Реформирование российского образования в
последние годы касается главным образом
изменения содержания образования, создания
вариативных программ обучения и условий для
функционирования и развития многообразных типов
учебных заведений. Между тем существенный блок –
педагогическая поддержка ребенка остается вне
должного внимания.
Логика развития личностно-ориентированного
образования требует пересмотра системы
организации не только учебного процесса, но и
всех иных условий, способных максимально
облегчить путь продвижения ребенка в
образовании и в жизни.
Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна педагогическая поддержка.
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны Олегом Семеновичем Газманом и представлены в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции.
О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов – социализации и индивидуализации.
Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).
Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях к концу 80-х – началу 90-х годов, О.С. Газман приходит к выводу, что педагогические коллективы выполняют лишь социализаторскую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Следовательно, в системе образования не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка (Приложение 1).
Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным и этическим выбором.
Последователи О.С. Газмана, Н.Б. Крылова, Т.В. Анохина внесли некоторые коррективы в понятие «педагогической поддержки»:
- во-первых, педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию;
- во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной системы образования;
- в-третьих, педагогическая поддержка – это мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека.
Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (Приложение 2).
Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка возникают трудности, препятствия на пути к цели (Приложение 3).
Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно педагогической поддержки.
Особой разновидностью педагогической поддержки является социально-педагогическая поддержка, которая осуществляется и в нашем учебном заведении.
Социально-педагогическая поддержка имеет как общие, так и отличительные особенности.
Основной отличительной ее особенностью является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Это главное отличие определяет и все другие:
- если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является «адресной», направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума, поиска адекватных ситуаций, способов общения с ребенком, выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему;
- педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, а социально-педагогическая ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема
Анализируя социальный состав студентов педагогического колледжа, мы увидели, что год из года увеличивается количество студентов из неполных семей, малообеспеченных семей, студентов социально незащищенной категории, студентов-инвалидов, студентов, имеющих детей.
Из бесед классных руководителей со студентами узнаем, что психологический климат в семьях часто является неблагоприятным, не всегда дети встречают поддержку и понимание в своих семьях.
Мотивация студентов нашего учебного заведения бывает не всегда однозначной, т.е. желание получить профессию педагога. На предложение закончить фразу «Я поступил в РПК потому, что..» получили разные ответы: Студенты 1 курса – групп «А», «В», «Д» (Приложение 4, слайд 5)
Студенты всех выпускных групп – 5А, 5Б, 5В, 5Г, 3Г – ответили следующим образом –
- хочу получить хорошее образование – 36%
- по совету родителей – 32 %
- хочу стать учителем – 16%
- не поступил в вуз, др. уч. заведение – 12%
- хотелось уйти из-под опеки родителей – 4%
(Приложение 4, слайд 6)
А на вопрос: «Видите ли Вы себя в дальнейшем учителем при условии полной гарантии трудоустройства в школе?»
- с удовольствием пойду работать учителем – 22%
- пойду , если лучше не найду рабочего места – 53%
- нет, я понял, что школа не для меня – 26%
(Приложение 4, слайд 8)
Надо признать, что оказание поддержки, помощи – сложный и длительный процесс. Изменить ребенка любого возраста, который имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы, испытывает недостаток любви и заботы со стороны родителей, почувствовал на себе отчужденность общества – чрезвычайно сложно, но необходимо это делать.
Каков же механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем? Он складывается из взаимосвязанных действий ребенка и педагога:
I этап (диагностический) – фиксация факта,
сигнала проблемности, диагностика
предполагаемой проблемы, установление контакта
с ребенком, совместная оценка проблемы с точки
зрения значимости ее для ребенка.
II этап (поисковый) – организация совместно с
ребенком поиска причин возникновения проблемы,
взгляд на ситуацию со стороны.
III этап (договорный) – проектирование
действий педагога и ребенка (разделение
функций и ответственности по решению
проблемы).
IV этап (деятельностный) – действует сам
ребенок и действует педагог (одобрение действий
ребенка, стимулирование его инициативы и
действий, безотлагательная помощь ребенку).
V этап (рефлексивный) – совместное с
ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих
этапов деятельности, констатация факта
разрешимости проблемы или переформулирование
затруднения, осмысления ребенком и педагогом
нового опыта жизнедеятельности.
Считаю, что в профессиональной позиции педагога должны быть заложены нормы педагогической поддержки:
- Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, терпимость и терпение, умение прощать.
- Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение слушать, слышать и услышать.
- Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы.
- Признание права ребенка на свободу выбора, самовыражения.
- Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.
- Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката).
- Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку.
Анализ социального состава студентов, особенности организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже позволяют выделить основные направления психолого-педагогической помощи и поддержки:
- Проблемы психического развития ребенка: психологическая помощь в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, содействие выработке устойчивых ценностных и моральных норм.
- Личностные проблемы ребенка. Помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей, проблемы адаптации первокурсников, проблемы, возникающие в ходе прохождения непрерывной преддипломной практики выпускников колледжа, борьба за личный и социальный статус.
- Проблемы брака и семьи. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, помощь попечительским семьям.
- Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях: смерть близких, измена и потеря любви.
- Проблемы взаимоотношений: преподавателей и студентов, студентов между собой.
- Проблемы отклонений в поведении.
- Проблемы поддержки студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Для диагностики вышеперечисленных проблем и их разрешения в педагогическом колледже ведется следующая работа:
- В начале учебного года классные руководители составляют социальный паспорт своей группы, а затем составляется социальный паспорт колледжа, в котором наглядно определяются категории студентов, нуждающиеся в психолого-педагогической поддержке и, естественно, находящиеся под более пристальным вниманием.
- Ежедневный учет посещаемости занятий студентами помогает определить, выявить и предотвратить возможные последствия пропусков занятий.
- Индивидуальные беседы классного руководителя, преподавателей-предметников, методистов по практике, направленные на решение возникающих проблем личного характера и взаимоотношений с преподавателями.
- Индивидуальные консультации преподавателей-предметников помогают ликвидировать пробелы в знаниях студентов.
- Индивидуальные беседы со студентами, совершившими административные правонарушения.
- Индивидуальные беседы с родителями студентов, которые вызывают обеспокоенность по разным причинам у преподавателей колледжа.
- Профилактическая работа, направленная на профилактику асоциального поведения студентов, встречи с работниками здравоохранения и правоохранительных органов.
- Ежемесячные заседания совета профилактики с приглашением студентов, совершивших нарушение правил внутреннего распорядка, административные правонарушения, допускающих пропуски занятий без уважительных причин, преследующие не только вынесение мер дисциплинарного взыскания, а, в первую очередь, профилактическая работа – объяснение, убеждение.
- Представление и защита интересов студентов в ИДН Россошанского ГРОВД И КДН администрации Россошанского муниципального района.
Кто же помогает студенту в разрешении этих проблем?
Студентам 1 и 5 курсов был задан ряд вопросов, касающихся педагогической поддержки.
На вопрос: При возникновении проблем личного характера к кому вы обратитесь за помощью? 1 курс ответил так:
- К родителям – 45%
- Самостоятельно решу – 35%
- К друзьям – 18%
- К классному руководителю – 2%
Ответы студентов 5 курса были несколько иными:
- Самостоятельно решу проблемы – 42%
- К родителям – 37%
- К классному руководителю – 2,5 %
- К друзьям – 18%
(Приложение 4, слайд 11)
На вопрос: Кто сможет Вам оказать помощь и
поддержку при возникновении проблем, связанных с
успеваемостью?
Ответы первокурсников:
- К классному руководителю – 62%
- Самостоятельно – 38%
Ответы пятикурсников:
- Самостоятельно – 50%
- Классный руководитель – 48%
- Заведующий отделением – 2%
(Приложение 4, слайд 12)
Мы видим динамику развития самостоятельности студентов к пятому курсу.
Но вместе с тем, надо отметить, что зачастую педагогическая поддержка в нашем учебном заведении иногда выступает в форме своеобразного попечительства, а не развития «самости», самостоятельности.
Невозможно оказание помощи и поддержки детям, если отсутствует единая служба помощи и поддержки, которая должна строиться на многих принципах, но одним из главных является гуманизация отношения общества к детям, переход от запаздывающего карательного реагирования на отклонения в поведении к оказанию своевременной помощи, восстановление приоритета развития над наказанием.
О.С. Газман дал характеристику наиболее важных принципов воспитания:
- Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
- Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;
- Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
- Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
- Дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – это диалог культур;
- Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий;
- Доверяя – не проверяй!
- Признавай право на ошибку и не суди за нее;
- Умей признать свою ошибку;
- Защищая ребенка, учи его защищаться.
Конечно, каждый из педагогов может конкретизировать, основываясь на собственном опыте и своем стиле поддержки, данные принципы. В завершении того, что уже было сказано выше, хочется добавить еще одну максиму, которая является модификацией категорического императива:
«Оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, и не говори того ребенку, что не понравилось бы тебе»