Цели:
- закрепить и углубить знания учащихся о написании имен собственных,
- способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного на уроке материала,
- развивать речь, фонематический слух, зрительные навыки,
- воспитывать активность и внимание учащихся, аккуратность, интерес к родному языку.
Оборудование: учебник, презентация, мультимедийный проектор, «облачка» с написанными словами, запись на доске.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Минутка чистописания
У.: Тему нашего урока, ребята, поможет узнать задание, которое вы сейчас выполните.
(На доске «части» российского флага по цвету, с обратной стороны которых записаны слова, а под ними предложение.)
россияне Родина Россия российский
У.: Посмотрите внимательно на слова и скажите какое слово «лишнее» и почему?
Д.: «Лишнее слово Родина, так как остальные слова родственные.
У.: Правильно, ребята. Я сейчас прикреплю к древку листочки, с обратной стороны которых записаны родственные слова.
У.: Что у нас получилось?
Д.: У нас получился флаг РФ, один из символов нашего государства.
У.: Прочитайте предложение, записанное на доске.
Д.: Россия – Родина моя!
У.: Что заметили?
Д.: Это предложение восклицательное, два слова в нем записаны с большой буквы, так как это имена собственные.
У.: Запишите красиво и правильно это предложение.
III. Сообщение темы урока
У.: Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Д.: Речь пойдет об именах собственных.
У.: Да, ребята, мы сегодня обобщим знания об именах собственных. Ваша задача – не только знать правило написания имен собственных, но и уметь применять его.
IV. Работа над темой
1. Игра «Назови свое полное имя»
У.: Как только ребенок появляется на свет, родители дают ему имя. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах. Сейчас мы послушаем ваши имена – сокращенные и полные.
(Дети называют свое сокращенное и полное имя).
У.: А есть ли у нас в классе дети, у которых одинаковые имена?
Д.: Есть, Полина.
У.: Как называют людей с одинаковыми именами?
Д.: Таких людей называют тезками.
У.: Как же различать таких людей?
Д.: Людей с одинаковыми именами различают по фамилии.
2. Словарно-орфографическая работа
У.: Слово «Фамилия» на латинском языке означает «Семья». Запишите слово «Фамилия». Какую работу можно выполнить с этим словом?
Д.: Можно разделить на слоги, определить ударный слог, произвести звуко-буквенный анализ).
3. Составление из данных слогов имен девочек и мальчиков
(Показ слайда 1 Презентации).
I вариант: Составьте и запишите имена
девочек.
II вариант: Составьте и запишите имена
мальчиков.
4. «Разгадай» ребусы
(Показ слайдов 2-5 Презентации).
5. Генеалогическое древо
У.: Кроме имени и фамилии у человека есть отчество – происхождение по отцу. Прочитайте фамилии, имена и отчества всех родственников одного из наших учеников.
(Показ слайда 6 Презентации).
V. Работа с учебником
(Выполнение упражнения № 103).
VI. Физминутка
VII. Обобщение по теме
1. Изображение карты РФ, выполненной детьми
(Показ слайда 7 Презентации).
У.: Назовите города, выделенные на карте. В каком городе мы живем? Запишите название города в тетрадь. Подчеркните орфограмму.
2. Изображение карты Африки
(Показ слайда 8 Презентации)
У.: Какие имена собственные вы увидели здесь?
Д.: Название океанов, рек.
3. Маршрут от дома до школы
У.: Каждый из вас, ребята, ежедневно проходит один и тот же маршрут от дома до школы. Посмотрите на маршрут Алины. Какие имена собственные встретились вам?
Д.: Названия улиц.
(Показ слайда 9 Презентации)
4. Работа над предложением
У.: На доске в «тучках» записаны слова. Составьте из них предложение и запишите в тетради. Что у вас получилось?
Д.: На улице Мира построили дом.
У.: Назовите орфограммы.
5. Большая буква в кличках животных
У.: Посмотрите на фотографии животных, которые живут у вас дома.
(Показ слайдов 10-15 Презентации)
У.: Как пишутся клички животных? Почему? Как пишутся названия животных?
6. «Исправь ошибки»
(Показ слайда 16 Презентации)
VIII. Итог урока
У.: Расскажите все, что вы знаете об именах собственных.