Урок русского языка по теме "Большая буква в именах собственных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить и углубить знания учащихся о написании имен собственных,
  • способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного на уроке материала,
  • развивать речь, фонематический слух, зрительные навыки,
  • воспитывать активность и внимание учащихся, аккуратность, интерес к родному языку.

Оборудование: учебник, презентация, мультимедийный проектор, «облачка» с написанными словами, запись на доске.

ХОД УРОКА

I.  Организация класса

II. Минутка чистописания

У.: Тему нашего урока, ребята, поможет узнать задание, которое вы сейчас выполните.

(На доске «части» российского флага по цвету, с обратной стороны которых записаны слова, а под ними предложение.)

россияне                Родина                 Россия              российский

У.: Посмотрите внимательно на слова и скажите какое слово «лишнее» и почему?

Д.: «Лишнее слово Родина, так как остальные слова родственные.

У.: Правильно, ребята. Я сейчас прикреплю к древку листочки, с обратной стороны которых записаны родственные слова.

У.: Что у нас получилось?

Д.: У нас получился флаг РФ, один из символов нашего государства.

У.: Прочитайте предложение, записанное на доске.

Д.: Россия – Родина моя!

У.: Что заметили?

Д.: Это предложение восклицательное, два слова в нем записаны с большой буквы, так как это имена собственные.

У.: Запишите красиво и правильно это предложение.

III. Сообщение темы урока

У.:  Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Д.: Речь пойдет об именах собственных.

У.: Да, ребята, мы сегодня обобщим знания об именах собственных. Ваша задача – не только знать правило написания имен собственных, но и уметь применять его.

IV. Работа над темой

1. Игра «Назови свое полное имя»

У.: Как только ребенок появляется на свет, родители дают ему имя. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах. Сейчас мы послушаем ваши имена – сокращенные и полные.

(Дети называют свое сокращенное и полное имя).

 У.: А есть ли у нас в классе дети, у которых одинаковые имена?

Д.: Есть, Полина.

У.: Как называют людей с одинаковыми именами?

Д.: Таких людей называют тезками.

У.: Как же различать таких людей?

Д.: Людей с одинаковыми именами различают по фамилии.

2. Словарно-орфографическая работа

У.: Слово «Фамилия» на латинском языке означает «Семья». Запишите слово «Фамилия». Какую работу можно выполнить с этим словом?

Д.: Можно разделить на слоги, определить ударный слог, произвести звуко-буквенный анализ).

3. Составление из данных слогов имен девочек и мальчиков

(Показ слайда 1 Презентации).

I вариант: Составьте и запишите имена девочек.
II вариант: Составьте и запишите имена мальчиков.

4. «Разгадай» ребусы

(Показ слайдов 2-5 Презентации).

5. Генеалогическое древо

У.: Кроме имени и фамилии у человека есть отчество – происхождение по отцу. Прочитайте фамилии, имена и отчества всех родственников одного из наших учеников.

(Показ слайда 6 Презентации).

V. Работа с учебником

(Выполнение упражнения № 103).

VI. Физминутка

VII. Обобщение по теме

1. Изображение карты РФ, выполненной детьми

(Показ слайда 7 Презентации).

У.: Назовите города, выделенные на карте. В каком городе мы живем? Запишите название города в тетрадь. Подчеркните орфограмму.

2. Изображение карты Африки

(Показ слайда 8 Презентации)

У.:  Какие имена собственные вы увидели здесь?

Д.: Название океанов, рек.

3. Маршрут от дома до школы

У.: Каждый из вас, ребята, ежедневно проходит один и тот же маршрут от дома до школы. Посмотрите на маршрут Алины. Какие имена собственные встретились вам?

Д.: Названия улиц.

(Показ слайда 9 Презентации)

4. Работа над предложением

У.: На доске в «тучках» записаны слова. Составьте из них предложение и запишите в тетради. Что у вас получилось?

Д.: На улице Мира построили дом.

У.: Назовите орфограммы.

5. Большая буква в кличках животных

У.: Посмотрите на фотографии животных, которые живут у вас дома.

(Показ слайдов 10-15 Презентации)

У.: Как пишутся клички животных? Почему? Как пишутся названия животных?

6. «Исправь ошибки»

(Показ слайда 16 Презентации)

VIII. Итог урока

У.: Расскажите все, что вы знаете об именах собственных.