Развитие осязания и мелкой моторики. Рабочая программа для специальных общеобразовательных школ III вида (5–7-е классы)

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Мышцы рук (особенно у незрячих детей) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики» – формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а так же обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

В этом аспекте основные задачи программы состоят в следующем:

  • мобилизировать деятельность сохранных анализаторов;
  • формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов;
  • обогащать опыт незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе – использованию прошлого опыта;
  • стимулировать познавательные действия слабовидящих и незрячих детей с целью формирования у них  приемов осязательного восприятия объектов;
  • формировать навыки и умения выполнять практические действия;
  • расширять специальные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
  • развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли;
  • совершенствовать практическую деятельность.

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умениями выполнять практические действия дают детям с нарушение зрения возможность наиболее точно представить предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обучения и игры.
Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретных учебных предметов.

Программа по развитию осязания и мелкой моторики для слепых и слабовидящих детей имеет шесть разделов, распределенных по годам обучения, и содержащих  восемь глав:

  1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.
  2. Выделение сенсорных эталонов формы.
  3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков.
  4. Формирование представлений о величине предметов.
  5. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.
  6. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов.
  7. Ориентирование на плоскости с помощью осязания.
  8. Формирование представлений о человеке.

Программа рассчитана на 472 часа, но количество часов может быть изменено в связи с индивидуальным развитием обучающегося.

Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:

  1. Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.
  2. Ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, аппликационная лепка и др.).

При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.
Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой учащихся, в зависимости от осязательной чувствительности и моторики рук, а так же содержания занятия. Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в различных видах предметно-практической деятельности. Содержание программы распределено последовательно на годы обучения, построено от простого к сложному материалу. Программа включает перечень дидактических игр, упражнений, предметно-практических игр.

По окончанию обучения учащиеся   должны:

  • Иметь представления:
    • о строении и возможностях рук;
    • о сенсорных эталонах форм;
    • о сенсорных эталонах осязательных признаков;
    • о величине предметов;
    • об использовании  осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
    • дифференцировать различные признаки и свойства предметов;
    • об ориентировке на плоскости с помощью осязания;
    • представление о человеке.
  • Знать:
    • приемы сцепления рук;
    • приемы сравнения предметов;
    • приемы самомассажа рук;
    • алгоритм осязательного обследования;
    • основные понятия   выделения сенсорных форм предметов;
    • величину отдельных предметов;
    • приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
    • способы дифференцирования различных признаков и свойств предметов;
    • приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания;
    • формы, строения, характерные признаки  и особенности человеческого тела.
  • Уметь:
    • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
    • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свидания» и т.п.);
    • владеть приемами наложения, приложения, вложения для дифференцирования объектов по величине;
    • владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (геометрических фигур, предметов быта, растений, чучел животных и др.);
    • выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.);
    • дифференцировать предметы по температурным ощущениям;
    • сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие;
    • сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов обследования;
    • сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию;
    • выполнять работы, пользуясь различными материалами и техниками выполнения работ (различные виды вышивок, макраме, соленое тесто, аппликации, вязание спицами и крючком, флористика и т.п.).

Содержание учебной дисциплины

Раздел I. Пятый год обучения (68 часов)

Глава 1.  Обследование исходного уровня развития кистей рук ребенка (4 часа)

  1. Представления о строении и возможностях рук.
  2. Выделение сенсорных эталонов формы.
  3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков.
  4. Представления о величине предметов.
  5. Приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.
  6. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов.
  7. Ориентирование на плоскости с помощью осязания.
  8. Представление о человеке.

Глава 2.  Развитие навыков использования осязания в процессе предметно-практической  деятельности (10 часов)

Упражнения, способствующие развитию бимануального осязательного восприятия. «Пальчиковый игротренинг» – играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве. Сочетание пассивной и активной форм осязания при обследовании предметов и их изображений. Пальчиковые игры, конструирование, кубики Дьеныша, лепка, аппликация. Дидактические игры. Логические упражнения.

Глава 3.  Осязательное восприятие пространственных свойств предметов (28 часов)

3.1 Выделение сенсорных эталонов формы (8 часов)

Упражнения, способствующие развитию знаний, умений и навыков о выделении сенсорных эталонов формы предметов. Умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме. Анализ конструкции простого изделия (проводится на основе образца в сборе и в деталях по схеме: сколько деталей всего, какой они формы, как между собой соединены?). Дидактические игры. Логические упражнения. Предметно-практические игры. Рамки Монтессори.

3.2 Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков (10 часов)

Упражнения, способствующие развитию знаний об объеме предметов (кубики Дьеныша); понятий:  одинаковые предметы, такие же предметы. Умение различать протяженность предметов. Развитие умений и навыков пользоваться приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок. Развивающие игры. Предметно-практические игры. Дидактические игры. Логические упражнения. Рамки Монтессори. Коврики-трансформеры.

3.3 Дифференцирование различных признаков и свойств предметов (10 часов)

Обследование различных предметов и анализ (дерево, металл, пластмасса,  ткань, стекло и др.) с целью тренировки,  дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений. Дидактические игры и упражнения.

Глава 4.  Ориентирование на плоскости с помощью осязания (8 часов)

Упражнения, способствующие развитию умений различать предметы по образцу и словесному описанию. Упражнения, способствующие тренировке по ориентированию в микро-  и макропространстве (лист бумаги, стол, комнаты, углы, коридоры и т.п.).

Глава 5.  Формирование представлений о человеке (6 часов)

Упражнения, способствующие развитию умений обследовать себя,  сверстников, взрослых. Сопряженное действие рук. Предметно-практические игры.

Глава 6. Использование осязания при общении (12 часов)

Развитие пластики и ритма ласковых, строгих, нежных, энергичных, слабых и других видов действия рук. Учить сопряженному действию рук. Дидактические игры и упражнения.

По окончанию пятого года обучения учащиеся   должны:

  • Иметь представления:
    • о строении и возможностях рук;
    • о сенсорных эталонах форм;
    • о сенсорных эталонах осязательных признаков;
    • о величине предметов;
    • об использовании  осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
    • дифференцировать различные признаки и свойства предметов;
    • об ориентировке на плоскости с помощью осязания;
    • представление о человеке.
  • Знать:
    • пальчиковые игры;
    • приемы сравнения предметов;
    • приемы самомассажа рук;
    • алгоритм осязательного обследования;
    • основные понятия   выделения сенсорных форм предметов;
    • величину отдельных предметов;
    • приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
    • способы дифференцирования различных признаков и свойств предметов;
    • приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания;
    • формы, строения, характерные признаки  и особенности человеческого тела.
  • Уметь:
    • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
    • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свидания» и т.п.);
    • владеть приемами наложения, приложения, вложения для дифференцирования объектов по величине;
    • владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (геометрических фигур, предметов быта, растений, чучел животных и др.);
    • выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.);
    • дифференцировать предметы по температурным ощущениям;
    • сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие;
    • сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов обследования;
    • сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию;

Методические материалы:

  1. Методические материалы по развитию осязания и мелкой моторики у школьников с       тяжелой зрительной патологией.
  2. Комплект дидактических игр, упражнений, коррекционных заданий для работы по овладению приемами осязания и развитию мелкой моторики у школьников с тяжелой зрительной патологией.

Раздел II.  Шестой-седьмой года  обучения (136 часов)

Глава 1.  Развитие навыков использования осязания в процессе предметно-  практической  деятельности (56 часов; по 28 часов на каждый год).

  1. Конструирование. Работа с различными видами и типами конструкторов (металлический № 1, № 2 и т.д.; пластмассовый и т.п.).
  2. Занятия лепкой. Работа в пластилиновой технике, техники лепки из глины, из соленого теста.
  3. Бумажные цветы. Работа с гафрированной  бумагой, цветной и бархатной бумагой.
  4. Аппликация. Работа с цветной бумагой, бисером, лоскутная техника, перо, яичная скорлупа, крупы, бобовые и т.д.
  5. Макраме. Работа с различными нитями, шнурами.
  6. Занятия с нитями. Изонить, воздушная нить, головоломки из ниток.
  7. Вышивка. Вышивка крестом и гладью.
  8.  Косы и косички. Освоение различных плетений кос и простейших причесок.
  9. Папье-маше. Изготовление муляжей  фруктов, овощей, посуды и т.п.
  10. Оригами. Изготовление простейших моделей в технике оригами (кораблик, лягушка, шапочка, фонарик и т.п.)
  11. Флористика. Изготовление букетов и картин из сухих листьев, цветов, трав.
  12. Вязание. Выполнение работ крючком и спицами.

Глава 2.  Творческая мастерская  (80 часов; по 40 часов на каждый год).

Изготовление творческих работ (в технике по выбору учащихся). Оформление выставки детских работ. Подведение итогов.

По окончанию обучения учащиеся   должны:

  • Иметь представления:
    • о строении и возможностях рук;
    • о сенсорных эталонах форм;
    • о сенсорных эталонах осязательных признаков;
    • о величине предметов;
    • об использовании  осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
    • дифференцировать различные признаки и свойства предметов;
    • об ориентировке на плоскости с помощью осязания;
    • представление о человеке.
  • Знать:
    • приемы сцепления рук;
    • приемы сравнения предметов;
    • приемы самомассажа рук;
    • алгоритм осязательного обследования;
    • основные понятия   выделения сенсорных форм предметов;
    • величину отдельных предметов;
    • приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
    • способы дифференцирования различных признаков и свойств предметов;
    • приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания;
    • формы, строения, характерные признаки  и особенности человеческого тела.
  • Уметь:
    • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
    • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свидания» и т.п.);
    • владеть приемами наложения, приложения, вложения для дифференцирования объектов по величине;
    • владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (геометрических фигур, предметов быта, растений, чучел животных и др.);
    • выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.);
    • дифференцировать предметы по температурным ощущениям;
    • сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие;
    • сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов обследования;
    • сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию;
    • выполнять работы, пользуясь различными материалами и техниками выполнения работ (различные виды вышивок, макраме, соленое тесто, аппликации, вязание спицами и крючком, флористика и т.п.).
    • выполнять работы, пользуясь различными материалами и техниками выполнения работ (различные виды вышивок, макраме, соленое тесто, аппликации, вязание спицами и крючком, флористика и т.п.).

Методические материалы:

  1. Методические материалы по развитию осязания и мелкой моторики у школьников   с   тяжелой зрительной патологией.
  2. Комплект дидактических игр, упражнений, коррекционных заданий для работы по овладению приемами осязания и развитию мелкой моторики у школьников с тяжелой зрительной патологией.

Литература:

1. Ананьев Б.Г., Веккеъ Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. – М., 1959.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.
3. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей / Под редакцией М. И. Земцовой. – М.,1980.
4. Гайшут А.Г. Математика в логических упражнениях. – Киев, Рад. шк.,  1985.
5. Григорьева Л.П., Бердянская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. – («Лечебная педагогика и психология – приложение к журналу «Дефектология»», вып.6).
6. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. – М., 1967.
7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и   воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
8. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста / Сост. А.И. Назаренко, Т.П. Свиридюк. – Киев, 1984.
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Изательство ГНОМ и Д», 2001.
10. Кучинин В.А. Обучение слепых ориентировке в пространстве. – М., 1992.
11.Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.,1986.
12. Либман Е.С., Вервельская В.М., Дерябина Н.К. и др. Роль кожного анализатора в трудовой деятельности незрячих. – М., 1984.
13. Малаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002.
14. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1985.
15. Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей / Под ред. В.П. Ермакова. – М., 1985.
16. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Сборник упражнений. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.