Цель. На практическом материале совершенствовать у учащихся навык правописания безударных падежных окончаний существительных.
Задачи:
- формировать умение распознавать склонения существительных; активизировать умение склонять существительные в единственном числе;
- развивать навык точного употребления в речи имен существительных.
Оборудование. Учебник “Русский язык”. 3 класс (авт. Л.М. Зеленина), рисунки с героями романа-сказки Н.Носова “Приключение Незнайки и его друзей”, карточки с вопросами.
Ход урока
1. Постановка проблемы.
Учитель. Ребята, посмотрите на героев сказки “Приключение Незнайки и его друзей”. Как вы думаете для чего они пришли к нам на урок русского языка?
Ответы детей: Они хотят учиться с нами, быть грамотными, узнать что-то новое о существительных, повторить вместе с нами правила написания падежных окончаний существительных.
Учитель. Совершенно верно. Наши герои предлагают вам провести этот урок в форме игры “Что? Где? Когда?”. Вы все разделитесь на четыре команды “Знатоки”, а против вас играют герои Винтик, Знайка, Гусля, Колокольчик, Цветик. Все вопросы и задания, которые приготовили ваши соперники, помогут мне выяснить, как вы усвоили правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе и правильно ли вы употребляете существительные в своей речи.
Команда, которая выполнит задание первой, поднимает флажок со своим номером, участники четко отвечают и получают 5 баллов. Остальные игроки проверяют правильность ответа и могут дополнять, заработав по 1 баллу. Но если ответ ошибочный результат не засчитывается. Та команда, которая наберет наибольшее количество очков, будет награждена символом игры “Что? Где? Когда?” – “Золотая сова”.
2. Чистописание.
Вв, Зз, Гг, Кк, Цц. (Какие звуки обозначают эти буквы?)
3. Словарная работа.
– Против “Знатоков” играет Гусля, капитаны возьмите карточки с заданием.
Задание: из букв каждой строчки составить словарные слова – существительные, определить род, склонение, падеж. Ц, Я, М, Е, С Т, Е, Р, Т, О, П, Р А, З, Е, Т, А, Г Т, Д, Е, А, Р, Т, Ь А, Д, О, Г, О, Р |
4. Проверка домашнего задания.
– Против “Знатоков” играет Цветик – поэт. Разминка. – Приготовьте карточки с номерами склонений 1, 2, 3 Перо, ручка, листик, тетрадь, юбка, мышь, мазь, аквариум, окно, день, облако, чувство, приятель, метель. –
Капитаны возьмите слова со словами, которые надо От радости, по горсти, до беседки, об облаке, в тарелке, Остальные ученики показывают карточки с падежами, в – Как определить склонение имен существительных? – Какие окончания имеют существительные 1, 2, 3 |
5. Закрепление изученного материала.
– Против “Знатоков” играет Колокольчик – малышка.
Капитаны возьмите таблицы.
– Вспомните, какие окончания имеют – Остальные ученики выполняют самостоятельную Вставить в словах пропущенные буквы, определить На ладон . , на топол . , по комнат . , о геро . , до полк . , – Листочки сдать. В конце урока выставлю оценки. |
6. Работа с учебником. Развитие письменной речи учащихся.
– Откройте учебник. Прочтите задание на с… упр. №…
– Устно составьте все предложения.
– Что получилось?
– Текст – описание “Зимние забавы”.
– Спишите три предложения, разберите их по членам предложения и по частям речи.
– Проверяем.
– Против “Знатоков” играет Знайка. Он принес вам текст, который написал сам Незнайка. Помогите Незнайке стать грамотным исправьте его ошибки.
Насирене тополи берески на бухли почьки. – Какие орфограммы надо повторить Незнайке? (Повторение всех орфограмм) |
7. Повторение и закрепление.
– Против “Знатоков” играет Винтик – механик. Он любит что-то изобретать. Вот и вас просит этим заняться. Все работают с карточками.
– От данных глаголов образуйте имена существительные разных склонений. Сгибать – – О каком падеже мы не вспоминали еще? Изгиб , битва, жалость – – Устно просклоняйте существительные – Мороз – Метель – |
– Запишите слова в тетради, разберите их по составу. Поездка, тень, загородный.
8. Обобщение.
– Проведем блицтурнир – я задаю вопросы, вы быстро отвечаете.
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению, приведите примеры.
– Сколько падежей в русском падеже?
– Каким членом предложения являются существительные в Им. п.?
– Как отличить сущ. имен. п. от сущ. винительного падежа?
– У существительных какого склонения нет окончания –Е?
– Молодцы!
9. Домашнее задание.
10. Подведение итогов.
– Выполнив все задания, ответив на все вопросы, вы показали своим соперникам и мне, что вы усвоили данную тему. А кто и какие оценки получили, вы узнаете чуть позже.
Капитаны подсчитайте количество очков. У кого больше очков, все получат 5.
Раздать самостоятельные – это ваши оценки за урок.
Вручение “Совы”
– Урок окончен. Спасибо всем.