Тема: «Обыкновенные дроби».
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях;
- повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор;
- развить у обучающихся интерес к занятиям математикой;
- углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;
- воспитывать волю, упорство в достижении цели.
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.
Учебно-методическое обеспечение: Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2008.
Время реализации занятия – 80 минут.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.
Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.
Авторский медиапродукт – наглядная презентация (операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point)
Медиапродукт:
I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
II. Структура презентации:
№ п/п |
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
Временная реализация | № Слайда |
1 | Организационный момент. | 2 мин. | |
2 | Вступление. | 3 мин. | № 2-3 |
3 | Повторение материала прошлых уроков (работа в группах) | 30 мин. | №7-20 |
4 | Устные упражнения. | 5 мин. | №28-29 |
5 | Конкурс капитанов. | 5 мин. | №4-6 |
6 | Выступления обучающихся (сообщения). | 12 мин. | №25-26 |
7 | Работа с классом. | 10 мин. | №21-24 |
8 | Подведение итогов игры, награждение. | 5 мин. | |
9 | Рефлексия. | 4 мин. | №31. |
III. Схема взаимосвязи кадров презентации:
Взаимосвязь других кадров презентации аналогична.
IV. Содержание кадров:
1. Титульный лист.
2. Вхождение в тему.
3. Выбери цифру.
4. Конкурс капитанов.
5-6. Задания для конкурса капитанов.
7-11. Занимательные задачи.
12-13. Расшифруй ребус.
14-20. Решение задач на отработку действий с
обыкновенными дробями.
21-24. Кому принадлежат данные слова?
25-26. Исторические сведения.
27-29. Отвечай, не робей, дай ответ поскорей!
30. Вы выиграли приз!
31. Подведение итогов. Рефлексия.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения, уровневая дифференциация)
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, спички, сообщения обучающихся, сладкий приз.
Оформление аудитории: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе» (М.И.Калинин)
План занятия
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 2 |
2 | Целевая установка | Определение темы и целей работы на уроке. | Восприятие | 3 |
3 | Актуализация знаний | Проверка знаний учащихся, полученных ранее. | Устное и письменное решение задач, работа с текстом | 30 |
4 | Физминутка. | Направлена на сохранение здоровья детей. | 2 | |
5 | Решение проблемных вопросов | Организация групповой работы по открытию новых знаний. | Групповая работа. | 30 |
6 | Итог урока. Рефлексия. | Анализирует, подводит итоги. | Дают оценку своей работы на уроке. | 5 |
Карта занятия.
Комментарий хода урока |
Время (мин) | Слайд | Развитие личностных качеств и психических процессов |
|
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Оргмомент. Проверка готовности к уроку, объединение в группы. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок. | 1 | Внимание | организованность, аккуратность |
|
Вхождение в тему. Детям
предлагается небольшое стихотворение, в основу
которого заложена тема урока. Ребята определяют тему урока. |
2 | 2 | Внимание | рефлексивность, самостоятельность, мышление |
Стадия вызова. Команды по очереди называют любую цифру, записанную на прямоугольнике. Под каждой цифрой скрыто задание. Командам даётся время на обсуждение вопроса. | 3 | Внимание, память | самостоятельность, системность, аргументированность, ясность речи, активность, культура эмоций, коммуникативная культура |
|
Выбрав цифру 1, ребята попадают на этап «Занимательные задачи», где им будет предложено решить 4 задания. Получает балл та команда, которая первой даст правильный ответ. | 12 | 8-11 | Внимание, память, мышление | самостоятельность, коммуникативная культура |
Выбрав цифру 2, ребята попадают на этап «Исторические сведения», на котором они узнают, что дроби встречаются не только в математике, но и в других сферах деятельности человека, например, в музыке. Здесь же предлагается заслушать сообщения обучающихся. | 10 | 25, 26 | Внимание, самостоятель-ность | аргументированность, ясность речи, активность, коммуникативная культура, культура эмоций, умение слушать |
Задание под цифрой 3 – расшифровать ребус. Работают все команды, баллы начисляются по очерёдности выполнения работы. | 5 | 13 | Память | дисциплина, точность |
На 4 этапе учитель предлагает ознакомиться с высказываниями великих людей и определить, кому принадлежат данные слова. | 5 | 22-24 | аргументированность, мышление |
|
Физминутка. Направлена на сохранение здоровья детей. | 1 | Внимание Память |
||
Выбрав цифру 5, ребята попадают на этап «Конкурс капитанов», где они проявят находчивость и смекалку. При затруднении возможна помощь команд. | 5 | 4-6 | Внимание, память |
рефлексивность, аргументированность, ясность речи, активность, организованность, самостоятельность |
В конкурсе «Числа правят миром», зашифрованным под цифрой 6, нужно показать знания при работе с обыкновенными дробями. | 10 | 14-17, 20 | Внимание, память, мышление | ответственность, рефлексивность, самостоятельность |
Под цифрой 7 предложены устные задания на повторение. Вопросы задаются каждой команде по очереди. | 7 | 28, 29 | Внимание, память | точность и ясность речи, активность |
Большим подарком для детей будет приз, который спрятан под цифрой 8. | 1 | 30 | Дисциплина | культура эмоций |
В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность, проводит рефлексию, предлагая детям оценить свою деятельность на уроке | 3 | 31 | Дисциплина, внимание. | рефлексивность, аргументированность, ясность речи |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин.)
Учитель: Сегодня у нас необычное
повторение темы «Обыкновенные дроби».
Необычность урока состоит в том, что это будет
урок – игра, где вам предстоит пройти несколько
этапов, на которых вы будете решать
математические и логические задачи. Для этого
вам потребуются знания и умения работать с
обыкновенными дробями, смекалка и быстрота
реакции. Познакомлю вас с правилами игры. Вот они.
Это игра, в которой каждой команде
предоставляется право выбора любого вопроса,
скрытого под цифрами на прямоугольнике. Команды
игроков одновременно отвечают на один и тот же
вопрос, причём правильно ответивший первым,
лишает соперника возможности ответить на этот же
вопрос. Вопрос одного раунда оценивается в одно
очко. Бывает, что ответ той или иной команды
максимально близок к правильному. Преподаватель
выносит окончательное решение: признать ответ
правильным или нет. Побеждает команда, набравшая
наибольшее количество очков. Готовы? Тогда мы
начинаем.
Приложение. Слайд 2
Есть такая дробь у нас,
Про неё пойдёт весь сказ.
Она из чисел состоит,
А меж ними, как мосточек,
Дробная черта лежит.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
Приложение. Слайд 3. Командам по очереди предлагается назвать любую цифру, записанную на прямоугольнике.
Задание, скрытое под цифрой 1 – «Занимательные задачи» (Приложение. Слайд 7)
Приложение. Слайд 8.
Задача 1: Коля закопал свой дневник на глубину 5 метров, а Толя закопал свой дневник на глубину 12 метров. Археологи далёкого будущего когда–нибудь раскопают оба окаменевших дневника с большим количеством окаменевших двоек. В Колином дневнике они найдут 224 двойки, а в Толином – четвёртую часть этих двоек. Сколько всего окаменевших двоек найдут археологи в двух дневниках?
Приложение. Слайд 9. Задача 2: Один дедушка охотился в кухне на тараканов и убил 15, а ранил 2/5 от числа убитых. Половину тараканов дедушка ранил смертельно, и они погибли от ран. А остальные раненые тараканы выздоровели, но обиделись на дедушку, и ушли к соседям навсегда. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?
Приложение. Слайд 10. Задача 3: Апельсин, состоящий из некоторого количества равных долек, можно честно разделить на 5 частей и съесть всем вместе. Тогда каждому достанется по 3 дольки. А можно спрятаться в шкаф и быстро слопать весь апельсин в одиночестве. Сколько долек достанется тебе одному?
Приложение. Слайд 11. Задача 4: Двадцать две девочки, гуляя в лесу, нашли 88 грибов, а потом половина девочек потерялась. Во сколько раз количество найденных в лесу грибов больше, чем количество потерявшихся там же девочек?
Задание, скрытое под цифрой 2 – «Исторические сведения» (Приложение. слайд 25)
Дроби можно встретить не только в математике,
но и в жизни. Примером этому служит Приложение, слайд 26 – «Дроби
в музыке». После этого учитель предлагает
заслушать по одному из участников от каждой
команды, которые подготовили небольшие
сообщения о том, где ещё можно встретить дроби,
кроме математики.
Задание, скрытое под цифрой 3 – «Расшифруй ребус»
(Приложение. Слайд 12)
Обучающимся предлагается составить слово,
используя первые буквы ответов.
Приложение. Слайд 13
- Название закона, расставляющего скобки.
- Название числа 3 для уравнения x + 2 = 5.
- Царица математики.
- a/в, название «в»
- x3, другое название степени.
- Первая буква алфавита. Ответ: сказка
Задание, скрытое под цифрой 4 – «Кому принадлежат данные слова?» (слайд 21)
Приложение. Слайд 22.
Задание 1: Перед вами портреты великих
людей: Цицерона, Евклида и Эйлера. Кто из них
является автором строк: «Без знаний дробей никто
не может признаваться знающим арифметику»
Ответ 1. Цицерон Марк Туллий, римский
политический деятель, оратор и писатель.
Сторонник республиканского строя. Из сочинений
сохранились58 судебных и политических речей, 19
трактатов по риторике, политике, философии и
более 800 писем. Сочинения Цицерона – источник
сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
Приложение. Cлайд 23. Задание 2: У кого сохранилась поговорка «Попасть в дроби означает попасть в трудное положение» Ответ 2. У немцев.
Приложение. Слайд 24.
Задание 3: Кто из этих знаменитых людей, чьи
фамилии вы видите на слайде, сделал интересное и
меткое «арифметическое» сравнение, что человек
подобен дроби, числитель которой есть то, что
человек представляет собой, а знаменатель – то,
что он думает о себе. Чем большего мнения о себе
человек, тем больше знаменатель, а значит, тем
меньше дробь. Ответ 1. Л.Н. Толстой
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой
проявлял особый интерес к математике и её
преподаванию, много лет преподавал начала
математики в основанной им же Яснополянской
школе и написал оригинальный учебник
«Арифметики».
Задание, скрытое под цифрой 5 – «Конкурс капитанов» (Приложение. слайд 4)
Очередной конкурс начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи!
Приложение. Слайд 5. Задание 1: Разделить торт на 8 частей.
Проведя один разрез, получим 2 части, два
разреза – 4 части, три разреза – 6 частей. А как
разрезать торт на 8 частей тремя прямолинейными
разрезами?
Ответ: Одним разрезом делим торт на 2 коржа.
Двумя другими разрезами делим каждый корж на 4
части.
Приложение. Слайд 6. Задание 2: Переложить спичку так, чтобы из дроби 1/7 вышла 1/3.
Ответ:
Задание, скрытое под цифрой 6 – «Числа правят миром»
Приложение. Слайд 14.
Где ни будешь, хоть за партой, хоть на даче,
Не ленись, трудись, учись решать задачи.
Приложение. Слайд 15.
Задача 1: Коробка из под конфет имеет форму
прямоугольного параллелепипеда. Её длина равна 28
см, ширина составляет длины, а высота – ширины. Найдите объём
коробки.
Приложение. Слайд 16.
Задача 2: Длина прямоугольника м, ширина на м. больше длины.
Найдите периметр прямоугольника.
Приложение. Слайд 17.
Задача 3: Прямоугольник разделили на 8 равных
частей. Закрасили сначала прямоугольника, потом , потом . Весь ли прямоугольник закрасили?
Приложение. Слайд 20.
Задача 4: Сложите числа 64 и числа 18.
Задание, скрытое под цифрой 7 – «Отвечай, не
робей, дай ответ поскорей!» (Приложение,
слайды 27-28)
- Сколько минут в половине часа?
- Сколько граммов в половине килограмма?
- Сколько часов в одной трети суток?
- Сколько килограммов в четверти тонны?
- Сколько копеек составляет рубля?
- От мотка телефонного провода длиной 12 м. отрезали его четвёртую часть. Сколько метров провода осталось в мотке?
- Какую часть отрезка АВ составляет отрезок АD? (по рисунку)
Приложение. Слайд 29. Задание 1: Какая часть окружности закрашена? (по рисунку)
Задание 2: Площадь прямоугольника равна 56м2. Сколько м2 площади будет закрашено, если закрасить: а) одну клеточку; б) 2 клеточки; в) 3 клеточки; г) 4 клеточки; д) 5 клеточек?
Задание, скрытое под цифрой 8 – «Приз!»
(Приложение, слайд 30)
Команде, назвавшей данную цифру, вручается
сладкий приз.
Учитель: Вот и подошла к концу наша игра. Каждый из вас, и победитель, и побеждённый сегодня получит приз – хорошую оценку. Потому, что все вы размышляли, решали и рассуждали. Может быть не совсем правильно, но зато сами, а это самое главное. Каждого из вас я попрошу оценить свою работу на уроке (появляется слайд 31, Приложение). Если вы получили удовольствие от урока, выбираете фигуру 1.Если вы считаете, что поработали сегодня нормально, выберите фигуру 2. А если вы остались недовольны своей работой, выберите фигуру 3.
Литература:
- Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Арифметика. Пособие для самообразования. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.
- Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
- Кузьминых Л.А. Математика в стихах. – Томск: РЦРО, 2007.
- Г. Остер «Занимательные задачи»