Цели и задачи урока: обобщить знания учащихся о местоимениях как части речи, о грамматических признаках местоимения; способствовать обогащению словарного запаса детей, развивать речь, творческую инициативу учащихся; воспитывать в учениках уверенность в своих силах, взаимовыручку, поддержку, интерес к басням И.А.Крылова.
Тип – IV.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, групповой, работа в парах, беседа.
Оборудование: репродукции к басням И.А.Крылова, портрет Крылова, выставка книг; карточки с отрывками из текста для групповой работы; грамзапись с баснями.
ТСО: компьютер, магнитофон, аудиозапись, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие, беседа с дежурным о погоде, о настроении.
II. Поэтическая минутка (прослушивание аудиозаписи отрывок из басен И.Крылова “Квартет”, “Стрекоза и Муравей”).
III. Комментированный словарно-орфографический диктант. Ворона, Лисица, Мартышка, Осел, Козел, Петух, Зеркало, Очки, Моська, Соловей, Стрекоза.
Записывая каждое слово с большой буквы и комментируя написание букв, требующих проверки на письме или запоминания.
Учитель спрашивает:
– Какой частью речи являются данные слова? Почему имена существительные мы написали с большой буквы? А в каких баснях И.А. Крылова встречаются эти персонажи? Что высмеивал И.А.Крылов в своих баснях?
– В баснях, которых мы слушали И.А.Крылов высмеивал все враждебное и чуждое нравственным представлениям русского народа. Подумайте, а какой частью речи баснописец пользовался, чтобы избежать повторения имен существительных, которые стоят рядом в предложениях?
– Действительно, в своей речи мы постоянно пользуемся местоимениями. Если бы в ней не было местоимений, мы вынуждены были бы повторять одни и те же имена существительные. Местоимения делают нашу речь разнообразной, богатой, правильной! Подумайте, а почему “местоимения” так называются? (Употребляются вместо имени).
IV. Письмо по памяти.
Каждой группе дается карточка со строками из разных басен И.А.Крылова.
1-я группа.
Злой тоской удручена,
к Муравью ползет она.
2-я группа.
Какие у нее ужимки и прыжки!
3-я группа.
Тебя, мой куманек, век слушать я готова!
4-я группа.
При красоте такой и петь ты мастерица, –
Ведь ты б у нас была царь-птица!
1-я группа читает вслух отрывок, называет басню. (Остальные выполняют это же задание).
Проверяется друг у друга.
V. Гимнастика для глаз.
Давайте погуляем по Стране частей речи. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я называю имя существительное – поднимаете глаза – вверх, если имя существительное – то вниз, а если местоимение – то по сторонам. Если вы услышите другие слова – закройте глаза.
(Попрыгунья, пропела, красное, ей, голод, стрекоза, она, ползет, ты, мне, муравей, работала, лето, я, злой, пела).
Молодцы, спасибо, вы хорошо справились с заданием.
VI. Работа над воспроизведением знаний о личных местоимениях и особенностях их написания.
1. “Местоименная” разминка.
– Почему местоимения я, ты, вы, мы… называют личными? (На экране таблица).
– Почему в басне “Осел и Соловей” автор употребил местоимение ты, а в басне “Квартет” местоимение вы?
– В каких случаях мы в нашей речи используем местоимение Вы? (Обращаясь к старшим по возрасту и по положению и к незнакомым людям; во многих семьях некоторых национальных регионов принято называть родителей на Вы.)
– Какие местоимения изменяются по родам?
– Как определить падеж местоимений?
– Дайте характеристику любому из местоимений в записанных вами предложениях.
– Как пишутся предлоги с местоимениями.
VII. Ученики выразительно читают басни “Осел и Соловей”, “Квартет”, “Стрекоза и Муравей”.
– Что хотел И.А.Крылов сказать словами: “Избави, бог, и нас от этаких судей”.
– В каких случаях говорят словами Крылова: “А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь?”
– Какой порок людей высмеивается в басне “Стрекоза и Муравей”?
VIII. Выборочный диктант. Один ученик работает на доске. (Выписывают только местоимения.)
1. Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Вести с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись.2. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам.
3. Чижа захлопнула злодейка – западня
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А голубь молодой над ним же издевался.4. Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.5. Мартышка тут с досады и печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.6. “Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборониться?”
– Ей Мишка отвечал.
Релаксация.
– Закройте глаза и представьте лес, послушайте шелест листьев, шум легкого ветерка.
– Какую картину вы себе нарисовали в воображении?
– Кого из героев И.А.Крылова вы можете представить в лесу? Кто из них вел поправился?
IX. Составление предложений и создание текста.
Голубок, сыр, вперед, не, беде, смейся, была, чужой, с такова, ним, плутовке, выпал.
Схема на экране:
Ученики восстанавливают предложения. Указывают лицо, падеж местоимений. (Взаимопроверка).
X. Проверка задания на дом, новое задание на дом.
Дети читают поговорки, пословицы из басен И.А.Крылова.
(Да только воз и ныне там. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку. Избави бог и нас от этаких судей. Сильнее кошки зверя нет.)
Домашнее задание:
Составить текст (сочинение-миниатюра) по теме и главной мысли пословиц.
XI. Подведение итога урока.
– Чем заинтересовал вас урок?
– Почему мы взяли для урока строки из басен И.А.Крылова?
– Почему басни И.А.Крылова любят и взрослые и дети?
“Дедушкой Крыловым” наименовал народ великого баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. Басни читает и старшие, и младшие. Меткие, ставшие пословицами строки басен И.А.Крылова украсили наш урок. Они служат нам во всех случаях жизни.