Концепция модернизации Российского образования предлагает разработку новой модели школы.
В ходе её разработки и создания , предусматривается переход на новые стандарты обучения.
Каждый учитель является частью российского образования и должен понимать и осознавать своё место и предназначение в данной системе.
Создание новой модели начальной школы, поможет решить в комплексе накопившиеся проблемы.
Рассмотрим одну из них- развитие познавательной активности у обучающихся в начальной школе, так как приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие познавательной активности начиная с 1-го класса обучения поможет реализовать и развивать способности каждого, а так же создает условия для построения индивидуального маршрута (развитие и обучение ребенка с 1 по 4 класс).
Используя метод исследовательского обучения в учебном процессе начиная с 1-го класса предлагаю использовать дидактическую игру, так как игра:
- это вид деятельности, который близок первокласснику;
- это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение знаний;
- это вид деятельности активизирует и интенспоризирует деятельность первоклассников.
Можно сделать вывод, что игра наряду с трудом и учением- один из основных видов деятельности первоклассника. Важно помнить, что игровая деятельность используемая на уроках в 1-ом классе выполняет различные функции:
- развлекательную (это основная функция
игры- пробудить интерес, воодушевить,
доставить удовольствие). Применяю на
изучении нового материала и на
обобщающих , закрепляющих уроках на всех
предметах. Для освоения понятия темы,
раздела учебного предмета предлагаю
следующие задания:
-
«Помоги найти дорогу» (используя цифры) на математике;
-
«Собери слово»- на русском;
-
«Сравни- на что это похоже»- окружающий мир, технология.
-
-
коммуникативную (освоение диалектики обучения) – как элемент игровой технологии. Применяю при работах в парах , в группах.
-
игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в жизни, учебе, поведении первоклассника). Применяю на уроках риторики, чтения, физической культуры, технологии.
-
диагностическую (выявление трудностей в обучении и поведении). Применяю во внеклассной работе и на переменах. Ребенок учится сравнивать «своё» и «чужое», что приводит к самопознанию в процессе игры.
В структуру игры как процесса входят:
-
роли, взятые на себя играющими;
-
игровые действия как средство реализации этих ролей;
-
игровое употребление предметов ( т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными);
-
реальные отношения между играющими (коммуникативное обучение);
-
содержание, сюжет- область деятельности , условно воспроизводимая в игре.
Важно понимать и помнить, что дидактическая игра обладает следующими признаками:
- четко поставленной целью обучения;
- цель соответствует педагогическим результатам;
- цель и результат выделены в явном виде или обоснованы и характеризуются учебно - познавательной направленностью.
Игровой урок создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации познавательной активности младших школьников. Реализация игровых приемов и ситуаций имеет следующие направления:
- Дидактическая цель ставится перед младшими школьниками в форме игровой задачи.
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
- Учебный материал используется как средство развития познавательной активности.
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Рассмотрим , как дидактическая игра является средством развития познавательной активности младших школьников на уроке- экскурсии.
У первоклассников в 1-ом полугодии, каждый 3-й урок проходит в нетрадиционной форме. После урока математики мы идём на экскурсию изучать хвойные растения, растущие на школьном дворе. Используя нестандартные формы обучения (игра-экскурсия) повышающие познавательную активность младших школьников на уроках математики и окружающего мира, воспитывающие любовь к природе, желание узнавать, сравнивать, беречь и сохранять природу, так как ребенок сравнивает иголочки по длине (можно наложением), идёт закрепление изученного ранее (математика) + новая информация (окружающий мир).
Чтобы экскурсия носила познавательный характер, научила сравнивать и сопоставлять- рекомендую применять практические работы и дидактическую игру «Мы ученые,- исследователи».
Первоклассники рассматривают деревья, узнают что деревья делятся на 2 вида : хвойные и лиственные. Сравниваем иголочки у хвойных деревьев растущих рядом сосны и ели. Внимательно рассматриваем их длину.
(Сравните длину иголок сосны и ели ? Иголки у сосны длиннее , чем у ели.)
Закрепили ранее изученное математическое понятие «длиннее», «короче».
Рассматриваем шишки на хвойных деревьях. Какую форму имеют шишки сосны? На какую геометрическую фигуру похожа ? (У сосны шишки круглые, похожи на круг.) Какую форму имеют шишки ели? На какую геометрическую фигуру похожи? ( продолговатые, на овал).
Такие практические работы- экскурсии помогают детям развивать познавательную активность начиная с 1-го класса. Аналогичную работу можно проводить изучая лиственные деревья , на какую геометрическую фигуру похожи листья березы, клена, дуба и т.д.
Данный вид работ даёт возможность обучающимся в начальной школе полученные знания основ науки математики, применять на практике во время экскурсии при изучении нового материала «Виды деревьев». Наблюдения во время экскурсии способствует накоплению у обучающихся в начальной школе запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей существующих в природе. Без конкретных представлений о предметах и явлениях обучающиеся не смогут овладеть теми знаниями, которые им помогут успешно учится далее в старших классах.
Наблюдая предметы и явления в самой природе, у обучающихся развивается познавательная активность, а так же убеждение, что это существует в действительности, а не в нашем сознании, что способствует накоплению знаний об изменяемости окружающего мира, так как они видят что одни и те же предметы и явления бывают разными в течении суток, одного сезона, то есть они изменятся.
Изучение окружающей природы, не только развивает познавательную активность младших школьников, но и дает представление каждому ребенку, что жизнь без воздуха, воды, деревьев, аромата лугов и шелеста листьев- невозможна.