Модель организации методической работы в "Школе взросления": сотворчество администратора и учителя

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса;  система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагогического работника, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом (Приложение 1).

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях, в связи с  необходимостью рационально и оперативно использовать новые методы, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных задач.

Организация методической работы в нашей школе включает в себя целый ряд важнейших функций: изучение и анализ состояния дел с учётом нового социального заказа; выбор цели и конкретных задач деятельности; планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей; стимулирование, оказание конкретной помощи педагогам на основании результатов диагностики; проверку, анализ и оценку результатов и т.д.

Очень многое в организации методической работы в школе определяют люди – те, кто учит и воспитывает. Их инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству – непременный фактор развития системы методической работы, её жизнеспособности и прогресса.

Какие же существуют проблемы эффективной организации методической работы в школе?

1. Проблема организации процесса повышения квалификации педагогов и управленческого состава для работы в новых образовательных условиях.

Какие задачи мы ставим перед собой для решения данной проблемы?

  • Организовать подготовку учителей и управленческих работников в рамках современных педагогических технологий.
  • Обеспечить возможность самостоятельного изучения предметной, педагогической, управленческой и другой научно и практико-ориентированной литературы.
  • Создать условия для организации методологических семинаров с привлечением научных работников вузов города.

2. Проблема вовлеченности педагогов  в инновационную образовательную деятельность школы.

Некоторая отстраненность педагогов от участия в инновационной деятельности является тормозом в достижении успешности развития школы.
Для решения этой проблемы решаются следующие задачи:

  • Научно-сервисное сопровождение процесса становления инновационного педагогического опыта (проблемные, творческие группы, постоянно-действующие обучающие и проблемно-проектные семинары).
  • Поддержка педагогов-инноваторов в создании авторских разработок и программ, диссеминация их инновационного педагогического опыта.
  • Привлечение педагогов к участию в профессиональных конкурсах и в ПНП «Образование».

3. Проблема материально-финансового обеспечения.

Реализации эффективности методической работы препятствует недостаточное материально-финансовое обеспечение школы.

Задачи:

  • Обеспечить наличие необходимых научных, дидактических и методических материалов.
  • Приобрести современное интерактивное оборудование.
  • Обеспечить педагогам школы  возможность круглосуточного доступа в Интернет.

Таким образом, на основе выделенных проблем, нами была разработана модель организации методической работы как сотворчество администратора и учителя.
Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя

Принципы организации методической работы:

  1. Проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы.
  2. Единая общешкольная тематика, исходящая из концептуальной идеи развития образовательного учреждения как «Школы взросления».
  3. Планирование промежуточных и конечных результатов в групповой и индивидуальной работе с педагогами.
  4. Создание межпредметных, временных творческих и проблемных групп.
  5. Личностная ориентация, гуманизация, гуманитаризация, культуросообразность, фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования.

Тема методической работы: создание благоприятных условий развития детей с учетом различий их склонностей и способностей при условии сохранности здоровья путем использования общих и индивидуальных технологий, позволяющих реализовать личностный потенциал каждого ребенка и обеспечивающих посильный вклад каждого в процесс научения и обучения.

Цели методической работы:

  • Оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации образовательного и воспитательного процессов, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов и администрации в условиях «Школы взросления».
  • Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определённой науки (учебного предмета) и методики его преподавания.

Задачи методической работы:

  • Освоение психолого-педагогических, методологических основ, необходимых для проектирования образовательного процесса «Школы взросления».
  • Совершенствование методики преподавания, повышение эффективности занятий, подготовка пособий и учебно-методических и дидактических материалов, отвечающих современным требованиям науки, педагогики и психологии.
  • Совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта, новых информационных технологий.
  • Научно-сервисное сопровождение процесса становления инновационного педагогического опыта «Школы взросления».
  • Поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских, модифицированных программ, курсов, пособий.

Методическая работа в школе организована на принципах:

  • Принцип связи с жизнью, с практической реализацией задач развития школы, актуальности.

Методическая работа в школе ориентирована на полный и точный учёт современного социального заказа общества в условиях социально-экономических и социально-культурных перемен, происходящих в стране.

  • Принцип научности.

Методическая работа направлена на соответствие системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых разных областях.

  • Принцип дифференцированного подхода.

Учет индивидуальных особенностей педагогов, мысленное объединение их в группы по схожести.

  • Принцип системности, непрерывности, преемственности. Предусматривает охват педагогов разными формами методической работы в течение всего учебного года, подчиненных единству целей и задач.

  • Принцип оперативности, гибкости, мобильности.

В условиях динамического развития школы требуется умение оперативно и гибко реагировать на все изменения.

  • Принцип создания благоприятных условий для эффективной методической работы, творческого поиска педагогов.

В нашей школе методическая работа включает в себя пять направлений деятельности.

  • Аналитическая деятельность: мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов; создание базы данных о педагогических работниках; анализ состояния и результатов деятельности работы ШМО; выявление затруднений дидактического и методического характера.

  • Информационная деятельность: формирование банка нормативно-правовой и научно-методической информации; информирование педагогов о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей; информирование о содержании образовательных программ, новых УМК, рекомендациях, нормативных и локальных актах; создание банка данных инновационных педагогических технологий на электронных и бумажных носителях; создание медиотеки современных учебно-методических материалов.

  • Организационно-методическая  деятельность: изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период аттестации; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; сопровождение базовой педагогической деятельности учителя как предметника и классного руководителя (ШМО); участие в разработке программы развития школы; научно-сервисное сопровождение процесса становления инновационного педагогического опыта (проблемные, творческие группы, постоянно-действующие обучающие и проблемно-проектные семинары); поддержка педагогов-инноваторов в создании авторских разработок, диссеминация их инновационного педагогического опыта; организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся; методическое сопровождение профильного обучения, организация элективных курсов; методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению ЕГЭ; обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы, программного обеспечения.

  • Консультативная  деятельность: организация консультационной работы для педагогов по вопросам педагогики и психологии; популяризация результатов новейших педагогических и психологических исследований; консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания учащихся.

  • Контрольно-оценочная деятельность: проведение мониторинговых процедур и рассмотрение методик с позиций критериев нового качества образования. Актуальным представляется вопрос о методах самооценки педагога. Огромная роль отводится психологу.

Методическая работа в школе должна создавать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал.

Процедуры  методической работы: посещение занятий с последующим обсуждением; работа с методической и научной литературой; индивидуальное и групповое консультирование; анкетирование, опросы и их анализ; тренинговые процедуры.

Формы  методической работы

Блок

Формы

Поисковая работа и научные исследования педагогов Участие в работе опытно-экспериментальных площадок, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание методических разработок, статьи в журналах
Разработка методической документации Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, разработка локальных актов (положения о смотрах, конкурсах, выставках и т.п.), экзаменационных материалов, анкет, методик диагностики учащихся 
Подготовка учебных видеозаписей, мультемедийных презентаций Видеозаписи уроков, внеклассных мероприятий, тематические мультемедийные презентации, слайд-шоу
Профессиональное развитие педагогов Круглые столы, индивидуальные консультации, проблемно-проектные семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», «Классный руководитель года» и т.д.
Диссеминация инновационного педагогического опыта Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статьи, монография, наглядный материал), презентации, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, методсоветах, создание информационной базы о передовом и инновационном опыте

Формы  предъявления и обобщения передового и инновационного педагогического опыта:

  • Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий.
  • Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений.
  • Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы.
  • Составление информационных карт передового и инновационного опыта и создание информационной базы.
  • Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы.
  • Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций.
  • Проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, организация консультаций, выставок.

Формы  повышения профессионального мастерства учителя:

  • Самообразование.
  • Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес.
  • Рефлексия и анализ собственной деятельности.
  • Создание базы лучших сценариев уроков, интересных приёмов и находок на уроке.
  • Разработка собственных средств наглядности.
  • Самостоятельное проведение исследований.
  • Постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога.
  • Разработка диагностических процедур, заданий и тестов, проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения.
  • Подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчёта о достигнутом – в конце года.
  • Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег.
  • Персональные консультации.
  • Собеседование с администрацией.
  • Индивидуальная работа с наставником.
  • Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя ШМО.
  • Разработка собственной программы самообразования.
  • Разработка авторского курса и учебного пособия.

Показатели эффективности внедрения модели организации методической работы в «Школе взросления»:

  1. Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.
  2. Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.
  3. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
  4. Овладение современными методами обучения и воспитания.
  5. Положительная динамика качества образования.
  6. Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.
  7. Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.
  8. Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.
  9. Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.

Методическая работа должна носить практическую направленность, т.е. быть для учителей актуальной и максимально полезной. Методическая работа как процесс развития компетенции педагога должна входить в единый комплекс мер по развитию школы.