Тема: Обобщающий урок по разделам программы: кулинарные работы, материаловедение, конструирование швейных изделий в 6 классе.
Тип урока: урок проверки знаний.
Форма: игра «Звездный час».
Цели:
- научить использовать полученные знания на уроках обслуживающего труда;
- развивать память, кругозор учащихся;
- воспитывать любознательность.
Задача: проверить полученные знания.
Оборудование и наглядные пособия:
- Плакаты: с изображением инструментов и приспособлений, со швейными изделиями, с лоскутками тканей, сервировкой стола, с овощами, изделий из теста;
- Плакаты с надписями: детали ножного привода, напитки, крупы, названия волокон, швы;
- Из плакатов составлена презентация;
- Таблички с цифрами, звездочки, шары воздушные.
ХОД ИГРЫ
– Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем нашу
игру «Звездный час»! Для учениц 6 «а» класса
сегодня в этом классе пойдёт звёздный дождь. Вот
участницы заняли свои места, наша игра
начинается.
– Я считаю, что наши участники сегодня
продемонстрируют свою смекалку и ум, ведь
недаром они занимаются на уроках обслуживающего
труда.
– Нашим участницам было дано домашнее задание, и
перед тем как открыть первый тур нашей игры – они
представятся и представят поделку или изделие,
сделанную своими руками.
Приложение. Слайд 1.
Кто смотрел на купол звездный
Ночью зимнею морозной?
Звезды, звезды с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
А вокруг светлее стало,
Звездный небосвод погас
Вдруг одна звезда упала,
И куда она попала?
Прямо к нам на звездный час!
Приложение. Слайд 2.
– За лучшее представление себя и поделки только один участник получит эту первую звезду. Итак, начинаем I тур нашей игры.
Приложение. Слайд 3.
– Перед вами на табло предметы, которыми мы пользуемся на уроках технологии:
- Ножницы
- Иголка
- Наперсток
- Утюг
- Швейная машина
- Резец
2. Этот инструмент изобрели за долго до того,
как появились металлы. Его раньше изготавливали
и из рыбных костей, шипов колючих кустов, а позже
из бронзы и железа, а в богатых домах даже были
золотые и серебряные. И в наше время не обходится
без этого инструмента ни один дом, а
изготавливается он сейчас из высококачественной
стали.
4. Он появился 500 лет назад и первый его
предшественник – жаровня с углями.
1. Этот инструмент появился 3000 лет назад и без
него не могут обходиться представители таких
профессий, как сапожник, портной, парикмахер,
садовник, домохозяйка, врач, а так же и спасатели.
6. Это приспособление служит для перевода
контурных линий на бумагу или на ткань и
представляет собой металлический диск с острыми
зубцами, прикрепленный к рукоятке.
3. Точное время изобретения этого приспособления
не известно. Известно только, что уже в средние
века были мастера, занятые изготовлением этих
вещиц. Раньше их украшали эмалью, инкрустацией и
гравировкой, изготавливали из золота и серебра,
были различных форм и размеров.
5. На этом гениальном изобретении человек
может разработать с помощью рук, ног и
электрического тока.
Приложение. Слайд 4.
Перед вами название волокон, из которых изготавливают ткани:
- Капрон
- Шерсть
- Хлопок
- Вискоза
- Лён
- Шёлк
1, 4. Я считаю, что все эти волокна
натуральные, так ли это? Если не так, то, какое
волокно здесь лишнее?
2. Существует поверье, что семена этой культуры
завезены скифами из Азии, она хорошо прижилась на
Северо-западной части нашей страны. Из этого
волокна изготавливают ткани с гладкой, блестящей
поверхностью, которые отличаются большой
прочностью и выдерживают при тепловой обработке
наибольшую температуру (и из этой ткани
изготавливают постельное бельё и полотенца).
6. Его родина является Китай, где секрет его
производства с третьего тысячелетия до н. э. и до
VI в. н. э. держалось в строжайшей тайне. Ткань из
этого волокна считалось качественной, если кусок
этой ткани свободно проходил через золотое
кольцо и на протяжении истории высоко ценились
мягкость, блеск, упругость и приятный шелест этих
тканей.
5. По данным историков и археологов ткани из этого
волокна производились в Индии в x?? в. до н. э., но
при открытии Америке европейцы увидели, местные
жители были одеты в мягкие и яркие одежды,
изготовленные из этого же волокна, что и у
жителей Индии.
3. Обработка этого волокна была известна еще
самым древним жителям Азии. А потом долгое время
производство тканей из этого волокна
принадлежало Англии. Ткани из этих волокон очень
теплые.
Приложение. Слайд 5.
О волокнах мы узнали, а, как известно – из волокон получают ткани, перед вами на табло образцы тканей
- Суровье
- Гладкокрашеная
- Отбеленная
- Пестротканая
- Ткань с ворсом
- Набивная
1. Эти ткани имеют природный цвет волокон.
6. На Руси эти ткани раньше называли набойкой.
2. А эти ткани назывались крашениной.
4. Эти ткани получают путем переплетения нитей
разных цветов.
3. А эти ткани выпускают только белого цвета.
5. А вот эти ткани с изнаночной стороны гладкие, а
с лицевой стороны имеют начес различной длины.
– О тканях вы знаете всё! Но на этом I тур нашей игры заканчивается. Подведем итоги. У кого меньше звезд, они покидают нас! И они получают маленькие утешительные призы. Мы им желаем удачи, успехов!
II тур
Приложение. Слайд 6.
А мы переходим во II тур.
Шкуры носили далекие предки,
Недаром они были ловки и метки.
Первый костюм добывался в бою.
Предки ценили одежду свою.
Теперь я узнаю: цените ли вы свою одежду и что о ней знаете.
Приложение. Слайд 7.
Итак, перед вами изделия:
- Фартук
- Шорты
- Прямая юбка
- Клиньевая юбка
- Клешевая юбка
- Ночная сорочка
6. Я считаю, что все эти изделия относятся к
поясным. Если вы не согласны, то поднимите
соответствующую табличку.
4,5. Какое из этих изделий имеет большое
расширение по линии низа? (Клиньевая,
коническая)
1. Это изделие предохраняет одежду от
загрязнения (Фартук)
4. Это изделие может состоять из 4,6,8,10 и 12 деталей (Клиньевая)
6. В этом изделии снятся сладкие сны. (Ночная
сорочка)
3. Эта юбка по форме напоминает прямоугольник. (Прямая)
2. Это изделие носят женщины и мужчины в качестве
пляжной и спортивной одежды. Сейчас используют в
повседневной одежде, выполняются из любой ткани (Шорты)
– А что нам нужно, чтобы быстро и
качественно сшить изделие?
– Ну, конечно же, – швейная машина.
Приложение. Слайд 8.
В этом учебном году мы познакомились со швейной машиной с ножным приводом. И так, перед вами на табло названия деталей ножного привода.
- Шатун
- Щиток
- Рукоятка
- Педаль
- Приводной ремень
- Пусковое колесо
3. Я считаю, что все эти детали относятся к
ножному приводу, если вы не согласны, то
поднимите табличку с нужной цифрой.
5. Он соединяет пусковое колесо со шкивом
махового колеса.
1. С помощью этой детали движение передаётся от
педали к пусковому колесу.
4. Эту деталь работающий покачивает ногами.
2. Этой деталью закрыто спереди пусковое колесо
для безопасной работы.
6. Эта деталь имеет желоб.
Приложение. Слайд 9.
– А теперь перед вами на табло соединительные швы, которые необходимы при изготовлении швейных изделий.
- Шов подгибку с открытым срезом
- Стачной шов вразутюжку
- Расстрочной
- Шов подгибку с закрытым срезом
- Накладной
- Настрочной
1,4. Действительно ли, все эти швы
соединительные или нет?
5. С помощью этого шва можно присоединить пояс и
карман к изделию.
4. Этим швом обрабатывается нижний срез изделия.
2. С помощью какого шва стачивают одинаковые
детали изделия.
6. Этот шов по виду с изнаночной стороны похож на
стачной, а с лицевой – на накладной.
3. С помощью этого шва закрепляют складки или
припуски швов.
– Вот и закончился II тур нашей игры. Мы должны с некоторыми расстаться … , у них меньше всего звёзд.
Приложение. Слайд 10.
III тур
– В последующих турах мы узнаем, какие из наших девочек выйдут повара.
В те давние былые времена
Чтоб жажду уталить:
Дойти лишь нужно было до реки
Чтоб воды испить.
Сейчас у нас запросов
Гораздо больше стало!
Одной воды холодной
Нам оказалось мало.
Перед вами на табло: какао, кофе, квас, кисель, компот и чай.
Себе по вкусу ты напиток выбирай
Приложение. Слайд 11.
– Перед вами на табло названия напитков:
- Какао
- Кисель
- Чай
- Квас
- Компот
- Кофе
3. Этот напиток подают, как первое блюдо в Китае.
И не случайно. Само это слово – китайского
происхождения. Он издревле входил в число
лекарств, поддерживающих силы больного. И он
бывает чёрного, зелёного и красного цветов.
4. Этот старинный русский напиток готовят из
ржаных сухарей. Он хорошо снимает усталость, им
спасались от цинги, залечивали раны и
использовали в парных банях. Без него не
обходилось не одно празднество или ярмарка (и это
название напитка означает «кислый напиток»).
1. Этот напиток получают путём растирания зёрен
тропического дерева и плоды его растут не на
концах ветвей, а сидят прямо на сером шероховатом
стволе, словно кто-то приколотил эти
оранжево-жёлтые ребристые «огурцы» к дереву
гвоздиками. В «огурцах» под защитой мясистой
оболочки ровными рядами лежат плоские
красноватые или коричневые семена. Что это за
напиток?
5. Этот напиток варят из сухих и свежих фруктов
или ягод, а ещё хорошие хозяйки его заготавливают
впрок.
6. Существует легенда о том, как один пастух из
Эфиопии заметил, что его козы, поевшие ягод с
куста с жёсткими зелёными листьями, всю ночь не
спали и были бодры и веселы. Арабы и египтяне
называли Эфиопию, откуда родом это растение,
страной Каффа. Что за напиток изготавливают из
обжаренных зёрен этого растения?
2. Раньше готовили их густыми, заквашивая на
отварах различных злаков, а сейчас применяют
для желирования крахмал, добавляя соки, фрукты,
ягоды или молоко.
Человек посеял рожь
И овёс, и гречку.
Что посеешь, то пожнёшь,
Что пожнёшь – то в печку!
Приложение. Слайд 12.
– Итак, перед вами названия круп:
- Гречка
- Перловка
- Макароны
- Рис
- Манка
- Пшено
– Из круп, мы знаем, что варят каши. Каши когда-то были обрядовым блюдом на Руси. При заключении мирных договоров договаривающие стороны должны быть вместе сварить и съесть кашу. Отголоски этого обычая дошли до нас в пословице «с ним кашу не сваришь». Сварим ли мы с вами?
3. Действительно ли всё это – крупы?
5. Эту крупу получают из пшеницы и часто
используют в детском и диетическом питании из-за
её нежной консистенции.
4. Эту крупу получают из культуры, которую
выращивают на полях залитых водой и растет в
Китае, в Индии, а так же в Приморском крае – на
Дальнем Востоке, в Краснодарском крае – на
Северном Кавказе.
6. Эту крупу получают из зерна, которая называется
просо и русские крестьяне ласково говорили про
его зернышки «малая малышка – золотая кубышка»,
так же эта крупа – рекордсмен по содержанию
витаминов.
1. Эту крупу рекомендуют использовать в питании
пожилых людей. И Суворов называл кашу из этой
крупы – богатырской, т. к. она не только вкусна, но
и очень питательна.
3. По одной из легенд, это слово переводится «как
мило». Так будто бы воскликнул один из
итальянских кардиналов, впервые увидев на своем
столе новое блюдо. Из чего же было приготовлено
это блюдо?
2. Этот последний вопрос шуточный: кашу из этой
крупы так часто дают в нашей современной армии,
что солдаты назвали её «кирзовой». Из какой крупы
варят эту кашу?
– На этом III тур нашей игры закончился. Но с некоторыми мы попрощаемся, к сожалению, у них меньше всего звёзд, ведь звёзды решают в этой игре всё.
Приложение. Слайд 13.
IV тур
Наша игра продолжается.
У индейцев взяли мы
Красный помидор взаймы.
И картошка – чудо –
Приплыла оттуда.
Приложение. Слайд 14.
– Как вы поняли, мы сейчас поговорим об овощах. Итак, перед вами овощи:
- Лук
- Свекла
- Капуста
- Морковь
- Томаты
- Картофель
5. В России это культура появилась только в
прошлом веке. Сначала её выращивали в богатых
домах для украшения из-за цветов и оранжевых и
красных плодов.
2. Эту культуру выращивали в Китае, Индии, Египте
ещё на 1000 лет назад; причём в пищу шли не только
корнеплоды, но и листья.
4. По-латыни название этого овоща – «карота». И
вещество, которое окрашивает её в оранжевый цвет,
называют «каротин». Как называется этот овощ?
6. Хлеб для нас главное богатство, для индейцев
хлеб был «мама», а какой овощ индейцы называли
«папа»? Кстати, у нас этот овощ тоже стоит на 2
месте, после хлеба.
1. Об этой культуре слагали легенды и с древности
использовали как лекарство и не зря про него
говорят, что он от семи недуг.
3. На Руси без этого овоща не обходилась ни одна
трапеза. В наше время выращивают столько видов
этого овоща, что если посадить их на одну грядку,
то получится цветовая палитра: от
светло-зеленого до красно-фиолетового.
Приложение. Слайд 15.
Замесили тесто мы,
На оладьи иль блины,
Замесили на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
– А сейчас поговорим об изделиях из теста:
- Торт
- Котлеты
- Блины
- Оладьи
- Печенье
- Рулет
2. Все эти изделия из теста, так ли это?
3. Они появились так давно, что и никто и не помнит
когда. Они сопровождали человека всю его жизнь.
Но самая главная их роль – это угощение на
масленицу. Масленица с ними – это встреча солнца
и весны, прощание с зимой.
6. Древнее немецкое слово «руля» – связка,
свёрток, – дало название этому популярному
кондитерскому изделию. Он сейчас известен не
только в немецкой кухне, но и во многих других, в
том числе и русской.
В нем важны и тесто, и начинка. Начинки бывают
самые разные: из мака, ореховые, кремовые,
цукатные, джемовые, шоколадные и многие другие.
Что это за кондитерское изделие?
5. Эти изделия выпекают небольшого размера и
различной формы, изготавливают из крутого теста
(печенье).
4. Тесто для этих изделий по консистенции
напоминает густую сметану, и обжаривают их на
сковороде с маслом с 2-х сторон.
Приложение. Слайд 16.
Дали мартышке вилку и нож.
Что с ними делать?
Не разберешь.
Проще без вилки
И без ножа
Есть ананас,
Ногами держа.
– Надеюсь, наши участницы не растеряются, как
мартышка из стихотворения и, мне кажется, они
умеют уже и сервировать стол, и пользоваться
столовыми приборами.
Итак, перед вами на табло различное расположение
приборов на столе.
4. Как кладут вилку и нож, когда заканчивали еду? (На
край тарелки).
3. Так сервируют стол к обеду.
1, 5. Как кладут вилку и нож, когда еда прервана?
2. А так сервируется стол к завтраку или к ужину.
На этом IV тур подошел к концу, а для некоторых подошла и игра к концу – у них меньше звёзд.
Финал
До финала дошли лишь 2 участницы. Сейчас они будут между собой соревноваться за звание победителя. Итак, задание: нужно вспомнить и написать за 1 мин. как можно больше деталей швейной машины (писать слова можно сокращенно).
– Время вышло. Теперь вы будите по очереди называть названия деталей, кто кого переговорит, т.е. кто последний назовёт – тот и победит.
– Мы поздравляем победителя игры «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»! Она одержала достойную победу. И вот для неё настал ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС.
Приложение. Слайд 17.
Что такое счастье?
Это очень просто!
Это когда люди зажигают звезды,
Это когда в мире от тебя теплее,
Это знать, что все мы – внуки Прометея!
– На нашем школьном небосклоне загорелась новая звезда – звезда 2009 года! Я надеюсь, что она ещё долго будет светить нам. И для неё сейчас прозвучит песня… .
– Мы все её ещё раз поздравляем с победой! А я обращаюсь к вам, ребята, верьте в чудеса, зажигайте звезды и будьте всегда счастливы!