Тема: Внимание. Развитие внимания.
Цели:
- знакомство с понятием «внимание»;
- расширение представлений о различных способах поддержания и увеличения его объёма;
- объяснение необходимости развития внимания для успешного обучения в школе;
- изучение в ходе занятия упражнений и игр по развитию внимания;
- укрепление детско-родительских отношений.
Форма проведения: занятие – тренинг для второклассников и их родителей.
Участники: классный руководитель, учащиеся 2 класса, родители учащихся 2-го класса, школьный психолог.
Подготовка:
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей «Выбор пути»
1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?
Да; трудно сказать; нет.
2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?
Да; трудно сказать; нет.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?
_________________________________________________________________
3. Анализ результатов анкетирования родителей,
который проводится классным руководителем
совместно со школьным психологом и
председателем родительского комитета класса.
4. Подготовка совместно со школьным
библиотекарем выставки книг, статей из журналов
и газет о внимании и других познавательных
процессах.
5. Приглашение школьного психолога для участия в
родительском собрании, обсуждение и разработка с
ним методических аспектов показа родителям игр и
упражнений для развития внимания младших
школьников.
6. Подготовка для игровых групп необходимого
дидактического материала.
7. Подготовка для родителей памяток
«Рекомендации для развития внимания».
Оформление, оборудование и инвентарь: мультимедийная презентация; выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребёнка; оборудованные игровые места для детско-родительских групп; дидактический материал, листы с описанием игр, сигнальные карточки (для обратной связи); памятки для родителей «Рекомендации для развития внимания»; наглядно-демонстрационный материал; реквизит для игр: флажок, игрушка «Собачка», геометрические фигуры (кружки, квадраты), листы с описанием игр.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Приложение 1. Слайд 1: «Дитя – драгоценность, но еще большая драгоценность его воспитание». Туркменская пословица.)
1. Организация учащихся. Мотивация. Сообщение темы. Постановка учебных задач (проводит учитель)
Звенит наш звонок, заливается!
Занятие для детей и взрослых начинается!
(Учитель подаёт звонок)
– Добрый вечер, дорогие наши ученики! Садитесь. Не подумайте, пожалуйста, что я оговорилась. На нашем сегодняшнем необычном занятии и школьники немного необычные. Все присутствующие в классе – это ученики – второклассники. Давайте поприветствуем друг друга тоже необычным способом. Каждый берёт за руку своего соседа слева так, чтобы получился ровный круг. Улыбнитесь друг другу и почувствуйте тепло рук тех, кто находится рядом с вами. Молодцы! Опустите руки.
Поиграть пришла пора.
Ждёт нас дружная игра.
Вы готовы, дети? ( Да!)
– Отгадайте, о ком будет игра?
Загадка:
Снится ночью пауку Прилетит – плохи дела.
Чудо-юдо на суку. А кого паук боится?
Длинный клюв и 2 крыла… Угадали? Это … (Птица)
Вот мы и посмотрим, хорошо ли вы знаете птиц?
Игра «Птица – не птица»
Описание игры:
Веселая игра на внимание и знание птиц. Ведущий читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросить детей, что неправильно. Уточнить: «А муха – это кто?»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Аисты, кукушки,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки –
и спасибо шутке!
Подведение итога игры:
– Подумайте и скажите, какое качество помогло вам победить в игре? (Внимание.) Молодцы! Конечно, внимание! Сегодня на нашем занятии мы и поговорим о важном психическом качестве – ВНИМАНИЕ. Узнаем, что такое ВНИМАНИЕ; кого и почему называют внимательным человеком; что нужно делать, чтобы научиться быть внимательным; зачем это нужно.
2. Основная часть (проводит психолог)
1) Введение понятия «Внимание».
– Успехи человека в учебе, работе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С.Я. Маршака:
Жил человек рассеянный Оказалось, это брюки…
На улице Бассейной. Вместо шапки на ходу
Сел он утром на кровать, Он надел сковороду,
Стал рубашку надевать, Вместо валенок перчатки
В рукава просунул руки – Натянул себе на пятки…
– Как часто некоторые из нас, бывают, похожи на такого рассеянного человека. Ему трудно сконцентрироваться, он часто отвлекается, из-за этого возникает множество проблем. А что же такое ВНИМАНИЕ с точки зрения психофизиологии? Давайте обратимся к нашему помощнику – словарю, но не орфографическому, а психологическому.
Внимание детей обращается на выставку психологических словарей. Демонстрируется слайд 2. Психолог в доступной форме раскрывает понятие «внимание».
(Приложение 1. Слайд 2: «Что такое внимание?» Внимание – это сосредоточенность человека на каком-то предмете или явлении.)
– А что значит сосредоточенность человека? (Ответы детей и родителей.) Внимание тесно связано с интересами и потребностями человека. Чаще всего человек обращает внимание на то, что ему интересно, что в данный момент ему необходимо.
Информация для родителей:Внимание – это направленность сознания на какой-либо объект или явление и сосредоточенность на нём. Внимание тесно связано с установками, интересами и потребностями личности. Внимание осуществляет взаимосвязь личности и объекта. Чем более значим объект, тем напряжённее идёт работа сознания.
2) Проверка уровня внимания. Тестирование
– Уважаемые ученики, знаете ли вы, кто
такой внимательный человек? (Ответы детей)
– А как вы думаете, обязательно ли нужно
быть внимательным? (Ответы детей)
– Приведите примеры, когда вам приходилось
быть очень внимательными. (Дети приводят
примеры, вспоминают конкретные ситуации.)
– Хорошо! А теперь мы узнаем, насколько
вы внимательны. (Предлагается
психологический тест на проверку внимания.)
Тест на внимательность «Найди различия в картинках»
Детям и взрослым предлагается по 2 картинки. Их задача за 2 минуты найти отличия в картинках. (Через 2 минуты открывается слайд 3 с интерпретацией теста.)
Оценка результатов:
– А теперь подсчитайте количество найденных вами различий.
- 10 различий – очень высокий уровень внимательности;
- 8-9 различий – выше среднего;
- 4-7 различий – средний уровень;
- 2-3 различия – низкий уровень;
- 0-1 различие – очень низкий уровень развития внимательности.
Подведение итога теста:
– Мы убедились, что у всех нас внимание развито по-разному: у кого-то хорошо, у кого-то – не очень. Оказывается, ВНИМАНИЕ надо развивать и тренировать! Этим мы сейчас и займёмся.
3) Развитие и тренировка внимания. Игры и упражнения
Игра 1 «Летела корова»
Описание игры:
Все игроки берутся за руки, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Веселый стишок:
Летела корова, сказала слово.
Какое-то слово сказала корова.
Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из–под завершающего хлопка. Побывать в роли ведущего должен каждый участник, таким образом, игра проводится несколько раз.
Подведение итога игры:
– Ребята, сосредоточьте своё внимание и попробуйте догадаться, что же могла сказать корова? (Ответы детей. Правильный ответ: - «Му»)
(Демонстрируется слайд 4: «Корова мычит».)
– Молодцы, правильно. Мир, в котором мы живем, полон разных звуков! Мы должны к ним прислушиваться и правильно их различать. Продолжаем играть и развивать своё внимание. Следующая игра «Песня».
Игра 2 «Песня»
Описание игры: Психолог предлагает всем участникам встать в круг и спеть всем хором песню «В траве сидел кузнечик», но не совсем обычным способом. По первому хлопку ведущего все дружно начинают петь песню, по второму – пение продолжается, но про себя, по третьему хлопку – вновь поют вслух. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.
(Открывается слайд № 5, Приложение 1 с поющими человечками и со словами «Молодцы».)
Подведение итога игры:
– Молодцы! Ни разу не сбился тот, кто был самый внимательный, а это значит, слушал музыку и хорошо знал текст песни. А теперь поиграем в игру, которая называется «Найдите спрятанные слова».
Игра 3 «Найдите «спрятавшиеся» слова»
Описание игры: Всем участникам предлагается
найти «спрятавшиеся» слова из предложенных букв:
бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
(На слайде 6, Приложение 1 появляются слова: солнце, стол, окно, машина, роза, жара, сумка, рыба.)
Подведение итога игры:
– При помощи чего вам удалось увидеть все эти слова? Давайте вместе скажем это главное слово (все участники вместе называют слово «Внимание»)
Игра 4 «Торопись, да не ошибись»
(Для игры необходимы различные предметы. Игра направлена на переключение внимания).
Описание игры: У ведущего за ширмой различные предметы: красная лента, белый флажок, зелёный кружок, жёлтый квадрат, игрушка- собачка. Ведущий показывает различные предметы по очереди. Дети должны изобразить этот предмет каким-то определённым (закреплённым за данным предметом) действием: красная лента – помахать рукой; белый флажок – встать; зелёный кружок – покружиться вокруг себя; жёлтый квадрат – присесть; игрушка – собачка – повилять хвостиком.
Подведение итога игры:
– Понравилась игра? Почему всем было весело и интересно? (Старались быть внимательными, следили за символами, помнили значение каждого предмета.)
(Открывается слайд 7, Приложение 1 «Быть внимательным – это здорово!»)
3. Заключительный этап. Итоговое обобщение(проводит учитель)
1) Обобщение
В учёбе, в игре, в любом труде необходимо одно из
важных и главных психических качеств – ВНИМАНИЕ.
На занятии мы убедились, что существует
множество способов, различных игр на развитие и
тренировку внимания. И развивать внимание можно
не только в школе, но и дома, в своей семье.
Предлагаем прослушать некоторые советы, с
которыми познакомят нас ребята.
(Выходит группа учащихся. Читают стихи.)
Ученик 1:
Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться!
Ученик 2:
Чтоб доволен был учитель,
На уроках не шалите.
Вы трудитесь, не ленитесь,
И внимательно учитесь.
Ученик 3:
Просто книгу не листайте,
А внимательно читайте!
Ученик 4:
Прошу по школе не носиться,
И не шуметь, и не беситься,
И без вниманья не резвиться!
Ученик 5:
Все домашние заданья
Выполняйте со вниманьем!
Ученик 6:
Всё, что нужно на уроки,
Ты с вниманьем собери.
Чтобы не было мороки,
Ты при этом не спеши.
Ученик 7:
Если будешь хорошо,
Внимательно учиться,
Знай, всё в жизни у тебя
Может получиться!
2) В качестве решения родительского
собрания предлагаются следующие
рекомендации родителям: помогите вашим детям
стать внимательными; приобретайте, читайте и
используйте книги, в которых можно найти
упражнения и игры, способствующие развитию
внимания; играйте вместе с детьми в различные
игры, развивающие все свойства внимания;
научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры
называют «школой внимания»; не забывайте о
спортивных и подвижных играх, благодаря которым
можно развивать не только силу и ловкость, но и
внимание, воображение, быстроту мышления; учите
детей быть наблюдательными – умеющими замечать
изменения, происходящие в окружающем мире,
видеть необычное в обычном, незнакомое – в
знакомом.
А чтобы вы могли самостоятельно заниматься
развитием и тренировкой внимания, мы подготовили
вам специальные памятки «Рекомендации для
развития внимания» (Приложение
2).
(Дети раздают родителям заранее подготовленные памятки.)
3) Рефлексия. Оценка.
На столах конверты с разноцветными квадратиками.
– Дорогие ребята, уважаемые взрослые, подошло к завершению наше занятие. Вот вам последнее задание. Попробуйте продолжить фразу: «Сегодня на занятии мы поняли, что внимание …». А ещё хотелось бы узнать, понравилось ли вам занятие? Выразить своё отношение помогут символы.
(Приложение 1. Слайд 8: «Значение символов»)
– Посмотрите, что обозначает цвет квадратиков: красный квадратик – «понравилось»; зелёный квадратик – «не очень понравилось»; синий квадратик – «не понравилось».
(Каждый выбирает свой символ и показывает учителю и психологу, высказывая тем самым своё отношение к занятию.)
4) Минута благодарности
– Всем спасибо за внимание! До следующих встреч!
(Приложение 1. Слайд 9: «Всем спасибо за внимание! До следующих встреч!»)
Используемая литература:
1. Формы взаимодействия учителя с родителями в
начальной школе / сост. Н.А. Касаткина. –
Волгоград: Учитель, 2005.
2. Калейдоскоп родительских собраний:
Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н.
Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Локалова Н.П. 120 уроков развития младших
школьников (психологическая программа развития
когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). Ч.1,2. Книга
для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
«Ось-89», 2006.
4. Газета «Здоровье детей» №20, 16-31 октября / 2006; №21,
1-15 ноября /2006.
5. Педагогика здоровья. Программа и методическое
руководство для учителей начальных классов. Под
редакцией В.Н. Касаткина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.