Урок русского языка в 3-м классе: "Что? Где? Когда?"

Разделы: Начальная школа


Цель. На практическом материале совершенствовать у учащихся навык правописания безударных падежных окончаний существительных.

Задачи:

  • формировать умение распознавать склонения существительных; активизировать умение склонять существительные в единственном числе;
  • развивать навык точного употребления в речи имен существительных.

Оборудование. Учебник “Русский язык”. 3 класс (авт. Л.М. Зеленина), рисунки с героями романа-сказки Н.Носова “Приключение Незнайки и его друзей”, карточки с вопросами.

Ход урока

1. Постановка проблемы.

Учитель. Ребята, посмотрите на героев сказки “Приключение Незнайки и его друзей”. Как вы думаете для чего они пришли к нам на урок русского языка?

Ответы детей: Они хотят учиться с нами, быть грамотными, узнать что-то новое о существительных, повторить вместе с нами правила написания падежных окончаний существительных.

Учитель. Совершенно верно. Наши герои предлагают вам провести этот урок в форме игры “Что? Где? Когда?”. Вы все разделитесь на четыре команды “Знатоки”, а против вас играют герои Винтик, Знайка, Гусля, Колокольчик, Цветик. Все вопросы и задания, которые приготовили ваши соперники, помогут мне выяснить, как вы усвоили правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе и правильно ли вы употребляете существительные в своей речи.

Команда, которая выполнит задание первой, поднимает флажок со своим номером, участники четко отвечают и получают 5 баллов. Остальные игроки проверяют правильность ответа и могут дополнять, заработав по 1 баллу. Но если ответ ошибочный результат не засчитывается. Та команда, которая наберет наибольшее количество очков, будет награждена символом игры “Что? Где? Когда?” – “Золотая сова”.

2. Чистописание.

Вв, Зз, Гг, Кк, Цц. (Какие звуки обозначают эти буквы?)

3. Словарная работа.

– Против “Знатоков” играет Гусля, капитаны возьмите карточки с заданием.

Задание: из букв каждой строчки составить словарные
слова – существительные, определить род, склонение, падеж.

Ц, Я, М, Е, С

Т, Е, Р, Т, О, П, Р

А, З, Е, Т, А, Г

Т, Д, Е, А, Р, Т, Ь

А, Д, О, Г, О, Р

4. Проверка домашнего задания.

– Против “Знатоков” играет Цветик – поэт. Разминка.
 – Приготовьте карточки с номерами склонений 1, 2, 3
Перо, ручка, листик, тетрадь, юбка, мышь, мазь,
аквариум, окно, день, облако, чувство, приятель, метель.

– Капитаны возьмите слова со словами, которые надо
распределить в столбики по склонениям.

От радости, по горсти, до беседки, об облаке, в тарелке,
по дорожке, в рукописи, на горизонте, на спектакле.

У доски …

Остальные ученики показывают карточки с падежами, в
которых употреблены данные существительные.

– Как определить склонение имен существительных?
(поставить в начальную форму)

– Какие окончания имеют существительные 1, 2, 3
склонения в Р. Д. и П падежах? Покажите карточки с
правильными окончаниями.

5. Закрепление изученного материала.

– Против “Знатоков” играет Колокольчик – малышка.

Капитаны возьмите таблицы.

1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р. п.      
Д. п.      
П. п.      

– Вспомните, какие окончания имеют
существительные 1, 2, 3 склонения в данных падежах,
заполните таблицу.

– Остальные ученики выполняют самостоятельную
аботу на листочках.

Вставить в словах пропущенные буквы, определить
склонение и падеж.

На ладон . , на топол . , по комнат . , о геро . , до полк . ,
в деревн . , в конкурс . , в зелен . , от радост . , о молодеж . ,
на свирел . , в очеред . , на озер . .

– Листочки сдать. В конце урока выставлю оценки.

6. Работа с учебником. Развитие письменной речи учащихся.

– Откройте учебник. Прочтите задание на с… упр. №…

– Устно составьте все предложения.

– Что получилось?

– Текст – описание “Зимние забавы”.

– Спишите три предложения, разберите их по членам предложения и по частям речи.

– Проверяем.

– Против “Знатоков” играет Знайка. Он принес вам текст, который написал сам Незнайка. Помогите Незнайке стать грамотным исправьте его ошибки.

Насирене тополи берески на бухли почьки.

– Какие орфограммы надо повторить Незнайке?

(Повторение всех орфограмм)

7. Повторение и закрепление.

– Против “Знатоков” играет Винтик – механик. Он любит что-то изобретать. Вот и вас просит этим заняться. Все работают с карточками.

– От данных глаголов образуйте имена
существительные разных склонений.

Сгибать –
Сбить –
Жалеть-

– О каком падеже мы не вспоминали еще?

Изгиб , битва, жалость –
именительный падеж , определяется начальная форма.

– Устно просклоняйте существительные

– Мороз – Метель –
– Какая часть слова изменяется в зависимости от падежа?
– Какие окончания у существительных 1, 2, 3 склонения в Т.п.?

– Запишите слова в тетради, разберите их по составу. Поездка, тень, загородный.

8. Обобщение.

– Проведем блицтурнир – я задаю вопросы, вы быстро отвечаете.

– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению, приведите примеры.

– Сколько падежей в русском падеже?

– Каким членом предложения являются существительные в Им. п.?

– Как отличить сущ. имен. п. от сущ. винительного падежа?

– У существительных какого склонения нет окончания –Е?

– Молодцы!

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

– Выполнив все задания, ответив на все вопросы, вы показали своим соперникам и мне, что вы усвоили данную тему. А кто и какие оценки получили, вы узнаете чуть позже.

Капитаны подсчитайте количество очков. У кого больше очков, все получат 5.

Раздать самостоятельные – это ваши оценки за урок.

Вручение “Совы”

– Урок окончен. Спасибо всем.