Тема: «Умножение и деление обыкновенных дробей».
Цель: систематизировать знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей. Упрочить знания слабоуспевающих учеников, упрочить и расширить знания среднеуспевающих школьников, расширить и углубить знания хорошо и отлично успевающих учащихся.
ХОД УРОКА
I. Работа с классом
Устные задания (условия записаны на доске).
1. Исключить лишнее число
а) ; 0,25; 25%;
Ответ: .
б) ; ; ; ; ; ; Ответ: .
в) ; ; ;
Ответ: .
2. Как, используя распределительное свойство умножения, можно быстро сосчитать?
а) 2 *
7 Ответ: (2 + ) * 7 = 2 * 7 + * 7 = 14 + = 14 = 14.
б) 3 * 5
Ответ: 15.
3. Решить задачу.
I вариант.
Белые журавли устраивают свои гнезда только в Якутии и на Оби. В Якутии их на 20% больше, чем на Оби, от общего числа белых журавлей, сохранившихся в природе. Сколько белых журавлей сохранилось в природе, если в Якутии на 60 особей больше, чем на Оби?
20% = 0,2;
60: = 300
(журавлей).
Ответ: 300.
II вариант
Куколки бабочек выносят температуру 60 холода, что составляет температуры, которую выдерживают бабочки, и температуры, которую выдерживают гусеницы бабочек. Определить, сколько градусов холода выдерживают бабочки и их гусеницы?
6 : = 90
(бабочки);
6 : = 450
(гусеницы).
Ответ: 90 и 450.
Письменная работа (задания на доске).
1. Слово зашифровано примером. Порядок действий — порядок букв в слове. Решаем у доски «эстафетой» (выходить к доске по 1 человеку, одно действие – один человек).
I вариант.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение:
1) – а;
2) – к;
3) – у;
4) – з;
5) – м;
6) – а.
Ответ: акузма.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II вариант
Решение:
1) – м;
2) – а;
3) – т;
4) – е;
5) – м;
6) – а.
Ответ: матема.
Историческая справка (дает учитель)
Акузма – священное изречение.
Матема – учение, знания, полученные через
размышления.
V век. Древняя Греция.
Древние греки знали 4 матема:
- учение о числах (арифметика);
- теория музыки (гармония);
- учение о фигурах и измерениях (геометрия);
- астрономия и астрология.
В это время было 2 направления в науке. Первое
возглавлял Пифагор, второе – Гиппас
Метапонтский.
Пифагор считал, что знания – это священное
писание, а наука – дело тайное, только для
посвященных. Никто не имеет права делиться
своими открытиями с посторонними. Пифагор и его
ученики назывались акузматиками.
Гиппас Метапонтский считал, что матема доступна
всем, кто способен к продуктивным размышлениям, и
называл себя и своих учеников математиками.
Победило второе направление.
Так в V веке возникло слово «математика».
2. Решить уравнение (решает 1 ученик на доске).
Решение.
;
;
;
;
.
Ответ: x = 5.
II. Работа по группам
1 группа – слабоуспевающие учащиеся
2 группа – среднеуспевающие школьники
3 группа – хорошо и отлично успевающие ученики
Задания на карточках для 1 группы.
Решить уравнения
1)
Ответ: ;
2)
Ответ: ;
3)
Ответ: 3;
4)
Ответ: .
Ученики самостоятельно решают уравнения на двойных листочках с копиркой. Один листок сдают учителю, а по другому проверяют свое решение. Решение с помощью кодоскопа проецируется на экран в конце урока учителем, чтобы каждый ученик мог проверить работу сам.
Ученикам 2 группы и 3 группы предлагается решить текстовую задачу уравнением. Условие задачи записано на доске. Задачу решают под руководством учителя.
Задача. Лошадь съедает 1 воз сена за месяц, коза за 2 месяца, овца за три месяца. Месяц – 30 дней. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?
Вопрос ученикам: Воз сена – это сколько? (какое-то определенное количество, т.е. 1 – все сено)
Решение.
Пусть за х дней съедят все сено, тогда за 1 день
вместе животные съедят часть сена; часть сена съест лошадь за 1 день; часть сена
съест коза за 1 день; часть сена съест овца за 1 день; часть сена
съедят вместе за 1 день. Так как животные в 1 день
съедают вместе одно и то же количество сена, то
составим уравнение (решает уравнение только
группа 3 на листочках):
= .
Ответ: дня.
2 группа учеников получает карточки с заданиями и двойные листочки с копиркой. Проверка решений уравнений с помощью кодоскопа в конце урока. Один листок сдают учителю, а по второму сами проверяют.
Решить уравнения:
1)
Ответ: ;
2)
Ответ: ;
3)
Ответ: ;
4)
Ответ: .
Представьте в виде дроби выражение . Ответ: .
3 группа учеников получает карточки с заданиями и двойные листочки с копиркой. Проверка решений аналогична.
Решить уравнения:
1) =
Ответ: ;
2)
Ответ: ;
3)
Ответ: ;
4)
Ответ: 3.
Представьте в виде дроби выражение . Ответ: .
III. Заключение
Проверка решений самостоятельных заданий. Разбор ошибок.