает интересные начинания учителя. Постепенно тактично вовлекаются остальные родители, при этом учитываются интересы каждого ребенка и его семьи. (Слайд№12) Результат такой работы - доверие, откровенность родителей, их желание поделиться с нами, классными руководителями, тревогами, сомнениями, заботами, которые возникают в процессе воспитания ребенка.

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

(Слайд№13) Стали традиционными и такие формы собраний как деловая игра, круглый стол, “За чашкой чая” и др. А последнее собрание обязательно совместно с детьми, чаще в виде игры, например “Сто к одному”, “Пойми меня” и др. (Слайд№14) Использую такую форму, как индивидуальная беседа, консультация. Считаю, что качество нашей жизни зависит не от процента обучающихся на 4 и 5, а от уровня воспитания.

(Слайд№15) Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Большинство родителей откликаются на стремление к сотрудничеству со мной, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию учащихся.

(Слайд№16) Существует много вариантов проведения родительских собраний одна из которых - Нетрадиционная форма сотрудничества классного руководителя с родителями.

(Слайд№17) Я провожу такие формы сотрудничества с родителями как: родительские чтения, родительские вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации по темам: «Развитие гармоничных отношений в семье», «Как помочь своему ребёнку учиться», «Моя семья – моя радость», «Мудрость родительской любви», «Что такое педагогический такт и в чём он должен проявляться у родителей».

Данная форма работы способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

(Слайд№18) Выбирая групповую форму проведения собрания, вместе с ребятами мы расставляем столы так, чтобы каждая группа имела своё рабочее место, создавая атмосферу единения. Причём при подготовке собрания ни дети, ни родители, не знают ни о форме проведения, ни о его теме.

(Слайд№19) На совместных собраниях и встречах я провожу такие игры, в которых участвуют дети и их родители, позволяю и тем и другим взглянуть на вопросы нравственного воспитания с разных позиций, сформировать или пересмотреть свои взгляды на природу межличностных взаимоотношений в семье.

(Слайд№20) Бывает очень интересно наблюдать за реакцией родителей и очень приятно, когда несмотря на продолжительность собрания, сразу же после его окончания, уходя, многие родители говорят «спасибо», «было очень интересно».

Для того чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, их надо проводить системно.

(Слайд№21) Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей — индивидуальная консультация: каждую субботу я приглашаю на беседу отдельных родителей с учениками, провожу консультации для родителей, организую встречи с учителями – предметниками.

Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом в целом. (Слайд№22) Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель предоставляет родителям возможность рассказать о тех проблемах, с которыми они хотели бы познакомить его в неформальной обстановке.

(Слайд№23) Встречи обычно происходят в проблемных ситуациях, для решения которых не хватает наших собственных сил и необходима помощь родителей. Отсюда и складывается представление, что приход в школу для папы или мамы ученика – это либо разбор конфликтной ситуации, либо монолог учителя на тему успеваемости ребёнка. Очень часто родителям не хватает простого человеческого общения, разговора по душам.

Как известно, люди очень любят поговорить, особенно тогда, когда тема разговора касается их лично. Но вот убедительно и аргументировано высказаться может не каждый. На своих родительских собраниях я предоставляю им такую возможность. Провожу анкетирование, интерактивные игры, в которых участвуют дети и их родители, позволяю и тем и другим взглянуть на вопросы нравственного воспитания с разных позиций, сформировать или пересмотреть свои взгляды на природу межличностных взаимоотношений со своими детьми, а главное – высказаться и быть услышанными.

(Слайд№24) Суть взаимодействия мною, как классного руководителя и семьи заключается в том, что мы, обе стороны, должны быть заинтересованы в высоком уровне воспитанности учащихся и раскрытии в них лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это помогает мне, как классному руководителю, и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации детей в будущем.

К работе прилагается презентация.