Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса; система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагогического работника, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом (Приложение 1).
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях, в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методы, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных задач.
Организация методической работы в нашей школе включает в себя целый ряд важнейших функций: изучение и анализ состояния дел с учётом нового социального заказа; выбор цели и конкретных задач деятельности; планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей; стимулирование, оказание конкретной помощи педагогам на основании результатов диагностики; проверку, анализ и оценку результатов и т.д.
Очень многое в организации методической работы в школе определяют люди – те, кто учит и воспитывает. Их инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству – непременный фактор развития системы методической работы, её жизнеспособности и прогресса.
Какие же существуют проблемы эффективной организации методической работы в школе?
1. Проблема организации процесса повышения квалификации педагогов и управленческого состава для работы в новых образовательных условиях.
Какие задачи мы ставим перед собой для решения данной проблемы?
- Организовать подготовку учителей и управленческих работников в рамках современных педагогических технологий.
- Обеспечить возможность самостоятельного изучения предметной, педагогической, управленческой и другой научно и практико-ориентированной литературы.
- Создать условия для организации методологических семинаров с привлечением научных работников вузов города.
2. Проблема вовлеченности педагогов в инновационную образовательную деятельность школы.
Некоторая отстраненность педагогов от участия
в инновационной деятельности является тормозом
в достижении успешности развития школы.
Для решения этой проблемы решаются следующие
задачи:
- Научно-сервисное сопровождение процесса становления инновационного педагогического опыта (проблемные, творческие группы, постоянно-действующие обучающие и проблемно-проектные семинары).
- Поддержка педагогов-инноваторов в создании авторских разработок и программ, диссеминация их инновационного педагогического опыта.
- Привлечение педагогов к участию в профессиональных конкурсах и в ПНП «Образование».
3. Проблема материально-финансового обеспечения.
Реализации эффективности методической работы препятствует недостаточное материально-финансовое обеспечение школы.
Задачи:
- Обеспечить наличие необходимых научных, дидактических и методических материалов.
- Приобрести современное интерактивное оборудование.
- Обеспечить педагогам школы возможность круглосуточного доступа в Интернет.
Таким образом, на основе выделенных проблем,
нами была разработана модель организации
методической работы как сотворчество
администратора и учителя.
Модель организации методической работы в
«Школе взросления»: сотворчество администратора
и учителя
Принципы организации методической работы:
- Проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы.
- Единая общешкольная тематика, исходящая из концептуальной идеи развития образовательного учреждения как «Школы взросления».
- Планирование промежуточных и конечных результатов в групповой и индивидуальной работе с педагогами.
- Создание межпредметных, временных творческих и проблемных групп.
- Личностная ориентация, гуманизация, гуманитаризация, культуросообразность, фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования.
Тема методической работы: создание благоприятных условий развития детей с учетом различий их склонностей и способностей при условии сохранности здоровья путем использования общих и индивидуальных технологий, позволяющих реализовать личностный потенциал каждого ребенка и обеспечивающих посильный вклад каждого в процесс научения и обучения.
Цели методической работы:
- Оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации образовательного и воспитательного процессов, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов и администрации в условиях «Школы взросления».
- Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определённой науки (учебного предмета) и методики его преподавания.
Задачи методической работы:
- Освоение психолого-педагогических, методологических основ, необходимых для проектирования образовательного процесса «Школы взросления».
- Совершенствование методики преподавания, повышение эффективности занятий, подготовка пособий и учебно-методических и дидактических материалов, отвечающих современным требованиям науки, педагогики и психологии.
- Совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта, новых информационных технологий.
- Научно-сервисное сопровождение процесса становления инновационного педагогического опыта «Школы взросления».
- Поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских, модифицированных программ, курсов, пособий.
Методическая работа в школе организована на принципах:
- Принцип связи с жизнью, с практической реализацией задач развития школы, актуальности.
Методическая работа в школе ориентирована на полный и точный учёт современного социального заказа общества в условиях социально-экономических и социально-культурных перемен, происходящих в стране.
- Принцип научности.
Методическая работа направлена на соответствие системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых разных областях.
- Принцип дифференцированного подхода.
Учет индивидуальных особенностей педагогов, мысленное объединение их в группы по схожести.
Принцип системности, непрерывности, преемственности. Предусматривает охват педагогов разными формами методической работы в течение всего учебного года, подчиненных единству целей и задач.
Принцип оперативности, гибкости, мобильности.
В условиях динамического развития школы требуется умение оперативно и гибко реагировать на все изменения.
- Принцип создания благоприятных условий для эффективной методической работы, творческого поиска педагогов.
В нашей школе методическая работа включает в себя пять направлений деятельности.
Аналитическая деятельность: мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов; создание базы данных о педагогических работниках; анализ состояния и результатов деятельности работы ШМО; выявление затруднений дидактического и методического характера.
Информационная деятельность: формирование банка нормативно-правовой и научно-методической информации; информирование педагогов о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей; информирование о содержании образовательных программ, новых УМК, рекомендациях, нормативных и локальных актах; создание банка данных инновационных педагогических технологий на электронных и бумажных носителях; создание медиотеки современных учебно-методических материалов.
Организационно-методическая деятельность: изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период аттестации; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; сопровождение базовой педагогической деятельности учителя как предметника и классного руководителя (ШМО); участие в разработке программы развития школы; научно-сервисное сопровождение процесса становления инновационного педагогического опыта (проблемные, творческие группы, постоянно-действующие обучающие и проблемно-проектные семинары); поддержка педагогов-инноваторов в создании авторских разработок, диссеминация их инновационного педагогического опыта; организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся; методическое сопровождение профильного обучения, организация элективных курсов; методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению ЕГЭ; обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы, программного обеспечения.
Консультативная деятельность: организация консультационной работы для педагогов по вопросам педагогики и психологии; популяризация результатов новейших педагогических и психологических исследований; консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания учащихся.
Контрольно-оценочная деятельность: проведение мониторинговых процедур и рассмотрение методик с позиций критериев нового качества образования. Актуальным представляется вопрос о методах самооценки педагога. Огромная роль отводится психологу.
Методическая работа в школе должна создавать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал.
Процедуры методической работы: посещение занятий с последующим обсуждением; работа с методической и научной литературой; индивидуальное и групповое консультирование; анкетирование, опросы и их анализ; тренинговые процедуры.
Формы методической работы
Блок |
Формы |
Поисковая работа и научные исследования педагогов | Участие в работе опытно-экспериментальных площадок, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание методических разработок, статьи в журналах |
Разработка методической документации | Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, разработка локальных актов (положения о смотрах, конкурсах, выставках и т.п.), экзаменационных материалов, анкет, методик диагностики учащихся |
Подготовка учебных видеозаписей, мультемедийных презентаций | Видеозаписи уроков, внеклассных мероприятий, тематические мультемедийные презентации, слайд-шоу |
Профессиональное развитие педагогов | Круглые столы, индивидуальные консультации, проблемно-проектные семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», «Классный руководитель года» и т.д. |
Диссеминация инновационного педагогического опыта | Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статьи, монография, наглядный материал), презентации, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, методсоветах, создание информационной базы о передовом и инновационном опыте |
Формы предъявления и обобщения передового и инновационного педагогического опыта:
- Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий.
- Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений.
- Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы.
- Составление информационных карт передового и инновационного опыта и создание информационной базы.
- Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы.
- Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций.
- Проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, организация консультаций, выставок.
Формы повышения профессионального мастерства учителя:
- Самообразование.
- Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес.
- Рефлексия и анализ собственной деятельности.
- Создание базы лучших сценариев уроков, интересных приёмов и находок на уроке.
- Разработка собственных средств наглядности.
- Самостоятельное проведение исследований.
- Постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога.
- Разработка диагностических процедур, заданий и тестов, проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения.
- Подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчёта о достигнутом – в конце года.
- Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег.
- Персональные консультации.
- Собеседование с администрацией.
- Индивидуальная работа с наставником.
- Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя ШМО.
- Разработка собственной программы самообразования.
- Разработка авторского курса и учебного пособия.
Показатели эффективности внедрения модели организации методической работы в «Школе взросления»:
- Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.
- Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.
- Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
- Овладение современными методами обучения и воспитания.
- Положительная динамика качества образования.
- Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.
- Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.
- Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.
- Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.
Методическая работа должна носить практическую направленность, т.е. быть для учителей актуальной и максимально полезной. Методическая работа как процесс развития компетенции педагога должна входить в единый комплекс мер по развитию школы.