Развитие речи. Употребление в речи антонимов, синонимов, фразеологизмов

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Повторить и расширить знакомство с устойчивыми выражениями, продолжить знакомство с их историей и происхождением, пополнить словарный запас синонимами и антонимами, способствовать их использованию в речи;
  • Развивать связную речь, внимание, мышление;
  • Воспитывать умение работать в группе, тактичность в общении, взаимовыручку.

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала.

Форма урока: путешествие.

Оборудование: интерактивная доска (презентация), слова – карточки: язык, рука, ухо, бейджи “фраза, логос”, костюмы, жетоны (красные, синие, зеленые), на карточках слова – земля, провалиться, как, сквозь; ниточки для каждого ученика, карточки для работы в группах, мяч, словари.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

- Сегодня на уроке я вам предлагаю отправиться в город слов.

Подумайте, как можно назвать этот город?

Ответы детей.

Вот видите, насколько разнообразен наш русский язык.

Я предлагаю назвать интересным словом – Словоград.

Впереди нас ждет путешествие.

Я, надеюсь, оно будет для вас увлекательным.

Чтобы преодолеть все трудности в пути, мы должны быть честными, дружными, с уважением относиться друг к другу.

За работу вы будете получать жетоны разных цветов.

  • Красные – отлично,
  • Синие – хорошо,
  • Зеленые – удовлетворительно.

Ну что, не испугались?

Желаю вам удачи.

У вас на партах волшебные ниточки. Возьмите их с собой, они обязательно помогут в пути.

Итак, мы отправляемся в Словоград.

Закройте глаза. Звучит музыка.

Открываем глаза.

Слайд №1.

Мы в ГОРОДЕ СЛОВ.

Наша цель – узнать, какие слова живут в этом необычном городе, и научиться использовать их в своей речи.

2. Актуализация знаний.

Замените слово путешествие словом, близким по значению. (Странствие)

- Как называются такие слова: путешествие- странствие? (Синонимы)
- Что такое синонимы?

Синонимы – слова, близкие по значению.

1 улица, которая нас встречает – улица Предложений.

Слайд №2. Предлагаю вам первое задание:

Подберите из данных предложений синонимы к слову падать.

  • Гриша с большим трудом влез на дерево, но оступился и с ревом свалился на землю.
  • Мне купили ледянку. Я помчался с горки – и брякнулся! (разг)
  • В небе летел огромный самолет.

Слайд №3.

  • Сквозняком подхватило скатерть, тарелка слетела со стола и разбилась вдребезги.
  • Старая кирпичная стена медленно накренилась и грохнулась, подняв столб пыли.
  • Водяной поток низвергался с огромной высоты и разбивался о камни с оглушительным шумом.

Слайд №4.

  • Падать – опускаться на землю, книзу,
  • Свалиться (разг.) – обрушивать вниз,
  • Брякнуться (разг.) – с шумом падать,
  • Слететь – упасть сверху ( разг.),
  • Грохнуться – упасть с шумом (разг.), низвергаться.

Какое основное значение имеют эти слова-синонимы? – движение вниз с какой-то высоты.

Какие слова мы употребляем чаще? (общеупотребительные слова)

Низвергать – книжное устаревшее слово.

Как сказать на английском языке – падать, свалился, брякнулся? (Ответ детей)

О чем это говорит?

О богатстве русского языка.

По улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ мы дошли до площади Грамотеев.

Слайд №5.

В каком значении можно употребить слово бежит?

  • Мальчик бежит (мчится, несется),
  • Время бежит (проходит, течет, летит),
  • Река бежит (течет, струится).

- Если слово имеет несколько значений, то разные значения можно заменить разными синонимами:

  • Мальчик бежит (мчится, несется),
  • Время бежит (проходит, течет, летит),
  • Река бежит (течет, струится).

Подберите к слову бежит синонимы.

Слайд №6.

3. Самостоятельная работа.

Попытайтесь найти слово – синоним для замены в таких примерах:

1 вариант

  • Самолет сел (приземлился),
  • Солнце село (зашло, закатилось).

2 вариант

  • Злая старуха (сердитая),
  • Злая зима (холодная, суровая).

Придумайте предложения с данными грамматическими основами, словосочетаниями.

Проверяем.

Слайд №7.

С площади Грамотеев мы попадаем в переулок Мудрецов.

Надо постараться, а если не выполним ЗАДАНИЕ, то попадем в тупик Неудачников.

Ученикам предлагается слайд с рисунками разных предметов.

Запишите по 2 названия к изображенным предметам.

  • Луна – месяц,
  • Доктор – врач,
  • Собака – пес,
  • Бегемот – гиппопотам.

К словам карандаш, стол, дерево синонимы подобрать нельзя.

Подумайте и сделайте вывод.

Запомните, что не каждое слово можно заменить близким по значению.

Что главное мы должны знать о синонимах?

Слайд №8.

Узелки на память.

Синонимы – это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть – печаль), один и тот же признак (грустный – печальный), одно и тоже действие (грустить – печалиться).

Синонимов в одном ряду может быть 2 и больше (печальный – невеселый – грустный; смелый – храбрый – мужественный – отважный).

Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.

Завяжите узелок на волшебной ниточке.

Итак, продолжаем путь.

Это было полдела, а дело еще впереди.

Ждут вас серьезные испытания.

4. Повторение знаний об антонимах.

Слайд №9.

Скажи наоборот.

Горы высокие и …. (низкие), реки широкие и …. (узкие).

Будет нам, то жарко, то …. (холодно), то трудно, то …. (легко).

А это что за слова? (Антонимы)

Какие слова называют антонимами?

Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением.

Учитель. Антонимы могут быть однокоренными словами:

Слайд №10.

Ученики: прибавить – убавить, веселый – невеселый.

5. Работа над словосочетаниями.

Мы выходим на проспект Словосочетаний.

Учитель. Если слова многозначны, то они могут иметь несколько антонимов:

Слайд №11.

Учитель: легкая ноша – тяжелая, легкая задача – трудная.

Слайд №12.

  • Легкий мороз – сильный,
  • Легкая музыка – серьезная,
  • Легкий сон – глубокий.

6. Физкультминутка.

Слайд №13.

И, наконец, мы с вами во ДВОРЦЕ СПОРТА.

Проводим физкультминутку с мячом (мяч – антоним)

БУКВЫ.

Подберите к словам антонимы.

  • Грязный –
  • Широкий –
  • Искусственный –
  • Твердый –
  • Трусливый –
  • Старый –
  • Мягкий –
  • Скучный –
  • Грубый –
  • Бесполезный –
  • Замкнутый –
  • Неряшливый –
  • Слабый –
  • Светлый –

Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще одно слово.

Если правильно угадаете, то узнаете, как вы поработали.

ЧЕСТНОСТЬ + Ь УМНИЦА.

Все умницы.

А честными мы всегда должны быть, чтобы преодолеть любые препятствия.

Немножко отдохнули?

7. Закрепление знаний.

Мы отправляемся на улицу Пословиц.

Чтобы выполнить следующее задание нам надо приложить немало стараний.

По двум словам – антонимам узнайте пословицу.

Слайды №14,15,16.

Трус – смелый, новый – старый, умный – глупый, ученье – неученье, правда – ложь.

Трус умирает 100 раз, а смелый живет вечно.
Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.
В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Итак, что важное мы должны запомнить об антонимах?

Слайд №17.

Вывод: узелки на память.

Антонимы – слова с противоположным значением.

Антонимами могут быть не только слова с разными корнями, но и однокоренные.

Не все слова имеют антонимы.

Сделаем 2 узелок на волшебной ниточке.

8. Проблемная ситуация.

Слайд №18.

- Готовы дальше путешествовать? Ну, что ж, в путь! Впереди у нас улица Устойчивая. Расскажите, с чего начался ваш день?

Ученик:

Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову слушаем новую тему, и все у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!

Учитель: Ребята, подождите! Причем здесь масло, зубы, головы? Что за странная улица?

Разыгрываем сценку.

Выходит ученица в шапочке “фраза” и мальчик – в шапочке “логос”.

Фраза: Здравствуйте, ребята, я живу в этом городе. Меня зовут Фраза.

У меня есть и другое имя. Вы знаете его? Совершенно верно, высказывание. Есть у меня друг по имени Логос.

Логос: Здравствуйте! Знаете, что обозначает моё имя? Это же очень просто: ''Логос'', так назвали меня в далёкие времена в Древней Греции. Перевожусь на русский язык ''наука''.
Фраза: Сложите нас, и вы узнаете название интересной науки.
Логос: Да, вместе нас называют "Фразеологией''.
Фраза: В нашем городе живет множество фраз, не совсем обычных.

Жили-поживали в речи отдельные слова, а в один прекрасный день они слились в неделимое сочетание слов – фразеологизм.

Слова на карточках.

Например, слова: провалиться, сквозь, как, земля. Получается фразеологизм:

Как сквозь землю провалиться, то есть исчезнуть.

Логос: Пусть ребята выберут из двух словосочетаний то, которое употребляется как фразеологизм.

Слайд №19.

Медвежья услуга (неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред), медвежья берлога.

Волчий хвост, волчий аппетит (очень голодный).

Учитель: Спасибо вам за помощь, Фраза и Логос. (Дети садятся на свои места).

9. Закрепление знаний.

Ребята, давайте в тексте найдем устойчивые выражения и объясним их значения.

Слайд №20.

Замените выражения словом:

  • Чуть свет (рано);
  • На скорую руку (торопливо, наспех, кое-как);
  • Со всех ног (очень быстро, стремительно);
  • На свежую голову (нет усталости);
  • Все как по маслу (легко, без затруднений);
  • От зубов отскакивают (зная быстро);
  • Лицом к лицу (очень близко);
  • Нос к носу (близко);
  • Светлые головы (умные).

- Как вы назовете такие сочетания слов? (Фразеологизмы, крылатые выражения, устойчивые выражения).
- Это выражения, которые называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава.

Какой вывод?

Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать.

Русский язык богат фразеологическими оборотами.

Для чего нам фразеологизмы?

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной.

Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, лучше им пользоваться.

Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

10. Работа в группах.

Пригласить детей за конторки.

Разделить учеников на группы. Пригласить детей за конторки.

Каждая группа получает слово на листочке (одно из трех): ЯЗЫК, РУКА, УХО.

Задание для каждой команды.

Вспомнить устойчивые обороты с данными словами.

  • Язык без костей;
  • Легкая рука;
  • Тянуть за язык;
  • Взять себя в руки;
  • Язык проглотить;
  • Мастер на все руки;
  • Найти общий язык;
  • Сидеть сложа руки;
  • Развесить уши;
  • Ушки на макушке;
  • Медведь на ухо наступил;
  • Навострить уши.

На улице Устойчивой есть необычный музей живых картин.

“Живые картинки” (6 человек)

Какие фразеологические обороты спрятаны в этой картине?

Спустя рукава, засучив рукава, дело в шляпе, от доски до доски, шиворот-навыворот, попался на удочку, водить за нос, развесить уши.

Атрибуты: рубаха с длинными рукавами, шляпа, книга, одежда наизнанку, удочка, уши,нос.

Что вы узнали о фразеологизмах?

Слайд №21.

Узелки на память. Многие устойчивые обороты (крылатые слова, выражения) близки по значению одному слову.

В них не разрешается заменять одно слово другим, переставлять слова.

Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы и антонимы.

Завязали 3 узелок на волшебной ниточке.

Почему мы завязывали узелки?

А что значит выражение “узелок на память”?

Волшебные ниточки берегите. Они вам пригодятся.

11. Итог урока.

Наше путешествие закончилось.

Закрыли глаза. Музыка.

Мы вернулись в класс.

С какими словами – жителями бульваров, площадей, улиц, переулков, проспектов Словограда мы встретились?

Чем привлек вас урок?
Чему вы научились на уроке?

Слайд №22.

Спасибо за работу на уроке.