Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями. Насекомые».
Цели:
- формировать умения и навыки учащихся в образовании и написании сложных слов;
- развивать умение составлять предложения на заданную тему;
- прививать интерес к окружающему миру, бережное отношение к маленьким обитателем нашей планеты – насекомым.
Оборудование: таблицы-схемы, карточки, перфокарты, иллюстрации, Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
«Дунул лёгкий ветерок,
В классе форточку открыл.
На мгновенье, на часок
Залетел к нам мотылёк.
Он заданья нам принёс:
Схемы, карточки, рисунки,
Чтоб ребята не скучали,
Много нового узнали».
– К какому царству относится мотылёк? (Насекомые)
II. Чистописание
1) Первое задание: научиться писать красиво и правильно буквы и слова.
– В слове насекомые найдите букву, которая
обозначена согласным непарным звонким звуком. (Дети
находят две буквы: «эн», «эм»)
– Какие непарные звонкие звуки вы знаете? ( [н] , [м]
, [р] , [л] , [й])
– Чем звук [й] отличается от других непарных
звонких согласных звуков?
2) Письмо букв н м с росчерком
3) Письмо слова: насекомые
4) Транскрипция слова : [н а с и к о м ы j э ])
5) Лексическое значение слова: «Называются они
так потому, что у многих из них, словно глубокими
насечками, тело разделено на несколько частей.
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные
обитатели нашей планеты».
III. Введение в тему. Словарная работа с использованием загадок
– Каких насекомых вы знаете?
– Отгадайте загадку и дайте характеристику
каждому насекомому. Для этого нужно составить
сложное слово из предложенных словосочетаний.
А) «Он работник настоящий,
Очень, очень работящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит
дом». Муравей
– любит труд
работящий, трудолюбивый
(трудолюбивый муравей)
Б) «Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный
сок». Бабочка –
пёстрые крылья
пёстрокрылая, прелестная
(пёстрокрылая бабочка)
В) «У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют
её…»
Стрекоза – большие глаза
стремительная, большеглазая
(большеглазая стрекоза)
Г) «Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу
кровь». Комар
– жадность к крови
кровожадный, надоедливый
(кровожадный комар)
Д) «Днём он дремлет в уголке,
В щёлочке, на потолке.
Ночью шарит он по мискам,
Из которых ела
киска».
Таракан – рыжие усы
сонный, рыжеусый
(рыжеусый таракан)
– Прочесть слова так, как написано. (Орфографическое чтение по Тоцкому).
IV. Определение темы урока
– Какие слова называются сложными? (Повторение правила)
V. Работа по учебнику
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. Русский язык. 3 класс, – М., «Вентана-Граф» 2006, с.81, упражнение 1.
– Какое задание вы должны выполнить?
– Кто не сможет самостоятельно выполнить эту
работу? (Предлагается работа в парах).
– Какие буквы соединяют два корня? (Гласные
буквы о и е)
– Как называют такие буквы? (Соединительные
гласные буквы)
VI. Физминутка
«Пчёлки в ульях сидят
И в окошечки глядят,
Порезвиться захотели
Полетели, полетели.
Полетали: тут и там
И расселись по местам».
VII. Самостоятельная работа в группах по карточкам
Образовать сложные слова.
Первая группа
Найти и выделить корень | Найти и выделить корень | Образовать сложное слово |
любить | солнце | Имя прилагательное |
жёлтое | брюхо | Имя прилагательное |
Вторая группа:
Найти и выделить корень | Найти и выделить корень | Образовать сложное слово |
сто | лет | Имя прилагательное |
лёгкие | крылья | Имя прилагательное |
Третья группа:
Найти и выделить корень | Найти и выделить корень | Образовать сложное слово |
мелко | вода | Имя существительное |
длинные | ноги | Имя прилагательное |
вода | мерить | Имя существительное |
вода | любить | Имя существительное |
Четвёртая группа:
Найти и выделить корень | Найти и выделить корень | Образовать сложное слово |
много | число | Имя прилагательное |
разный | образ | Имя прилагательное |
VIII. Творческая работа
1) Объяснение задания: каждой группе нужно составить по иллюстрациям предложения с использованием сложных слов.
2) Самостоятельная работа. (Приложение 1: рисунок 1, рисунок 2)
3) Защита проекта
Группа первая: Мы получили две
иллюстрации:”Подсолнечник” и “Шмель”. К своему
предложению мы задали такие вопросы:
– Какой подсолнечник? (Солнцелюбивый)
– Какой шмель? (Желтобрюхий)
– Что делает шмель?
У нас получилось такое предложение:
Над солнцелюбивым подсолнечником гудит
желтобрюхий шмель.
Группа вторая: Мы получили задание
составить предложение, в котором будут
употребляться сложные слова, по иллюстрациям
“Дуб” и “Мотылёк”. (Приложение
2: рисунок 3, рисунок 4). Мы рассуждали
таким образом:
– Как называют такой дуб? (Столетний)
– Какой мотылёк? (Легкокрылый)
– Что делает мотылёк?
У нас получилось предложение:
В тени столетнего дуба порхает легкокрылый
мотылёк..
Группа третья. На нашей иллюстрации
изображён водоём и нашей группе было дано
четыре сложных слова. (Приложение
3: рисунок 5). Мы решили поставить
такие вопросы:
– Как называется водоём, в котором мелкое дно? (Мелководье)
– Как называют жучков, которые любят воду? (Водолюб)
– Как называют жучков, которые скользят по воде,
они как бы меряют водоём? (Водомерка)
– Какие ноги у этих жучков?
По мелководью скользят длинноногие водомерка
и водолюб.
Группа четвертая. Нам было дано задание:
ответить на вопрос, используя сложные слова.
– Какой мир насекомых?
У нас получилось такое предложение:
Мир насекомых многочисленный и разнообразный.
IX. Итог
– Многочисленный и разнообразный не только мир насекомых, но и мир сложных слов.
X. Домашнее задание: упражнение 3 (с.81-82) по учебнику Иванова.
XI. Рефлексия
– Создадим для мотылька цветочный луг. (Дети выражают своё отношение к уроку: прикрепляют цветы различных оттенков).