Научными обоснованиями концепции модернизации образования выступают современные педагогические и психологические подходы: личностно-ориентированный, компетентностный, рефлексивный и другие.
Модернизация в своей основе представляет качественный переход от «знаниевой» парадигмы в образовании к «деятельностной». Процесс этот достаточно длительный, сложный и каждое образовательное учреждение выбирает свой собственный путь – тот или иной подход в реализации необходимых изменений.
В условиях адаптивной школы применение и
использование подходов должно быть особенно
гибким, позволяющим максимально уменьшить
различного рода «дезадаптирующие» факторы. Это
вполне возможно, если
использовать, применение различных подходов
интегрировано, сочетая наиболее сильные и
«практически применимые» их приемы и методы.
Процесс модернизации образования
Парадигма (греч. образец) –
совокупность научных представлений для данного
этапа времени.
Подход – определенный взгляд,
«угол зрения».
В основе «знаниевой» парадигмы лежит:
- передача учащимся определенной суммы знаний умений и навыков;
- ученик – «обьект» обучения, представляющий собой нечто усредненное, обладающее среднестатистическим набором личностных и психологических характеристик.
«Деятельностная» парадигма предполагает:
- развитие компетенций;
- результатом педагогической деятельности должен быть определенный «педагогический» продукт:
– модель выпускника начальной школы;
– модель выпускника основной школы;
– модель выпускника общей средней школы.
Ученик является «субьектом» педагогической деятельности, обладая своим собственным набором личностных и психологических характеристик, уровнем развития способностей, мотивацией и направленностью.
РЕЗЮМЕ: каждый из данных подходов обладает
определенными достоинствами и недостатками, в
условиях адаптивной школы возникает
необходимость использования их наиболее
эффективных приемов и методов на интегративной
основе.
В практике широко известно применение
интеграции при обновлении содержания
образовательного процесса: межпредметная и
внутрипредметная интеграция. В данном случае
предлагается интегрированное использование
приемов и методов различных педагогических
подходов для повышения адаптивности
образовательного процесса.
Алгоритм педагогической деятельности
I. Личностно-ориентированный подход
На первом подготовительном этапе, прежде чем поставить цель и определить задачи, мы должны четко представлять с кем, с какими детьми нам предстоит работать. Что представляет собой личность маленького человека?
В практике работы образовательных учреждений используется несколько обобщенных моделей личности (по К.К. Платонову, И.П.Иванову, Д.Кеттелу, Э.Фромму, З.Фрейду и др.). Вашему вниманию предлагается модель структуры качеств личности, в основе которой лежит разработанная русским психологом К.К.Платоновым, классификация.
Структура качеств личности по К.К.Платонову
В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) компоненты. Все они делятся на четыре иерархических уровня-подструктуры.
- Уровень темперамента – включает качества, наиболее обусловленные наследственностью – это тип высшей нервной деятельности и другие особенности (потребности и инстинкты, половые, возрастные ,национальные и др. качества личности).
- Уровень особенностей психических процессов – образуют качества, связанные с модальностями органов чувств (анализаторов) человека, составляющих его латеральный профиль: они характеризуют ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, чувства, волю – являются важнейшими процессами когнитивной сферы. Мыслительные логические операции(ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и др.) – всё то, что называется способами умственных действий (СУД) – они играют огромную роль в процессе обучения.
- Уровень опыта личности – сюда входят такие качества как: знания, умения и навыки (ЗУН), которые формируются в процессе обучения в школе, часть качеств приобретается в результате практической деятельности, они образуют (СДП) – сфера действенно практическая.
- Уровень направленности личности – объединяет социальные качества, характеризующие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.
Направленность вместе с потребностями и Я-концепцией составляют- самоуправляющий механизм личности (СУМ).
Морально-этические и эстетические взгляды и убеждения личности вместе с наличием соответствующим им ЗУНов представляют сферу эстетических и нравственных качеств (СЭН).
Резюме:
Названные уровни можно представить в
виде концентрированных слоёв, в центре которых
находится «биологическое ядро» (биологически
обусловленные качества) оболочки образуют
«направленность» – комплекс социальных качеств
человека.
Необходимо отметить, что в структуре личности
есть качества, которые могут проявляться на всех
уровнях, они «пронизывают» их по радиусам.
Эти интегральные группы качеств: потребности,
характер, способности и Я-концепция – вместе
с уровнями образуют каркас личности.
Практическая часть:
Вопросы:
- На какие структуры личности ребёнка мы влияем и можем их корректировать, а какие остаются практически неизменными?
- Что в своей педагогической деятельности мы должны четко знать и учитывать в структуре личности?
Задания:
- Определить тип темперамента по картинкам.
- Заполнить таблицу.
Тип темперамента | Сила | Возбуждение | Торможение |
Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик |
Условные обозначения:
С – сильный;
Сл – слабый;
– медленно;
– быстро.
Модальность – принадлежность
ощущений (стимулов, информации, расстройств) к
определённой сенсорной системе (анализатору,
органу чувств).
Какие у нас есть органы чувств и какие ощущения с
ними связаны?
В учебной деятельности ведущими являются три основных анализатора: зрительный (глаз), тактильный (кожа), слуховой (ухо). Именно они дают человеку более 90% информации. В зависимости от доминирующего анализатора всех людей можно разделить на три основных типа:
- Визуалы;
- Кинестетики;
- Аудиалы.
Латеральный профиль – это уровень доминирования определённого анализатора в процессе формирования межполушарной организации психических процессов (левополушарные и правополушарные).
Практическое задание:
- Найдите свой латеральный профиль.
- Почему важно знать тип темперамента у себя и у ребенка, свой собственный латеральный профиль и латеральный профиль учащегося?
Резюме:
Несовпадение и недоучет особенностей
латерального профиля и типа темперамента чаще
всего ведёт к непониманию и проблемам.
Мы должны четко представлять психологические
особенности каждого ребенка, биологическое ядро
его личности (тип темперамента, латеральный
профиль) так как именно эти качества являются
задатками – основой для развития способностей.
II. Компетентностный подход
На основном (деятельностном) этапе урока учитель должен четко представлять какими средствами и способами (в психологии) или формами и методами (в дидактике) он должен пользоваться, уметь их применять, чтобы достичь цели урока и реализовать все задачи.
В связи с деятельностной парадигмой в образовании появился новый термин – «компетенция». Существует огромные количества его определений. Мы познакомимся с ним ответив на три вопроса:
- Что такое компетенции?
- Чем они отличаются от традиционных умений и навыков?
- Как формируются компетенции?
В толковых словарях можно выделить два основных значения понятию «компетенция»:
- Компетенция – это круг полномочий какого либо органа или должностного лица.
- Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познанием, опытом.
Компетентность – владение компетенциями. Эти значения более приемлемы для профессиональной деятельности. В образовании более правомерно говорить о ключевых компетенциях, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.
В педагогической литературе:
- Компетенции определяются через знания, умения, навыки и опыт деятельности.
- Компетенции определяются через способности решать проблемы.
Компетенции – способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.
В литературе насчитывается от 4 до 37 различных компетенций.
Четыре ключевых компетенции
- Познавательно-информационная;
- Социально-трудовая;
- Коммуникативная;
- Личностного самоопределения.
Познавательно-информационная – способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности.
Социально-трудовая – присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности.
Коммуникативная – формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми.
В сфере личностного самоопределения – формирования опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.
Учителю самому необходимо владеть этими
четырьмя ключевыми компетенциями, поскольку
невозможно передать практический опыт и умение
решать проблемы, если сам этого не умеешь. В
педагогической деятельности необходимо
формировать у учащихся такие умения и навыки,
которые при приобретении практического опыта
деятельности преобразуются в компетенции.
Сегодня на практической части вам предстоит
увидеть и оценить, как нашим коллегам удастся
сформировать «основу» будущих компетенций – общеучебные
умения и навыки.
III. Рефлексивный подход
На третьем, заключительном этапе деятельности
(урока), учитель должен: увидеть результат
своего труда (что достиг?) и оценить его (что
сделали?).
Количественную оценку он может поставить сам, а
могут поставить и учащиеся.(традиционная
пятибалльная отметка) А вот для качественной
оценки собственной деятельности лучше всего
использовать рефлексивные методы.
Рефлексия – мысленный
(рациональный) процесс, направленный на анализ,
понимание, осознание себя: собственных
действий, поведения, речи, опыта,
чувств, состояний, способностей, характера,
отношений с другими и к другим. («Современный
психологический словарь» Мещерякова, Зинченко)
Рефлексия учителя – чувственное осмысление эффективности педагогического воздействия.
– Достигнута ли цель?
– Какие формы и методы были наиболее
эффективными?
– Что именно сегодня не сработало?
Рефлексия ученика – чувственное осмысление собственной учебной деятельности.
– Что я достиг?
– Чему я сегодня научился?
– Что я могу?
– А что у меня еще не получается?
Резюме: в условиях адаптивной школы, интегративная основа позволяет использовать новые современные подходы, не только изменяя содержание учебного материала, но и при организации учебного процесса, используя самые эффективные педагогические технологии, приемы обучения, воспитания и развития.