Тренинговое занятие с элементами арт-терапии: "Ура! Каникулы!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятий: Снятие эмоционального напряжения к концу учебного года.

Задачи:

  1. Установление контакта с членами группы, создание доброжелательной обстановки.
  2. Снижение самоконтроля (разрядка через полуактивные упражнения).
  3. Актуализация позитивных впечатлений о детстве, летних каникулах.
  4. Самореализация через арт-терапию (изображение переживаний детства).

Участники: 26 педагогов ДД(Ю)Т.

Ответственные: Шолкова С.В., Желнова С.И.

Сроки проведения: 12.05.09г., длительность – 60 минут.

Содержание:

Для введения в субъективное переживание своего детства было организованно музыкальное сопровождение детских мелодий, а также внешний вид тренеров (введение атрибутов детской одежды). Помещение было оформлено согласно структуре занятия: игровая зона для проведения вводной части, рабочая зона для творческой деятельности педагогов. Для удобного размещения и проведения арт-терапии все участники были разделены на четыре команды, каждая из которой имела свой большой ватман. Задачей первого этапа было введение с состояние переживания детских каникул, воссоздания ощущения детства (беззаботности, радости и т.д.).

Ход занятия

Здравствуйте, коллеги! Сегодня у нас с вами необычное занятие на тему: “Ура! Каникулы!” Все мы были детьми и у каждого в воспоминаниях остались впечатления от долгожданных летних каникулах. И наша с вами задача вспомнить эти ощущения. Для этого мы должны 3 раза произнести фразу: “Ура! Каникулы!”, - с каждым разом все громче и громче.

А теперь поговорим о правилах работы в группе: правило активности, правило “чувства и оценки” (мы не оцениваем переживания других, а говорим о своих переживаниях), правило “личного мнения” (говорим, от своего имени).

1. “Зарядка” – цель: двигательное раскрепощение. Инструкция: “Повторяем за ведущим следующие упражнения согласно тексту (музыкальное сопровождение):

Вот и музыка звучит.
А народ все ждет, сидит.
Ой, пустились плечи в пляс.
Веселей, еще хоть раз.
Пальцы, локти скачут вместе.
А народ сидит на месте.
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься.
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись.
Лежебока, эй, проснись.
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.
Губы вытянулись в трубку, потанцуй еще минутку.

2. “Мы гуляем” – цель: тактильный контакт друг с другом, следование легенды детской прогулки. Инструкция: Педагоги разбиваются на пары. Ведущий называет какую-нибудь часть тела. Педагоги в каждой из пар соприкасаются этими частями. После того как будут перечислены несколько частей тела, на слова “смена-перемена” все должны быстро сменить партнёров. После нескольких перемен педагоги объединяются в четвёрки, восьмёрки и так далее.

3. Следующим этапом стала реализация своих детских впечатлений о детских каникулах на ватманах с использованием художественных материалов (карандаши, краски). По итогам, созданные рисунки были выложены в середине круга для соотнесения и возможности рассмотрения всех рисунков. Далее была проведена рефлексия ощущений от самого процесса рисования, от воспоминаний детства.

Инструкция: “А теперь изобразим детские каникулы. В этой картине должен поучаствовать каждый. Желательно, чтобы не оставалось чистых пространств. Весь лист должен быть заполнен. Каждый изображает свои впечатления о проведенных летних детских каникулах. Рисуйте так, как чувствуйте. Можно использовать любые средства, которые есть на столе”.

4. Обратная связь по возникшим переживаниям во время процесса рисования.

5. Скажи как: “Сформулируйте по одному лозунгу свои ощущения от занятия”.

Анализ занятия.

По итогам были выделены следующие недочеты работы тренеров: во-первых, было проведено недостаточное количество упражнений на введение в состояние расслабления и воспоминания детства (педагоги вели себя довольно скованно, не могли ослабить сознательный контроль своих действий, применяли оценку и критику происходящего, что мешало вспомнить беззаботность и радость детства); во-вторых, стоит использовать для рисования только те материалы, которые не упрощают процедуру, а наоборот делают ее более тонкой и специфической (то есть не стоит использовать карандаши, упрощающие рисования, а лишь краски); в-третьих, необходимо более четко формулировать инструкцию темы творческой деятельности (многие педагоги рисовали не детские переживания каникул, а ощущения об отпуске во взрослом возрасте).

Основной ошибкой стало не доведения респондентов в нужное состояние. Тем не менее, само занятие и его процедура было принято позитивно педагогами. Некоторые из них смогли достичь нужного результата, почувствовали расслабление и разрядку. Учитывая проанализированные особенности проведения арт-терапии, необходимо и дальше использовать такую форму эмоциональной разрядки.

Список литературы:

  1. Панфилова М.А. Ингротерапия общения. – М.: “Гном и Д”, 2000. – 160 с.
  2. Фопель К. Энергия паузы: психологически игры и упражнения. – М.: Генезис, 2001г. – 240 с.
  3. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии // Школьный психолог №3,- 2006. С. 9-11.
  4. Ещенко Н. Техника безопасности в арт-терапии // Школьный психолог № 10, - 2006. С. 4-6.
  5. Лебедева Л. Погружение бес снаряжения. Арт-терапия: границы, методы. // Школьный психолог № 3, - 2007. С. 28-31.
  6. Копытин А., Корт Б. самовыражение через историю в арт-терапии. // Школьный психолог. №5, - 2007. С. 40-42.
  7. Лебедева Л. Экстренная арт-терапевтическая помощь в ситуациях острого стресса. // Школьный психолог №4, - 2009. С. 18-24.