Пояснительная записка
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека, она является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют опыта проживания в семье, у них не сформировано понятие о полноценной семье, как правило, отсутствует положительный пример родителей, нравственный опыт взаимоотношений в семье. Семья для них не является актуальной ценностью, существенно деформирована сфера нравственных ценностей.
Авторская программа: «Муж – отец – хозяин». .Подготовка воспитанников Детских домов к семейной жизни должна способствовать семейной социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье. Под семейной социализацией воспитанников понимается такое их социальное развитие, в процессе которого они:
- осваивают и учатся применять культурно-исторический и социальный опыт семейных отношений (знание семейной организации и культуры семейных отношений, умение понимать социальные ситуации, владение нормами коллективных отношений, коммуникативные умения);
- осознают и принимают собственную полоролевую идентичность, приобретают опыт поведения в семье;
- приобретают качества и навыки зрелого семьянина, нравственное сознание которого имеет гуманистическую направленность;
- учатся устраивать семейный быт (оформлять уютные интерьеры жилых помещений, планировать семейный бюджет, создавать «атмосферу семьи»).
Цель программы: способствовать семейной социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.
Задачи:
- помочь каждому подростку, в познании культуры семейных отношений;
- повысить нравственную и эстетическую культуру воспитанников, воспитывать культуру здорового образа жизни;
- обучить нормам и правилам общежития, общения и социального взаимодействия;
- ознакомить детей с нормами и обязанностями Российского законодательства в области труда, охраны здоровья;
- сформировать представления о социальном устройстве жизни;
- учить моделировать жизнь, разбираться в духовном внутреннем мире собственной личности;
- формировать целостную личность человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией;
- углублять знания о вариантах компромиссного поведения, позволяющего избежать конфликтов в семье.
Программа предназначена для несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, рассчитана на 2 года.
Продолжительность реализации программы, объем программы: учебно-тематический план состоит из двух разделов. Каждый раздел включает в себя 36 часов теоретических и практических занятий. Общее количество часов 72. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут.
Оценка эффективности программы: один раз в год для отслеживания и оценивания результатов образовательно-воспитательной программы используются:
- Сформированность теоретических знаний о семье;
- Сформированность практических навыков в вопросах о семье;
- методика Г.И.Плясовой для оценки сформированности знаний о семье и её роли в жизни человека;
- анкетирование «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию»;
- анкетирование «Оценка трудолюбия и работоспособности»;
- собеседование по вопросам для выявления представлений о семейной жизни;
- в системе проводится мониторинг участия воспитанников в мероприятиях различного уровня.
Методическое обеспечение программы
Модифицированная программа обладает широкими
возможностями для нравственно-эстетического
воспитания детей. У воспитанников развиваются
познавательные и практические действия.
Воспитательно-развивающий процесс построен на
развитии навыков поведения, позволяющих
установить контакт с другим человеком,
расширение представления о личной
ответственности за близкого человека,
определение границ.
Для реализации программы привлекаются следующие
службы: медработники, соцпедагоги, психологи,
администрация и т.д.
Условия реализации программы
Содержание программы предполагает активное
использование наглядных и дидактических
материалов в соответствии с тематикой программы:
видеофильмы, мультимедиаресурсы, использование
ТСО, энциклопедии, учебная и художественная
литература.
Программа предусматривает использование
групповых, коллективных и индивидуальных форм
организации проведения занятий. Групповая
работа воспитанников обеспечивает творческое
общение, сплочённость, своевременное
исправление допущенных ошибок своим товарищем.
Коллективная форма предусматривает подачу
материала всей группе, где есть возможность
каждому ребенку самостоятельно оценивать свою
работу, ее результаты. Коллективная деятельность
как игровой прием способствует активному
вовлечению детей в воспитательно-развивающий
процесс. Индивидуальная работа обеспечивает
дифференцированный подход к каждому
воспитаннику лично, что подразумевает
личностно-ориентированный подход в воспитании и
обучении, который создаёт благоприятные условия
для развития наклонностей и способностей
каждого воспитанника. Работа в парах помогает
приобрести навыки сотрудничества и
взаимопомощи.
Каждый педагог вправе по-своему использовать
материалы данной программы: вносить коррективы в
тематику и содержание занятий, варьировать объём
часов на выполнение поставленных задач,
определять формы, методы и принципы проведения
занятий.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
Формы реализации программы:
- наблюдение;
- индивидуальные консультации воспитанников;
- беседы, диалоги, дискуссии;
- тестирование;
- ролевые игры и дидактические упражнения;
- анкетирование;
- диагностика.
Основные методы реализации программы:
При реализации программы используются различные методы:
- словесные – беседы, рассказы, дискуссии;
- наглядные – использование фотосюжетов, видеоматериалов;
- практические – ролевые игры, открытые мероприятия.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
- сформированы представления о ценности семейных отношений, ответственности членов семьи друг перед другом;
- развиты представления о правилах этикета, их значении в общении;
- расширено представление о здоровье как личностной ценности, непременном условии для самореализации социальной успешности;
- развито представление о роли личной активности человека в реализации жизненных целей, достижения успеха;
- повышены знания семейного кодекса у воспитанников;
- повышен интереса детей к семейным традициям, уважительное отношение к членам семьи;
- участие в мероприятиях различного уровня;
- умеют планировать бюджет.
Учебно-тематический план
Первый год обучения. Культура поведения и азбука общения
Цель: формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
Задачи:
- развить познавательную сферу ребенка на основе доступной и интересной практической деятельности;
- вырабатывать умения и привычки нравственного поведения;
- формировать устойчивые нравственные чувства и нравственные качества, высокой культуры поведения;
- приобщать детей к прекрасному в жизни, природе, труде.
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
I. Вводное занятие – 1 час |
|||
II. Мужской этикет – 15 часов |
|||
2.1. Понятие об этикете | 1 |
1 |
– |
2.2 Правила повседневного этикета | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.3. Этикет знакомства | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.4. Этикет приветствия. | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.5. Этикет дружбы | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.6. Речевой этикет | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.7. Правила для говорящего | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.8. Правила для слушающего | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.9. Этикет водителя и пассажира | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.10. Деловой этикет | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.11 Как вести себя в учреждении | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.12. Служебный телефон и служебные разговоры по телефону | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.13. Деловая беседа | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.14 . Этикет семьи и дома | 1 |
0,5 |
0,5 |
2.15. Уроки тактики для мужчин | 1 |
0,5 |
0,5 |
III. Мужчина в быту – 10 часов |
|||
3.1. Мелкий ремонт одежды | 1 |
0,5 |
0,5 |
3.2. Штопка носков | 1 |
0,5 |
0,5 |
3.3. Обработка низа брюк | 1 |
0,5 |
0,5 |
3.4. Притачивание застёжки-молнии | 1 |
0,5 |
0,5 |
3.5. Ручная стирка белья | 1 |
0,5 |
0,5 |
3.6. Машинная стирка белья | 1 |
0,5 |
0,5 |
3.7. Приготовление первых блюд | 1,5 |
0,5 |
1 |
3.8. Приготовление вторых блюд | 1,5 |
0,5 |
1 |
3.9. Разнообразие бутербродов | 1 |
0,5 |
0,5 |
IV. Я – в доме хозяин – 10 часов |
|||
4.1. Инструменты в быту | 1 |
0,5 | 0,5 |
4.2. Виды красок | 0,5 |
0,5 | – |
4.3. Окрасочные работы | 1 |
0,5 | 0,5 |
4.4. Сантехнические работы | 1 |
0,5 | 0,5 |
4.5. Ремонт мебели | 2 |
0,5 | 1,5 |
4.6. Электропроводка | 1 |
0,5 | 0,5 |
4.7. Монтаж осветительных приборов | 1 |
0,5 | 0,5 |
4.8. Ремонт бытовых приборов | 1 |
0,5 | 0,5 |
4.9. Ремонт обуви | 0,5 |
– | 0,5 |
4.10. Итоговое занятие | 1 |
1 |
– |
Итого: | 36 часов |
19,5 часов |
16,5 часов |
Предполагаемый результат:
К концу первого года обучения воспитанники должны
- знать:
- правила этикета, их значение в общении;
- правила поведения в общественных местах, общественном транспорте в различных жизненных ситуациях;
- сущность и значимость дружбы во взаимоотношениях людей;
- технологию выполнения мелкого ремонта одежды;
- способы приготовления различных блюд;
- технологию выполнения хозяйственных работ в доме
- уметь:
- соблюдать правила этикета в повседневной и деловой жизни;
- соблюдать правила этикета в межполовом общении;
- выполнять мелкий ремонт одежды;
- готовить различные блюда;
- выполнять хозяйственные работы в доме
Второй год обучения. Подготовка к семейной жизни
Цель: формирование нравственных представлений об отношении полов.
Задачи:
- развивать представления о ценности семейных отношений, ответственности членов семьи друг перед другом;
- углублять знания о вариантах компромиссного поведения, позволяющего избежать конфликтов в семье;
- формировать нравственные представления.
Тема |
Количество часов |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I. Любовь и дружба – 13 часов |
||||
1.1. Понятие о дружбе и её значение | 1 |
1 |
– |
|
1.2. Умеешь ли ты дружить? | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
1.3. Снимая шляпу перед словом «дружба» | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
1.4. Влюблённость. Первая любовь. | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
1.5. Гимн любви | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
1.6. Ищите и найдете | 1 |
1 |
– |
|
1.7. Мы все такие разные | 1 |
– |
1 |
|
1.8. Еще не муж и не жена | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
1.9. Два шага до конфликта | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
1.10. Ответственность внебрачных отношений | 1 |
1 |
– |
|
1.11. Венерические заболевания. Как их избежать? | 1 |
1 |
– |
|
1.12. Профилактика инфекционных заболеваний | 1 |
1 |
– |
|
1.13. Визит «вежливости» в семью невесты | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
II. Брак и семья – 23 часа |
||||
2.1. Молодожены | 1 |
1 |
? |
|
2.2. Регистрация брака. | 1 |
1 |
? |
|
2.3. Брачный договор | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
2.4. Супружеские взаимоотношения | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
2.5. Моделирование семейных отношений в различных ролевых играх | 3 |
? |
3 |
|
2.6. Семья и её функции | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
2.7. Роль в семье мужчины и женщины | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
2.8. Основы рыночной экономики (деньги) | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
2.9. Потребности и бюджет семьи | 2 |
0,5 |
1,5 |
|
2.10. Семейный досуг и традиции семьи | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
2.11. Нравственный климат семьи | 1 |
1 |
– |
|
2.12. Слагаемые счастливого супружества: 10 советов Дейла Карнеги | 1 |
1 |
– |
|
2.13. Свадебные юбилеи | 1 |
1 |
– |
|
2.14. Здоровый образ жизни – основа здоровья будущих детей | 1 |
1 |
– |
|
2.15. Искусство быть родителями | 1 |
1 |
– |
|
2.16. Отец – призвание или профессия? | 1 |
1 |
– |
|
2.17. Сочинение «Моя будущая семья» | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
2.18. Уход за новорождённым ребёнком | 1 |
0,5 |
0,5 |
|
2.19. Ошибки семейного воспитания | 1 |
1 |
? |
|
2.20. Итоговое занятие | 1 |
1 |
? |
|
Итого: | 36 часов |
23 часа |
13 часов |
Предполагаемый результат:
К концу второго года обучения воспитанники должны
- знать:
- нравственные представления о дружбе, любви и семье;
- личную ответственность за собственное здоровье и зависимость здоровья от образа жизни;
- ценности семейных отношений и ответственность членов семьи друг перед другом;
- варианты компромиссного поведения, позволяющие избежать конфликтов;
- основные статьи семейного кодекса;
- уметь:
- устанавливать контакты с другими людьми;
- анализировать свой образ жизни, его взаимосвязь со здоровьем;
- адекватно воспринимать социальные проблемы и решать их в соответствии со своими правами и обязанностями, нормами отношений, возникшими в социуме;
- анализировать и оценивать конфликтную ситуацию;
- отстаивать своё право на защиту