УЭ – 0:
ЦЕЛЬ: в ходе работы над УЭ учащиеся должны:
- Сформировать понятие площади многоугольника;
- Вспомнить единицы измерения площадей и формулы для нахождения площади прямоугольника и квадрата;
- Усвоить свойства измерения площадей;
- Рассмотреть решение типовых задач по теме;
- Проверить уровень усвоения материала (промежуточный контроль)
УЭ – 1: словесный. /Повторение, объяснение нового материала/.
Фронтальная беседа /устно ответить на вопросы учителя/
1. Что называется многоугольником?
2. Назовите элементы многоугольника.
3. Что такое в вашем понимании площадь многоугольника?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: площадь многоугольника – величина той части плоскости, которую занимает многоугольник.
Измерение площадей проводится с помощью выбранной единицы измерения аналогично измерению длин отрезков.
За единицу измерения площади принимают квадрат, сторона которого равна единице измерения отрезков. Так, если отрезки измеряют в сантиметрах, то за единицу измерения площадей принимают квадрат со стороной 1 см – 1 см2.
4. Какие единицы измерения площади вам известны? /1 см2, 1 мм2, 1 дм2, 1 м2, 1 ар = 1 сотка = 100 м2, 1 га = 10000м2, 1 км2 = 1000000м2/
При выбранной единице измерения площадь многоугольника выражается положительным числом. Это число показывает, сколько раз единица измерения и её части укладываются в данном многоугольнике.
Если форма многоугольника сложная, то данный процесс усложняется, и на практике неудобен.
Поэтому обычно измеряют некоторые отрезки, связанные с многоугольником, и затем вычисляют площадь многоугольника по специальным формулам.
Вывод этих формул основан на свойствах площадей.
5. Какие многоугольники называются равными? /Если они совмещаются наложением/
6. Как вы считаете, что можно сказать о площадях равных многоугольников? /Они равны/
Верно! Если два многоугольника равны, то единицы измерения укладываются в таких многоугольниках одинаковое число раз, т.е. имеет место следующее свойство:
Свойство 1. Равные многоугольники имеют равные площади.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: многоугольники, имеющие равные площади, называются равновеликими.
При этом форма таких фигур может быть различной!
S1 = S2
7. Как поступить, если многоугольник сложной формы? (см. рисунок выше)
Разбить его на части.
Свойство 2. Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей его частей.
S = S1 + S2 + S3
Свойства 1 и 2 называются основными свойствами измерения площадей.
Свойство 3. Площадь квадрата равна квадрату его стороны.
S = a2
8. Как найти площадь прямоугольника?
ТЕОРЕМА: площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон.
Дано: ABCD – прямоугольник, S – площадь ABCD, AD = a, AB = b.
Доказать: S = ab.
Доказательство.
Достроим прямоугольник ABCD до квадрата со стороной (a + b).
По свойству 3 Sквадрата = (a + b)2. С другой стороны, по свойству 2
Sквадрата = a2 + b2 + S + S. Приравнивая эти равенства, получаем
a2 + b2 + S + S = (a + b)2. Откуда a2 + b2 + 2S = a2 + 2ab + b2. Тогда 2S = 2ab. Значит S = ab.
Теорема доказана
УЭ – 2: (словесный). /Закрепление/
ЗАДАНИЕ: устно ответить на вопросы учителя
- a = 4м, b = 2,5м; S - ? /10м2/
- a = 1дм, b = 8см; S - ? /80см2/
- S = 7см2, b = 3см; a - ? /см/
- S = 15м2, a = 2м; b - ? /7,5м/
- Решить задачу по готовому чертежу.
- Как изменится площадь прямоугольника, если его длину увеличить в 3 раза? /увеличится в 3 раза/
УЭ – 3: (практический). /Отработка навыка решения типовых задач/.
№ 455.
Дано: a1 = 5,5м, b1 = 6м, a2 = 30см, b2 = 5см.
Найти: n
Решение.
S1 = 33м2, S2 = 0,015м2, n = S1: S2 = 2200 штук.
№ 458.
Дано: a = 220м, b = 160м, P1 = P2.
Сравнить: S1 и S2
Решение.
S1 = 35200м2, P1 = 2(220 + 160) = 760м, значит и P2 = 760м
a1 = 760 : 4 = 190м, S2 = 1902 = 36100м2
Ответ: площадь квадратного участка больше.
Вывод: из всех четырёхугольников с одинаковым периметром, большую площадь имеет квадрат.
УЭ – 4: (тестовая самостоятельная работа)
Вариант 1 /для наименее подготовленных учащихся/
- Закончить предложение: квадрат это . . .
- Начертить квадрат со стороной 3 см, обозначить его. Провести диагональ данного квадрата.
- Найти периметр квадрата со стороной 6 см.
- Найти площадь квадрата со стороной 4 м.
- Начертить прямоугольник со сторонами 2 см и 5 см. Провести в нём диагональ.
- Сколько диагоналей имеет прямоугольник? Что можно сказать об их длине?
- Найти площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 13 см.
- Найти длину прямоугольника, если его площадь равна 60 дм2, а ширина 15 дм.
- Площадь квадрата равна 49 м2. Найти его периметр.
- Сравнить площади заштрихованных и
незаштрихованных частей квадрата и
прямоугольника, изображенных на рисунке (учесть,
что точки M, N, P, O – середины сторон)
Вариант 2
- Найти площадь квадрата со стороной 6 см.
- Найти площадь прямоугольника со сторонами 12 см и 1 дм.
- Найти ширину прямоугольника, если его площадь равна 25 см2, а длина 2 см.
- Периметр квадрата равен 40 см. Найти его площадь.
- Сравнить площади заштрихованных и
незаштрихованных частей квадрата и
прямоугольника, изображенных на рисунке (учесть,
что точки M, N, P, O – середины сторон).
- Как изменится площадь прямоугольника, если его длину увеличить в два раза?
- Диагональ квадрата делит его на две
фигуры. Эти фигуры являются
- равными треугольниками
- равными квадратами
- равновеликими треугольниками
- произвольными треугольниками
- В прямоугольнике ABCD проведена
биссектриса АМ. ВМ = 5 см, МС = 4 см. Найти
площадь прямоугольника.
- 36 см2
- 45 см2
- 28 см2
- 56 см2
Вариант 3
- Найти площадь квадрата со стороной 9 м.
- Найти площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 14 мм.
- Найти длину прямоугольника, если его площадь равна 30 дм2, а ширина 12 см.
- Площадь квадрата равна 49 м2. Найти его периметр.
- Сравнить площади заштрихованных и
незаштрихованных частей квадрата и
прямоугольника, изображенных на рисунке (учесть,
что точки M, N, P, O – середины сторон).
- Как изменится сторона квадрата, если его площадь уменьшить в 9 раз?
- Если сторону данного квадрата уменьшить
в два раза, то полученный прямоугольник
будет иметь площадь
- равную S квадрата
- в 4 раза меньше S квадрата
- в 2 раза меньше S квадрата
- в 2 раза больше S квадрата
- В прямоугольнике KLMN проведена
биссектриса NT. LT = 8 см, МT = 6 см. Найти
площадь прямоугольника.
- 42 см2
- 40 см2
- 112 см2
- 84 см2
УЭ – 5: ( домашнее задание)
Записать домашнее задание: пункты 48, 50; № 446, № 452 (а,в), № 457.
УЭ – 6: (словесный)
Итог урока. Вспомнить, чем занимались на уроке, что нового узнали.
Оценки за урок.
Спасибо за урок. До свидания!