Тема: Какие бывают животные?
Цель: обобщение знаний о группах и особенностях животных.
Задачи:
- объяснить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей;
- научить различать группы животных по их характерным признакам;
- целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологические зависимости;
- воспитывать гуманное отношение к живому, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде.
- развивать теоретическое мышление: учить сравнивать, обобщать; расширять ученический кругозор.
Оборудование: карточки с надписями (для схемы), переносной экран, ноутбук, видеопроектор.
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся, настрой на работу
2. Проверка домашнего задания
– Дома вы готовили сообщения о группах растений. 1 ряд – подготовили о травах; 2 ряд – подготовили о кустарниках, а 3 ряд – о деревьях.
(Учащиеся рассказывают о каждой группе, рассказы сопровождают показом рисунков, слайдов, раздают гербарий).
– Спасибо, очень интересно. Давайте оценим работу ребят все вместе.
3. Введение в тему урока
– В прошлом учебном году мы изучали группы
животных. А сегодня познакомимся с ними более
подробно.
– Рассмотрите это странное существо (с.51),
которое, по словам папы Сережи и Нади, живет в
лесу. (Беседа по рисунку учебника.)
– Как вы думаете, может ли такое быть?
– Части тела, каких животных объединил папа на
рисунке?
– К каким из известных нам групп относятся эти
животные?
4. Изучение нового материала
Определение групп животных
Задания учащимся:
– Какие отличительные особенности имеют
животные каждой группы? (насекомые – 6 ног, рыбы –
чешуя, птицы – перья, звери – шерсть.) На доске
выстраивается схема.
– Проверим по учебнику свои знания. (с. 50.)
– Правы вы были?
– Прочитайте первый абзац на с.51.
– Прочитайте текст на с. 52 « Насекомые»
– Очень интересный дополнительный материал нам
подготовила Ирина на тему: «А знаете ли вы
что?». Ирина рассказывает о насекомых,
сопровождая рассказ фотографиями, которые
поочередно появляются на экране.
…На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых,
более, чем всех остальных животных, да и растений
вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в
воде, в воздухе – везде.
Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с
Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30
см.
Длина жука – голиафа 20 см (рассмотреть по
линейке).
Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука
трихоптерикса равна всего лишь третьей части
миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце,
органы дыхания, кишечник!
Скорость полета насекомых невелика. Пчела
пролетает 10 – 20 км в час, шмель – 3,5, муха – 2,
златоглазка – всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят
с быстротой до 40 км в час, бабочки бражницы –
около 60 км.
Наука, изучающая насекомых, называется ЭНТОМОЛОГИЕЙ.
Учитель вывешивает на доску новое слово, записывают его в словарь, объясняют его значение. (Работа со словарем).
– А теперь прочитайте текст на с.52. « Рыбы»
– Новый и очень интересный материал нам
подготовила Людмила на тему: «А знаете ли вы
что?»
… Мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр,
через которые постоянно проходит вода. Но
существуют и такие рыбы, которые могут проводить
достаточно времени и без воды.
Очень занимательная летающая рыба. Она
стремительно плывет, очень энергично двигая
своим хвостом. Затем расправляет плавники и на
скорости выпрыгивает из воды. Она может
пролететь над водой несколько сотен метров.
Еще более необычная рыба – лазающий окунь. Он
обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи
имеют в длину от 8 до 20 см. Они
могут вылезать на берег при помощи двигающейся
чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь
хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать»
по земле! К тому же они могут быть найдены на
деревьях на высоте около 1,5 м.
5. Физминутка
Учитель называет различные растения из пройденной темы ранее (например: дуб, осина, ромашка, сирень, подорожник, боярышник, береза, шиповник, полынь, одуванчик, ель, крапива, черная и красная смородина, сосна). Полным приседом дети показывают травянистые растения, полуприсед - кустарники, стоят в полный рост – дерево.
6. Продолжение работы над новым материалом
– Прочитайте текст на с. 53 « Птицы».
– О птицах очень интересный материал подготовил
Владислав.
…Какая из летающих птиц самая большая? Самая
большая птица из живущих на Земле птиц вообще не
умеет летать. Это африканский страус. Он
достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это
была бы тяжелая работа – поднять в воздух такую
птицу.
Самый большой размах крыльев из летающих птиц
имеют два вида: это альбатрос и кондор.(
иллюстрации на экране). Взрослые птицы весят
около 13 кг.
Скорость полета у разных птиц очень различается.
Самая большая из измеренных скоростей
принадлежит двум стрижам из Индии. Они пролетели
по курсу 3,2 км, преодолев это расстояние за 36 и 42
секунды, то есть 274 и 320 км в час! Домашний голубь
пролетает около 96 км в час, а колибри от 80 до 88 км в
час.
– Прочитайте текст на с.53. « Звери»
– Какое животное живет дольше всех? Среди
млекопитающих обычно слон считается самым
долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть
более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном
первенство по долготе жизни. Известно много
случаев, когда они прожили более 50 лет.
А вот другие, не подвергаемые сомнению факты
долголетия:
Бегемот – 41 год.
Носорог – 40 лет.
Медведь – 34 года.
Обезьяны – более 20 лет.
Кошки около 23 лет.
Собаки – 22 года.
Эти данные относятся к отдельным особям животных.
7. Закрепление пройденного материала
Ребята получают тест. Время выполнения 2 минуты. Работая в парах, ученики оценивают друг друга.
8. Итог урока
– Что нового узнали?
– Что повторили?
– Так на какие группы можем разделить
представителей животного мира?
– Каковы их отличительные особенности?
– О каких особых группах животных мы сегодня
говорили?
– Назовите, какие животные к ним относятся.
9. Конкурс на лучший рисунок
– А сейчас подведя итоги урока, вспомнив интересные факты из жизни животных, думаю, каждый из вас выбрал для себя самую красивую группу животных. На столе у вас лист бумаги и карандаши. Предлагаю вам нарисовать наиболее понравившееся животное и подписать к какой группе оно относится. На перемене сделаем выставку работ, лучшие будут отмечены оценками.
10. Оценивание работы учащихся на протяжении урока
11. Комментирование домашнего задания: с.50 – 53 (пересказ), задание в тетради.
Литература:
Алексеев С.П. Что такое, кто такой. – М.:
Педагогика – пресс,1996.
Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян.
– М.: Диадема – пресс,2001.
Медникова М.С. Детская энциклопедия для
ленивых.- М. : Mass Media, 1993.
Нейхардт А.А. Семь чудес света. –
М.:Учебно-педагогическое издательство, 1963.
Смотреть Приложение 1 (слайды 1-31) Презентация «Какие бывают животные? »