Цель: познакомить детей с историей костюма и дать общее представление о взаимном проникновении материальной и духовной культуры, рассказать о быте, традициях и обычаях народа.
Национальная одежда – это
своеобразная книга, научившись читать которую,
можно много узнать о традициях, обычаях и истории
своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно
связана с природой, возделыванием земли и
соответствующими трудовыми циклами. Праздник
либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой
крестьянской жизни, либо предшествовал
следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему
готовились.
А какие наряды надевали в праздники? Накануне
народных гуляний распахивались тяжелые сундуки
и на свет извлекались многочисленные рубахи,
сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем
больше сундуков и чем плотнее они были набиты –
тем богаче считался хозяин дома и тем большей
почет был хозяйке.
У донских казачек достаток мерялся, например, по
числу юбок, которых было по пятнадцать-двадцать
штук, а к ним для пары полагалась еще и кофта того
же цвета.
Вся праздничная одежда была очень красочной,
обязательно украшалась элементами вышивки,
полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и
прочими деталями которых, как правило, не было в
повседневной одежде.
Праздничная одежда изготавливалась долго и
трудно, но в то же время по ней можно было судить о
вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама
себе и модельером, и моделью, и мастером по
индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из
которых шилась традиционная одежда, были в
основном домашнее выработки, поэтому крестьянка
должна была уметь не только шить, но и прясть,
ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным
уборам – самой заметной части любого костюма.
Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но
всегда четко делились на девичьи уборы и уборы
замужних женщин. Замужняя женщина по древнему
обычаю должна была тщательно закрывать свои
волосы от постороннего глаза. Нельзя было с
непокрытой головой выходить из дома, заниматься
домашними делами. Женщины носили – глухие
сороки, кики, повойники, платки.
А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Девушки носили – легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи.
И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.
Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили а свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы, фасоны.
В создании презентации (Приложение) была использована книга «Русский праздничный народный костюм» Издательство «Мозаика-Синтез». Художник Ольга Птушкина.