Цель урока: познакомить учащихся с вопросами информационной безопасности.
Задачи урока:
- Воспитательные – формирование коммуникабельности, умения слушать и слышать, умения смотреть и видеть, уважать себя и собеседника, вырабатывать единое мнение;
- Развивающие – знакомство учащихся с новыми информационно коммуникационными технологиями;
- Образовательные – ознакомление учащихся с законодательными документами, определяющие информационную безопасность.
Литературные и интернет-источники:
1. Н. Угринович. Информатика и
информационные технологии. Учебник для 10-11
классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
2. CD- диск «Консультант-Плюс» (либо Уголовный
кодекс Российской Федерации http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ ,
либо Уголовный кодекс Российской Федерации М:,
ЗАО «Славянский дом книги, 2003.)
3. Закон "О правовой охране программ для
электронных вычислительных машин и баз
данных" Windows-CD по курсу "Информатика и ИКТ"
версия 5.0, 2005.
4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об
электронной цифровой подписи" Windows-CD по курсу
"Информатика и ИКТ" версия 5.0, 2005.
Наглядности-заготовки:
- Таблички в половину альбомного листа:
- Истец – ученик 10 класса Азат;
- Ответчик – ученик 11 класса Данил;
- Истец – преподаватель ВУЗа;
- Ответчик – лаборант кафедры;
- Истец – Маша, отличница учебы;
- Ответчик - Ирина, победитель конкурса.
- Карточки для учащихся класса с вопросами (по количеству учащихся в классе).
- Заготовки ответов для исполнителей роле истцов и ответчиков (3 ситуации по 2 шт.).
План урока
- Организационный момент – 1 мин.
- Первая проблемная ситуация, связанных с информационной безопасностью – 5 мин.
- Определение новой темы урока – 2мин.
- Работа за компьютером по знакомству с программой – 8 мин.
- Вторая проблемная ситуация – 5 мин.
- Работа за компьютером по изучению статей Уголовного кодекса – 8 мин.
- Третья проблемная ситуация – 3 мин.
- Работа за компьютером по изучению законов «Об авторском праве» и «Электронной цифровой подписи» – 8 мин.
- Анализ проблемных ситуаций – 5 мин.
- Подведение итогов урока и вынесение приговора – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
ХОД УРОКА
I. Ориентировочно-мотивационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня
проведем нестандартный урок, форму которого я
позаимствовала у передачи «Час суда» на канале
RenTV.
На уроке рассмотрим три уголовно-наказуемых
ситуации. В роли мировых судей выступят ученики 11
класса, т.е. – вы.
Учитель раздает ученикам карточки с вопросами и определяет первую пару действующих лиц. Им дает карточки 1 ситуации. Участники выходят за импровизированную трибуну, на которых висят таблички ИСТЕЦ/ОТЕТЧИК.
1 ситуация
Истец – ученик 10 класса Малихов Азат.
Ответчик ученик 11 класса Данил, обладатель
новенького ноутбука.
Два друга, проживающих в одном доме, очень часто
ходили, друг к другу в гости, пока не произошло
следующее событие…
Ученик: 1 вопрос истцу. – Что же
все-таки произошло между вами?
Азат: Данилу родители подарили на день
рождения новый ноутбук. Данил попросил
установить некоторые игровые программы с моих
дисков. Я его пригласил с компьютером ко мне в
гости и предоставил ему коллекцию всех дисков,
находящихся в боксе. Пока отвлекся, Данил стал
устанавливать антивирусник с лицензионного
диска, в результате диск был испорчен и не
подлежит восстановлению.
Ученик: Теперь вопрос ответчику: Данил,
Вы получали разрешение от Азата пользоваться
данным диском?
Данил: Он сам мне предоставил все диски.
Я не знал, что среди множества дисков - один
лицензионный.
Азат (встревает): А фирменный знак ты на
нем не увидел? Ты знаешь, прекрасно закон о
нелегальном копировании и использование
лицензионного оборудовании.
Ученик: Вопрос истцу. А вы имеете право
на пользование данным лицензионным диском.
Азат: Да, я приобрел этот диск в
компьютерной фирме за 3 тыс руб.
Данил: Диск стоит три тысячи, а вы
требуете с Данила 10 тыс. Откуда взялась эта суммы?
Азат: Это за моральный ущерб. Вы
понимаете, что деньги на этот диск дали мне
родители, узнав про эту ситуации, обвинили меня в
том, что я не умею беречь вещи, и пригрозили
больше не выделять мне средства на приобретение
дисков.
Ученик: Вопрос ответчику Данилу: Вы
признаете себя виновным в этой ситуации?
Данил: Я частично признаю. Я уже
предлагал Азату, что куплю новый диск, но это
будет примерно через полгода, потому что мои
родители и так в данный момент платат кредит
за компьютер и только через 6 месяцев должны
рассчитаться полностью. Но Азат не соглашается.
Учитель: Уважаемые судьи, вам
предстоит разобраться в этой ситуации. Ребята
пытаются оправдать Данила, защитить Азата.
Доводы убедительные. Ситуация серьезная. Чем вы
должны руководствоваться при разрешении такого
дела?
– Законами, принятыми государством.
Учитель: Правильно, мы должны знать
законы. Тема урока: «Законодательная база
информационной безопасности» (ученики
записывают тему в тетрадь).
II. Операционально-исполнительский этап
Далее учащиеся загружают на компьютере программу «Консультант–Плюс», находят Уголовный кодекс Российской Федерации и знакомятся с Главой 28 «Преступления в сфере компьютерной информации»
Учитель: Какая статья нарушена в
рассмотренной нами 1 ситуации?
– Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной
информации.
Учитель: Какие наказания
предусматривает данная статья?
– «Наказывается штрафом в размере до двухсот
тысяч рублей или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период до
восемнадцати месяцев, либо исправительными
работами на срок от шести месяцев до одного года,
либо лишением свободы на срок до двух лет».
Учитель: Суд переходит к рассмотрению
следующего дела.
Назначаются участники, которым выдаются карточки «2 ситуация»
Истец – молодой преподаватель ВУЗа требует с ответчика – лаборанта кафедры 500 тыс руб за уничтожение оформленной научной диссертации, которая исчезла с рабочего компьютера кафедры.
Ученик: Вопрос истцу. Что у Вас
произошло?
Преподаватель: Я уже третий год работаю
на нашей кафедре, и третий год пишу и оформляю
свою диссертацию на рабочем компьютере. Мы очень
часто задерживаемся на работе, все было хорошо,
пока не появился у нас этот лаборант. В том, что
компьютер стал работать нестабильно, виноват он
и только он, постоянно появляются ненужные
игровые программы, с ними вирусы.
Ученик: Вопросы ответчику. Скажите,
вы давно работаете на данной кафедре
института?
Лаборант: Я между прочим в прошлом
году закончил колледж статистики и
информатики с отличием, защитил свой диплом с
отличием. Проходил практику на данной кафедре и
завкафедрой лично пригласил меня на работу. Я
с удовольствием принял данное предложение.
Ученик: Чем же вам помешала диссертация
молодого преподавателя философии?
Лаборант: Я не умышленно это сделал.
Зав.кафедрой дал указание установить новую
программу. В результате установки новой
программы, испортились файлы операционной
системы. Пришлось отформатировать диск и заново
установит систему и набор прикладных программ. Я
не знал, что на этом диске данный преподаватель
прятал свою диссертацию. И виновным себя не
считаю. Почему истец свою ценную информацию
не копирует в резерв, либо не сохраняет на
переносных дисках?!.
Ученик: Вопрос истцу. Действительно,
почему не дублируете информацию на других
внешних носителях?
– Я повторяю, у нас никогда ничего не пропадало. И
в то время когда исчезла информация, я ходил в
компьютерный салон за приобретение нового
CD-диска. Но оказалось поздно и этот
горе-специалист, уничтожил мой трехлетний труд. Я
требую с ответчика компенсацию в размере 500 тыс
рублей.
Учитель: Под какую статью можно
подвести данное дело? (Ученики называют статью
274. «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы
ЭВМ или их сети» и зачитывают наказания.)
Ситуация 3
Истец – отличница учебы Маша обвиняет свою одноклассницу Ирину, победительницу конкурса, в плагиате1.
Ученик: Вопрос истцу Маше, почему вы
обвиняете Ирину в плагиате?
– Мы с ней учимся в одном классе и вместе
посещаем художественную школу. Обмениваемся
своими работами. Мои рисунки всегда получались
лучше, и Ирина это признавала. Одну мою работу она
отправила на конкурс от своего имени.
Ученик: Ирина, Вы признаете обвинение
Маши? – Нет, нет и нет! Данный рисунок я создала
сама от начала и до конца. А идею работы я увидела
в природе, никак не у Маши.
Ученик: В каком конкурсе Вы принимали
участие? – В Интернет-конкурсе графических
работ. Получила диплом I степени.
Ученик: Вопрос истцу Маше, как Вы
думаете, как Ирина смогла похитить Вашу работу?
– Я приносила её в художественную школу,
показывала учителю. Возможно, там это и
произошло.
Учитель: Как расценить данную
ситуацию???
Учитель предлагает ознакомиться с Законами РФ «О правовой охране программ ЭВМ и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи», которые находятся на компьютере. Ученики-судьи анализируют ситуацию, делают записи, необходимые для последующих выводов.
III. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: Уважаемые судьи, какой же
приговор, нужно вынести самим себе?
– Знать и соблюдать этические и юридические
нормы и правила.
– Знать, что Уголовный кодекс РФ регламентирует
преступления в сфере компьютерной информации.
– Разработчикам программ необходимо знать, как
зафиксировать свое авторское право на
программный продукт.
– Знать закон «Об электронной цифровой подписи.
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание:
1 уровень – §§ 6.2, 6.3, повторить все изученные
на уроке законы.
2 уровень – §§ 6.2, 6.3, разработать краткий конспект
законов.
3 уровень – §§ 6.2, 6.3, придумать и записать новую
ситуацию для «урока-суда».
___________________________________________
1 Плагиат (лат – похищаю), умышленное присвоение авторских прав на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение и рацпредложение (полностью или частично). Большой энциклопедический словарь.