Цели урока:
- Обобщить знания, полученные на уроках биологии при изучении темы “Корень, стебель, лист”. Обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега. Показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом.
- Формировать навыки работы с натуральными объектами, таблицами, гербарием
- продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями; развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах;
- показать возможности применения информационных технологий на уроках биологии;
- развивать логическое мышление, познавательный интерес, компьютерную грамотность;
- воспитывать информационно грамотную личность;
- соблюдать гигиенические нормы и технику безопасности при работе на ПК. Приемы деятельности:
Оборудование:
- творческие работы учащихся
- персональные компьютеры (10 штук);
- видеопроектор.
Программное обеспечение:
- 1С: Репетитор. Биология (CD);
- MS PowerPoint (презентация);
- Графический редактор PAINT
Оформление доски: тема урока, основные понятия, творческие задания учащихся.
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный момент (3 мин)
Инструктаж по ТБ во время работы на компьютере № 21
Учащиеся садятся к компьютерам. Урок проводится в форме игры. Каждый ученик должен правильно ответить на поставленные вопросы и показать свои знания. При этом зарабатывать для своего дерева листочки. Дерево с листочками заранее на предыдущем уроке информатики нарисовано с помощью графического редактора PAINT и размещен на рабочий стол файлом Rezultat. За правильный ответ ученик получает зелёный листочек, за неточный ответ — желтый. Эти листья прикрепляются на ветки деревьев. В конце урока подводятся итоги (подсчет количества листьев на каждом дереве) и выставляются оценки.
2 этап. Вводная часть (4 мин)
– Ребята, мы сегодня должны доказать
взаимосвязь корня, стебля и листьев. А теперь вам
следует решить такую задачу:
Более 300 лет назад учёный Ван Гельмонт проделал
опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд,
насыпал в него 80 кг почвы, предварительно
высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг.
Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не
попадала пыль из воздуха. Растение поливали
дождевой водой в течение 5 лет. Через 5 лет
выкопали иву, очистили от почвы и взвесили. Ива
весила 66 кг. Ван Гельмонт решил, что прибыль веса
у ивы произошла за счёт воды. Правильный ли вывод
сделал Ван Гельмонт?
3 этап. Практичяеская работа учащихся (14 мин.)
1. Учащиеся рисуют на графическом редакторе
PAINT листочки деревьев с различными
жилкованиями (какие знают) и подписывают под ними
названия дерева. При этом дети применяют для
закрепления изученного материала различные
инструменты графического редактора. И сохраняют
в свои папки в папках общие документы, и учитель у
себя на компьютере может оценить. Затем дети
копируют и ставят соответствующие листочки на
своем дереве.
2. Учащиеся должны нарисовать различные виды
корневых систем и нарисовать под ними названия
соответствующих растений.
3. Учащиеся должны нарисовать различные виды
стеблев и нарисовать под ними названия
соответствующих растений.
4 этап (6 мин.)
Далее учащиеся работают с заранее подготовленными презентациями. После работы учитель оценивает каждый слайд и дети вставляют соответствующие листья).
Запустить Презентацию.
«Корень»
Задание 1. Определить виды корней и виды корневых систем. Учащиеся пишут на презентациях рядом с цифрами соответствующие названия с помощью инструмента «надпись». (Презентация, слайд 3)
Задание 2. Определите видоизменения корней (Презентация, слайд 4)
Задание 3 (описание опыта). Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?
1. Какие видоизменения корней нам известны? (Мы
знаем, что бывают следующие видоизменения
корней: корнеклубни, корневые бактериальные
клубеньки и корнеплоды).
2. Учитель показывает корнеплод моркови и свеклы.
Что это такое? (Это корнеплоды свеклы и
моркови).
3. Из каких зон корня образуются корнеплоды? (Корнеплоды
образуются из зон всасывания и проведения).
4. За счет чего образуются корнеплоды? (Корнеплоды
образуются за счет наличия в этих зонах
запасающих тканей, где способны откладываться
питательные вещества).
5. Откуда в корень поступают питательные
вещества? (Питательные вещества поступают в
корень из надземной части и поглощаются
корневыми волосками из почвы).
6. Какие нам известны виды корней? (Нам известны:
главный, боковые, придаточные виды корней).
7. Какие типы корневой системы нам известны? (Нам
известны мочковатая и стержневая корневые
системы).
8. Какая корневая система называется стержневой? (Стержневой
корневой системой называется такая корневая
система, у которой хорошо выражен главный корень,
расположенный в центре, и от него отходят боковые
корни).
Задание 4. Рассмотреть рисунок. Какие виды корней обозначены цифрами 1-3? (Презентация, слайды 5, 6, 7, 8)
5 этап. Обобщающие вопросы по биологии (6 мин.)
Учитель.Сейчас давайте с Вами вспомним...
1. У всех ли растений корневая система выглядит
одинаково? (Нет, не у всех растений корневая
система выглядит одинаково).
2. Как Вы считаете, какая корневая система лучше
удерживает растение в почве: мочковатая или
стержневая? Почему? (Обе корневые системы
одинаково удерживают растения в почве, поскольку
стержневая корневая система у растений с высоким
стеблем, а мочковатая у растений с низким стеблем
и на разных почвах они развиваются по разному).
3. А как же объяснить, что на болоте из почвы
вырывает сосны, если у них стержневая корневая
система? (У сосен на болоте отмирает главный
корень из-за избытка влаги и недостатка воздуха,
поэтому их корневая система становится
поверхностной и сильный ветер может их повалить).
4. Где используется возможность деревьев хорошо
удерживаться в почве и зачем? (Это способность
деревьев используется при укреплении берегов
оврагов, т.к. если не укреплять берега, то овраги
будут увеличиваться, будет разрушаться почва).
5. Каково значение корня в жизни растений? (Корень
служит растению для: укрепления в почве;
поглощения питательных веществ; всасывания
воды).
Учитель.А сейчас ребята, подумайте над строками стихотворения и сделайте выводы.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти, и жить не станут.
Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок.
6. Исправление биологических ошибок в тексте
– Сейчас я буду читать Вам текст, в котором есть биологические ошибки. Текст я буду читать по отрывкам и у кого-то (должен спросить каждого члена группы) буду спрашивать, есть ли в данном отрывке ошибка или нет. Если есть ошибка, то ее нужно исправить.
ТЕКСТ:
При прорастании семени, первым появляется зародышевый корешок, который затем превращается в главный корень. / Только у него1 можно выделить такие зоны как: зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения ./ Они различаются не только по местоположению, но и по строению клеток. / Самые маленькие клетки располагаются в зоне проведения2, а самые большие в зоне деления3. / В зоне проведения 4 самая большая поверхность соприкосновения с землей, так как здесь всасываются питательные вещества. /Далее они передаются во все клетки растения. Поверхность же в зоне всасывания увеличивается за счет корневых волосков. / Корневой волосок – это вырост корня, состоящий из нескольких клеток5. /Корень способен увеличивать длину и при этом не получать повреждений. Лучшему продвижению корня в земле способствует корневой чехлик...
6 этап (8 мин.)
Учащиеся работают на слайдах. Дописывают недостающие названия.
«Листья»
Задание: Назовите основные части листа. На втором рисунке какой процесс происходит? (Презентация, слайд 9)
Задание: Определите простые и сложные листья (Презентация, слайд 10)
Задание: Назовите эти растения и определите жилкование листьев (написать на рисунках) (Презентация, слайд 11)
Задание: Выпишите цифры сложных и простых листьев Работа на слайде (Презентация, слайд 12)
«Стебель»
Задание: (работа учащихся со своими спилами деревьев). Рассмотреть поперечный спил древесного стебля. Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы определили возраст дерева? Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то объясните почему? (Презентация, слайд 13)
Задание: Определите типы стеблей (Презентация, слайд 14)
Задание: Работа на слайде. Написать названия типов стеблей (Презентация, слайд 15)
7 этап. Домашнее задание (2 мин.)
Написать рассказ о пользе растительности в жизни человека.
8 этап. Подведение итогов урока (2 мин.)
Вывод: Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели.
На этом уроке мы познакомились с очень важным законом экологии, что всё в мире связано между собой и оказывает влияние на человека. А человек, в свою очередь, влияет на природу. Природа – наш общий дом: и для растений, и для животных, и для человека.