«От пятилетнего ребёнка до меня – один
шаг,
а от новорождённого до пятилетнего – страшное
расстояние».
Л.Н. Толстой
Развитие ребёнка начинается в наиболее благоприятный период – период дошкольного детства. В это время формируются необходимые психические функции и социально значимые качества личности. Именно в дошкольном детстве идёт активное развитие познавательных возможностей ребёнка и закладываются предпосылки будущеё учебной деятельности.
Одна из основных задач детского сада – подготовить ребёнка к обучению в школе: создать соответствующие условия, направленные на формирование у дошкольника необходимых навыков, которые позволят ему легко войти в школьную жизнь, адаптироваться к новой роли ученика, создадут основу для накопления новых знаний и умений.
Под руководством воспитателя дети приобретают самые необходимые знания и умения в различных видах детской деятельности. Они усваивают простейшие знания почти всей дисциплины школы:
– рисуют и лепят;
– учат стихи;
– наблюдают изменения в природе;
– знакомятся со счётом и буквами;
– поют;
– выполняют физические упражнения.
Практика показывает, что несмотря на большую работу, проводимую в детских садах, у многих дошкольников плохо развита моторика мелкой мускулатуры рук, мал опыт выполнения графических заданий, нет необходимых моторных навыков, не сформировано зрительное восприятие, недостаточно развита зрительная память и зрительно-моторная координация. Вследствие этого, дети испытывают затруднения в учёбе, у них происходит резкое изменение поведенческих реакций, снижается оценка своих способностей и возможностей, появляется отрицательное отношение к учёбе, наблюдаются отклонения в психоневрологической сфере, происходит сдвиг в иммунной системе, что негативно отражается на физическом и психическом здоровье детей.
Современные исследования показали, что 70% детей поступивших в школу с 7 лет, предметом, вызвавшим наибольшее затруднение, назвали письмо.
Таким образом, владение навыками письма является одним из важнейших и наиболее проблемных из видов учебной деятельности.
Данная проблема заинтересовала меня, поэтому основной целью моей работы с детьми стала создание условий подготовка руки к письму в старшем дошкольном возрасте.
Игра является основной деятельностью ребёнка–дошкольника, потому систематизированные мною графические упражнения носят игровой характер. Выполняя их, дети становятся участниками увлекательной игры и тренировка руки происходит для них незаметно, интересно и весело.
Работа с детьми проводится во вторую половину дня с подгруппой детей и индивидуально в форме игровых упражнений.
Структура игры:
- Пальчиковая гимнастика.
- Ввод детей в игровой сюжет.
- Игровое задание.
- Выполнение задания детьми.
- Пальчиковая гимнастика.
Работа с детьми делиться на 3 этапа:
Цель I этапа: развивать зрительно-ручную координацию, формировать умение, не отрывая карандаша от листа бумаги, вести линию по образцу.
Используются игры:
- «Дорожка до домика» (Приложение 1);
- «Узор на платочке» (Приложение 2);
- «Тематические картинки» (Приложение 3).
Цель II этапа: развивать зрительно-ручную координацию, формировать умения не отрывая карандаша от листа бумаги, вести линию без образца, учить ориентироваться на листе бумаги. В игровой форме, ребёнку предлагается заштриховать фигуру, дорисовать вторую половину предложенной картинки.
Используются игры:
- «Помоги зайчонку спрятаться» (Приложение 4);
- «Дорисуй шарфик для гномика» (Приложение 5);
- «Дорисуй картинку» (Приложение 6).
Цель III этапа: развивать зрительную ручную координацию, ритмическую организацию движений, уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Используются игры:
- «Весёлые картинки» (Приложение 7);
- «Нарисуй картинку по клеточкам» (Приложение 8);
- «Продолжи узор в полоске» (Приложение 9).
Результатом систематического использования
игровых упражнений является хорошо развитая
средняя и мелкая моторика руки, зрительно-ручная
координация, сформированность
пространственного представления, мышления, речи,
памяти, произвольного поведения.
Для выявления уровня подготовки руки к письму
проводиться диагностика сформированности
мелкой мускулатуры рук и зрительно-ручной
координации 2 раза в год (Приложение 10).
Результаты диагностики позволяют сделать
вывод об уровне сформированности моторных
навыков у каждого ребенка и наметить дальнейшую
работу (Приложение 11).
В настоящее время я разрабатываю систему игр и
игровых упражнений по развитию моторных умений
и навыков у детей среднего дошкольного
возраста.