Цели:
- познакомить учащихся с приемом умножения многозначных чисел;
- повторить сочетательный и распределительный законы умножения;
- совершенствовать навыки преобразования текста задачи с изменением условия вопроса;
- формировать умения преобразовывать сложные выражения с изменением и без изменения их значений;
- развивать умение рассуждать и анализировать;
- воспитывать любовь к предмету.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Оформление тетрадей. Минутка чистописания
III. Устный счет
1. – Как называется результат сложения двух
чисел?
– Как называются числа, которые складывают?
– Чему равна сумма 3100 и 0?
– Представьте в виде суммы произведение 256 .
3?
– Представьте в виде произведения сумму 56 + 56 + 56?
– Разложите 16 и 49 на два равных множителя.
2. – Какое число нужно вписать в последнюю клетку цепочки? (Задания по рядам)
3. Расставить числа:
25522
55522
55225
25252
55225
в порядке возрастания.
– Что вы можете сказать об этих числах?
IV. Работа над новым материалом (Постановка проблемы)
– Сравните данные выражения:
345 . 7
3456 . 77
678 . 5
6789 . 54
2345 . 8
23456 . 76
– Что у них общего? (Это произведения)
– На какие две группы можно разделить данные
произведения?
- 1-я группа – умножение на однозначное число;
- 2-я группа – умножение на двузначное число.
– Как вы думаете, можно ли найти значения
выражений второй группы?
– Как можно вычислить эти произведения?
V. Работа по учебнику (стр. 22 № 49 (4)
– Запишите и вычислите знакомые произведения.
– Объясните, как можно выполнить умножение
многозначного числа на двузначное.
– Сравните свой способ вычисления со способами,
предложенными в учебнике.
– Какие знания помогли вам выполнить умножение
на двузначное число? (Законы умножения:
сочетательный и распределительный)
– Какой способ вам кажется лучше? Почему?
– Используя свой способ умножения на двузначное
число, найдите значение произведений пункта 7.
VI. По произведениям составим таблицу.
– Что вы можете
сказать?
– Какие задания можно выполнить?
– Нахождение S прямоугольника.
– Провести диагональ и найти S треугольника.
VII. Работа над пройденным материалом
Задачи № 50 (стр. 22)
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Что вы можете сказать о данной задаче? (Задача
с лишними данными)
– Как нужно изменить вопрос задачи, чтобы для
ответа на него потребовались все данные? (Сколько
граммов насекомых съедают птенцы за день?)
– Решите новую задачу.
Решение:
3 . 3 . 2 .
40 = 720 (г) – насекомых съедают птенцы за день.
– Какой закон умножения вы использовали в
решении задачи? (Сочетательный закон)
– Поставьте к условию задачи такой вопрос, чтобы
для ответа на него недоставало данных. (Сколько
граммов насекомых съедает один птенец за день?)
– Измените условие задачи так, чтобы можно было
ответить на новый вопрос.
Задача:
В каждый прилет к гнезду скворец приносит пяти
птенцам трех насекомых массой 3 г каждое. В день
пара скворцов прилетает к гнезду 40 раз каждый.
Сколько насекомых съедает один птенец за день?
– Решите новую задачу.
Решение:
1) 3 . 3 . 2 .
40 = 720 (г) – насекомых съедают пять птенцов за
день;
2) 720 : 5 = 144 (г) – насекомых съедает один птенец.
VIII. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие знания нужны, чтобы найти значение произведения многозначного числа на двузначное?
- Какой способ умножения на двузначное число удобнее?
IX. Домашнее задание: № 49 (8) стр. 22.
X. Рефлексия
– Кто доволен своей работой на уроке прикрепите красный кружок, а кто недоволен – синий.