Сценарий урока по математике в 5-м классе "Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика


Тема: «Обыкновенные дроби».

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях;
  • повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор;
  • развить у обучающихся интерес к занятиям математикой;
  • углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;
  • воспитывать волю, упорство в достижении цели.
  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.

Учебно-методическое обеспечение: Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2008.

Время реализации занятия – 80 минут.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Авторский медиапродукт – наглядная презентация (операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point)

Медиапродукт:

I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

II. Структура презентации:


п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация № Слайда
1 Организационный момент. 2 мин.  
2 Вступление. 3 мин. № 2-3
3 Повторение материала прошлых уроков (работа в группах) 30 мин. №7-20
4 Устные упражнения. 5 мин. №28-29
5 Конкурс капитанов. 5 мин. №4-6
6 Выступления обучающихся (сообщения). 12 мин. №25-26
7 Работа с классом. 10 мин. №21-24
8 Подведение итогов игры, награждение. 5 мин.  
9 Рефлексия. 4 мин. №31.

III. Схема взаимосвязи кадров презентации:

Взаимосвязь других кадров презентации аналогична.

IV. Содержание кадров:

1. Титульный лист.
2. Вхождение в тему.
3. Выбери цифру.
4. Конкурс капитанов. 
5-6. Задания для конкурса капитанов.
7-11. Занимательные задачи.
12-13. Расшифруй ребус.
14-20. Решение задач на отработку действий с обыкновенными дробями.
21-24. Кому принадлежат данные слова?
25-26. Исторические сведения.
27-29. Отвечай, не робей, дай ответ поскорей!
30. Вы выиграли приз!
31. Подведение итогов. Рефлексия.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения, уровневая дифференциация)

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, спички, сообщения обучающихся, сладкий приз.

Оформление аудитории: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе» (М.И.Калинин)

План занятия

Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок. 2
Целевая установка Определение  темы и   целей работы на уроке. Восприятие 3
3 Актуализация знаний Проверка знаний учащихся, полученных ранее. Устное и письменное решение задач, работа с текстом 30
4 Физминутка.  Направлена на сохранение здоровья детей.   2
5 Решение проблемных вопросов Организация групповой работы по открытию новых знаний. Групповая работа. 30
6 Итог урока. Рефлексия. Анализирует, подводит итоги. Дают оценку своей работы на уроке. 5

Карта занятия.

Комментарий хода урока

Время (мин) Слайд

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Оргмомент. Проверка готовности к уроку, объединение в группы.  Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок. 1   Внимание организованность,
аккуратность
Вхождение в тему. Детям предлагается небольшое стихотворение, в основу которого заложена тема урока.
Ребята определяют тему урока.
2 2 Внимание рефлексивность,
самостоятельность,
мышление
Стадия вызова.  Команды по очереди называют любую цифру, записанную на прямоугольнике. Под каждой цифрой скрыто задание. Командам даётся время на обсуждение вопроса.   3 Внимание, память самостоятельность,
системность,
аргументированность,
ясность речи,
активность,  
культура эмоций,
коммуникативная культура
Выбрав цифру 1, ребята попадают на этап «Занимательные задачи», где им будет предложено решить 4 задания. Получает балл та команда, которая первой даст правильный ответ. 12 8-11 Внимание, память, мышление самостоятельность, коммуникативная культура
Выбрав цифру 2, ребята попадают на этап «Исторические сведения», на котором они узнают, что дроби встречаются не только в математике, но и в других сферах деятельности человека, например, в музыке. Здесь же предлагается заслушать сообщения обучающихся. 10 25, 26 Внимание, самостоятель-ность аргументированность,
ясность речи,
активность,
коммуникативная культура,
культура эмоций,
умение слушать
Задание под цифрой 3 –  расшифровать ребус. Работают все команды, баллы начисляются по очерёдности выполнения работы.   5 13 Память дисциплина, точность
На 4 этапе учитель предлагает ознакомиться с высказываниями великих людей и определить, кому принадлежат данные слова. 5  22-24   аргументированность,
мышление
Физминутка. Направлена на сохранение здоровья детей. 1   Внимание
Память
 
Выбрав цифру 5, ребята попадают на этап «Конкурс капитанов», где они проявят находчивость и смекалку. При затруднении возможна помощь команд. 5 4-6 Внимание,
память
рефлексивность,
аргументированность,
ясность речи, активность,
организованность,
самостоятельность
В конкурсе «Числа правят миром», зашифрованным под цифрой 6, нужно показать знания при работе с обыкновенными дробями. 10 14-17, 20 Внимание, память, мышление ответственность,
рефлексивность,
самостоятельность
Под цифрой 7 предложены устные задания на повторение. Вопросы задаются каждой команде по очереди. 7 28, 29 Внимание, память точность и ясность речи, активность
Большим подарком для детей будет приз, который спрятан под цифрой 8. 1 30 Дисциплина культура эмоций
В заключение урока учитель предлагает  определить ценность урока, его полезность,  проводит рефлексию, предлагая детям оценить свою деятельность на уроке 3  31  Дисциплина, внимание. рефлексивность,
аргументированность,
ясность речи

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель: Сегодня у нас необычное повторение темы «Обыкновенные дроби». Необычность урока состоит в том, что это будет урок – игра, где вам предстоит пройти несколько этапов, на которых вы будете решать математические и логические задачи. Для этого вам потребуются знания и умения работать с обыкновенными дробями, смекалка и быстрота реакции. Познакомлю вас с правилами игры. Вот они.
Это игра, в которой каждой команде предоставляется право выбора любого вопроса, скрытого под цифрами на прямоугольнике. Команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответивший первым, лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Вопрос одного раунда оценивается в одно очко. Бывает, что ответ той или иной команды максимально близок к правильному. Преподаватель выносит окончательное решение: признать ответ правильным или нет. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Готовы? Тогда мы начинаем.

Приложение. Слайд 2

Есть такая дробь у нас,
Про неё пойдёт весь сказ.
Она из чисел состоит,
А меж ними, как мосточек,
Дробная черта лежит.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.

Приложение. Слайд 3. Командам по очереди предлагается назвать любую цифру, записанную на прямоугольнике.

Задание, скрытое под цифрой 1 – «Занимательные задачи» (Приложение. Слайд 7)

Приложение. Слайд 8.  

Задача 1: Коля закопал свой дневник на глубину 5 метров, а Толя закопал свой дневник на глубину 12 метров. Археологи далёкого будущего когда–нибудь раскопают оба окаменевших дневника с большим количеством окаменевших двоек. В Колином дневнике они найдут 224 двойки, а в Толином – четвёртую часть этих двоек. Сколько всего окаменевших двоек найдут археологи в двух дневниках?

Приложение. Слайд 9. Задача 2: Один дедушка охотился в кухне на тараканов и убил 15, а ранил 2/5 от числа убитых. Половину тараканов дедушка ранил смертельно, и они погибли от ран. А остальные раненые тараканы выздоровели, но обиделись на дедушку, и ушли к соседям навсегда. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?

Приложение. Слайд 10. Задача 3: Апельсин, состоящий из некоторого количества равных долек, можно честно разделить на 5 частей и съесть всем вместе. Тогда каждому достанется по 3 дольки. А можно спрятаться в шкаф и быстро слопать весь апельсин в одиночестве. Сколько долек достанется тебе одному?

Приложение. Слайд 11. Задача 4: Двадцать две девочки, гуляя в лесу, нашли 88 грибов, а потом половина девочек потерялась. Во сколько раз количество найденных в лесу грибов больше, чем количество потерявшихся там же девочек?

Задание, скрытое под цифрой 2 – «Исторические сведения» (Приложение. слайд 25)

Дроби можно встретить не только в математике, но и в жизни. Примером этому служит Приложение, слайд 26 – «Дроби в музыке». После этого учитель предлагает заслушать по одному из участников от каждой команды, которые подготовили небольшие сообщения о том, где ещё можно встретить дроби, кроме математики. 
Задание, скрытое под цифрой 3 – «Расшифруй ребус» (Приложение. Слайд 12)
Обучающимся предлагается составить слово, используя первые буквы ответов.

Приложение. Слайд 13

  1. Название закона, расставляющего скобки.
  2. Название числа 3 для уравнения x + 2 = 5.
  3. Царица математики.
  4.  a/в, название «в»
  5. x3, другое название степени.
  6. Первая буква алфавита. Ответ: сказка

Задание, скрытое под цифрой 4 – «Кому принадлежат данные слова?» (слайд 21)

Приложение. Слайд 22. Задание 1:  Перед вами портреты великих людей: Цицерона, Евклида и Эйлера. Кто из них является автором строк: «Без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику»
Ответ 1. Цицерон Марк Туллий, римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона – источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Приложение. Cлайд 23. Задание 2: У кого сохранилась поговорка «Попасть в дроби означает попасть в трудное положение»  Ответ 2. У немцев.

Приложение. Слайд 24. Задание 3: Кто из этих знаменитых людей, чьи фамилии вы видите на слайде, сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. Ответ 1. Л.Н. Толстой
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».

Задание, скрытое под цифрой 5 – «Конкурс капитанов» (Приложение. слайд 4)

Очередной конкурс начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи!

Приложение. Слайд 5. Задание 1: Разделить торт на 8 частей.

Проведя один разрез, получим 2 части, два разреза – 4 части, три разреза – 6 частей. А как разрезать торт на 8 частей тремя прямолинейными разрезами?
Ответ: Одним разрезом делим торт на 2 коржа. Двумя другими разрезами делим каждый корж на 4 части.

Приложение. Слайд 6. Задание 2: Переложить спичку так, чтобы из дроби 1/7 вышла 1/3.

Ответ:    

Задание, скрытое под цифрой 6 – «Числа правят миром»

Приложение. Слайд 14.

Где ни будешь, хоть за партой, хоть на даче,
Не ленись, трудись, учись решать задачи.

Приложение. Слайд 15. Задача 1: Коробка из под конфет имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Её длина равна 28 см, ширина составляет  длины, а высота –  ширины. Найдите объём коробки.
Приложение. Слайд 16. Задача 2: Длина прямоугольника  м, ширина на  м. больше длины. Найдите периметр прямоугольника.
Приложение. Слайд 17. Задача 3: Прямоугольник разделили на 8 равных частей. Закрасили сначала  прямоугольника, потом , потом . Весь ли прямоугольник закрасили? 
Приложение. Слайд 20. Задача 4: Сложите  числа 64 и  числа 18.
Задание, скрытое под цифрой 7 – «Отвечай, не робей, дай ответ поскорей!» (Приложение, слайды 27-28)

  1. Сколько минут в половине часа?
  2. Сколько граммов в половине килограмма?
  3. Сколько часов в одной трети суток?
  4. Сколько килограммов в четверти тонны?
  5. Сколько копеек составляет  рубля?
  6. От мотка телефонного провода длиной 12 м. отрезали его четвёртую часть. Сколько метров провода осталось в мотке?
  7. Какую часть отрезка АВ составляет отрезок АD? (по рисунку)

Приложение. Слайд 29. Задание 1: Какая часть окружности закрашена? (по рисунку)

Задание 2: Площадь прямоугольника равна 56м2. Сколько м2 площади будет закрашено, если закрасить: а) одну клеточку; б) 2 клеточки; в) 3 клеточки; г) 4 клеточки; д) 5 клеточек?

Задание, скрытое под цифрой 8 – «Приз!» (Приложение, слайд 30)
Команде, назвавшей данную цифру, вручается сладкий приз.

Учитель: Вот и подошла к концу наша игра. Каждый из вас, и победитель, и побеждённый сегодня получит приз – хорошую оценку. Потому, что все вы размышляли, решали и рассуждали. Может быть не совсем правильно, но зато сами, а это самое главное. Каждого из вас я попрошу оценить свою работу на уроке (появляется слайд 31, Приложение). Если вы получили удовольствие от урока, выбираете фигуру 1.Если вы считаете, что поработали сегодня нормально, выберите фигуру 2. А если вы остались недовольны своей работой, выберите фигуру 3.

Литература:

  1. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Арифметика. Пособие для самообразования. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.
  2. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Кузьминых Л.А. Математика в стихах. – Томск: РЦРО, 2007.
  4. Г. Остер «Занимательные задачи»