Психолого-педагогическая поддержка развития личности студентов в условиях педагогического колледжа

Разделы: Социальная педагогика


Реформирование российского образования в последние годы касается главным образом изменения содержания образования, создания вариативных программ обучения и условий для функционирования и развития многообразных типов учебных заведений. Между тем существенный блок – педагогическая поддержка ребенка остается вне должного внимания.
Логика развития личностно-ориентированного образования требует пересмотра системы организации не только учебного процесса, но и всех иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка в образовании и в жизни.

Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна педагогическая поддержка.

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны Олегом Семеновичем Газманом  и представлены в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции.

О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов – социализации и индивидуализации.

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного),  а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях к концу 80-х – началу 90-х годов, О.С. Газман приходит к выводу, что педагогические коллективы выполняют лишь социализаторскую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Следовательно, в системе образования не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка (Приложение 1).

Педагогическая поддержкапревентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным и этическим выбором.

Последователи О.С. Газмана, Н.Б. Крылова, Т.В. Анохина внесли некоторые коррективы в понятие «педагогической поддержки»:

  • во-первых, педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию;
  • во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной системы образования;
  • в-третьих, педагогическая поддержка – это мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека.

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (Приложение 2).

Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка возникают трудности, препятствия на пути к цели (Приложение 3).

Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно педагогической поддержки.

Особой разновидностью педагогической поддержки является социально-педагогическая поддержка, которая осуществляется и в нашем учебном заведении.

Социально-педагогическая поддержка имеет как общие, так и отличительные особенности.

Основной отличительной  ее особенностью является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Это главное отличие определяет и все другие:

  • если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является «адресной», направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума, поиска адекватных ситуаций, способов общения с ребенком, выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему;
  • педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, а социально-педагогическая ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема

Анализируя  социальный состав студентов педагогического колледжа, мы увидели, что год из года увеличивается количество студентов из неполных семей, малообеспеченных семей, студентов социально незащищенной категории, студентов-инвалидов, студентов, имеющих детей.

Из бесед классных руководителей со студентами узнаем, что психологический климат в семьях часто является неблагоприятным, не всегда дети встречают поддержку и понимание в своих семьях.

Мотивация студентов нашего учебного заведения бывает не всегда однозначной, т.е. желание получить профессию педагога. На предложение закончить фразу «Я поступил в РПК потому, что..» получили разные ответы: Студенты 1 курса – групп «А», «В», «Д» (Приложение 4, слайд 5)

Студенты всех выпускных групп – 5А, 5Б, 5В, 5Г, 3Г – ответили следующим образом –

  1. хочу получить хорошее образование – 36%
  2. по совету родителей – 32 %
  3. хочу стать учителем – 16%
  4. не поступил в вуз, др. уч. заведение – 12%
  5. хотелось уйти из-под опеки родителей – 4%

(Приложение 4, слайд 6)

А на вопрос: «Видите ли Вы себя в дальнейшем учителем  при условии полной гарантии трудоустройства в школе?»

  1. с удовольствием пойду работать учителем – 22%
  2. пойду , если лучше не найду рабочего места – 53%
  3. нет, я понял, что школа не для меня – 26%

(Приложение 4, слайд 8)

Надо признать, что оказание поддержки, помощи – сложный и длительный процесс. Изменить ребенка любого возраста, который имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы, испытывает недостаток любви и заботы со стороны родителей, почувствовал на себе отчужденность общества – чрезвычайно сложно, но необходимо это делать.

Каков же механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем? Он складывается из взаимосвязанных действий ребенка и педагога:

I этап (диагностический) – фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
II этап (поисковый) – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.
III этап (договорный) – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций  и ответственности по решению проблемы).
IV этап (деятельностный) – действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, безотлагательная помощь ребенку).
V этап (рефлексивный) – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысления ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Считаю, что в профессиональной позиции педагога должны быть заложены нормы педагогической  поддержки:

  1. Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, терпимость и терпение, умение прощать.
  2. Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение слушать, слышать и услышать.
  3. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы.
  4. Признание права ребенка на свободу выбора, самовыражения.
  5. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.
  6. Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката).
  7. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку.

Анализ социального состава студентов, особенности организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже позволяют выделить основные направления психолого-педагогической помощи и поддержки:

  1. Проблемы психического развития ребенка: психологическая помощь в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, содействие выработке устойчивых ценностных и моральных норм.
  2. Личностные проблемы ребенка. Помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей, проблемы адаптации первокурсников, проблемы, возникающие в ходе прохождения непрерывной преддипломной практики выпускников колледжа, борьба за личный и социальный статус.
  3. Проблемы брака и семьи. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, помощь попечительским семьям.
  4. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях: смерть близких, измена и потеря любви.
  5. Проблемы взаимоотношений: преподавателей и студентов, студентов между собой.
  6. Проблемы отклонений в поведении.
  7. Проблемы поддержки студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Для диагностики вышеперечисленных проблем и их разрешения в педагогическом колледже ведется следующая работа:

  1. В начале учебного года классные руководители составляют социальный паспорт своей группы, а затем составляется социальный паспорт колледжа, в котором наглядно определяются категории студентов, нуждающиеся в психолого-педагогической поддержке и, естественно, находящиеся под более пристальным вниманием.
  2. Ежедневный учет посещаемости занятий студентами помогает определить, выявить и предотвратить возможные последствия пропусков занятий.
  3. Индивидуальные беседы классного руководителя, преподавателей-предметников, методистов по практике, направленные на решение возникающих проблем личного характера и взаимоотношений с преподавателями.
  4. Индивидуальные консультации преподавателей-предметников помогают ликвидировать пробелы в знаниях студентов.
  5. Индивидуальные беседы со студентами, совершившими административные правонарушения.
  6. Индивидуальные беседы с родителями студентов, которые вызывают обеспокоенность по разным причинам у преподавателей колледжа.
  7. Профилактическая работа, направленная на профилактику асоциального поведения студентов, встречи с работниками здравоохранения и правоохранительных органов.
  8. Ежемесячные заседания совета профилактики с приглашением студентов, совершивших нарушение правил внутреннего распорядка, административные правонарушения, допускающих пропуски занятий без уважительных причин, преследующие не только вынесение  мер дисциплинарного взыскания, а, в первую очередь, профилактическая работа – объяснение, убеждение.
  9. Представление и защита интересов студентов в ИДН Россошанского ГРОВД И КДН администрации Россошанского муниципального района.

Кто же помогает студенту в разрешении этих проблем?

Студентам 1 и 5 курсов был задан ряд вопросов, касающихся педагогической поддержки.

На вопрос: При возникновении проблем личного характера к кому вы обратитесь за помощью? 1 курс ответил так:

  1. К родителям – 45%
  2. Самостоятельно решу – 35%
  3. К друзьям – 18%
  4. К классному руководителю – 2%

Ответы студентов 5 курса были несколько иными:

  1. Самостоятельно решу проблемы – 42%
  2.  К родителям – 37%
  3. К классному руководителю – 2,5 %
  4. К друзьям – 18%

(Приложение 4, слайд 11)

На вопрос: Кто сможет Вам оказать помощь и поддержку при возникновении проблем, связанных с успеваемостью?
Ответы первокурсников:

  1. К классному руководителю – 62%
  2. Самостоятельно – 38%

Ответы пятикурсников:

  1. Самостоятельно – 50%
  2. Классный руководитель – 48%
  3. Заведующий отделением – 2%

(Приложение 4, слайд 12)

Мы видим динамику развития самостоятельности студентов к пятому курсу.

Но вместе с тем, надо отметить, что зачастую педагогическая поддержка в нашем учебном заведении иногда выступает в форме своеобразного попечительства, а не развития «самости», самостоятельности.

Невозможно оказание помощи и поддержки детям, если отсутствует единая служба помощи и поддержки, которая должна строиться на многих принципах, но одним из главных является гуманизация отношения общества к детям, переход от запаздывающего карательного реагирования на отклонения в поведении к оказанию своевременной помощи, восстановление приоритета развития над наказанием.

О.С. Газман дал характеристику наиболее важных принципов воспитания:

  1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
  2. Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;
  3. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
  4. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
  5. Дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – это диалог культур;
  6. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий;
  7. Доверяя – не проверяй!
  8. Признавай право на ошибку и не суди за нее;
  9. Умей признать свою ошибку;
  10. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Конечно, каждый из педагогов может конкретизировать, основываясь на собственном опыте и своем стиле поддержки, данные принципы. В завершении того, что уже было сказано выше, хочется добавить еще одну максиму, которая является модификацией категорического императива:

«Оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка,  и не говори того ребенку, что не понравилось бы тебе»