Урок математики по теме "Великие открытия Пифагора"

Разделы: Математика


Цель:

  • Знакомство с историей науки, научных открытий.
  • Формирование исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.
  • Воспитывать интеллектуально развитых, имеющих собственные познавательные интересы учащихся.

Ведущий: Пифагор родился на острове Самос в Эгейском море у берегов Малой Азии около 570г. до н.э. По многим античным свидетельствам, родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и незаурядные способности. Увлекался музыкой и поэзией. Мудрый Ферекид- один из учителей Пифагора однажды сказал: «Ты вырос из Самоса, отправляйся путешествовать - только так ты утолишь жажду познаний. Помни: путешествие и память- суть два средства, возвышающие человека и открывающие ему врата мудрости».

Для жителей Самоса все дороги вели в Мелет(греческую колонию). Там юный Пифагор встречается с Фалесом, мудрецом, слава о котором гремела по всей Элладе. Под его руководством Пифагор изучает математику и небесную механику.

По совету Фалеса двадцатилетний Пифагор принимает решения отправиться в Египет. Там он прожил 11 лет, Пифагор овладевает премудростям и тайнами египетских жрецов и достигает высших ступеней в Храмовой иерархии.

В 526г. до н.э. в Египет вторглись войска персидского царя Камбуза, и Пифагор вместе с другими жрецами попал в плен. Так он попал в Вавилон, где и прожил ещё 12 лет. Через 12 долгих лет Пифагор принял решение вернуться на Родину. Вернувшись на омтров Самос, он так поразил знаниями своих соотечестников, что его считали полубогу. Пифагор открывает свою школу в Кротоне на юге Италии.

Сцена1(звучит музыка) На сцене табличка «ПИФАГОРА И ЧИСЛА»

Ученики: (выходят на сцену) «Добрый день, наш великий учитель!»

Пифагор: «О, мои ученики, вы выполнили распорядок дня: встали до восхода солнца?(да!)Вы встречали рассвет на морском берегу?(да!)Вы делали гимнастические упражнения? (да!) Хорош ли был ваш завтрак?(да!)

Ну, что ж, вы прошли очищение музыкой и аскетической жизнью. Я перевожу вас из акусматиков в математики, разрешаю надеть пентаграмму(звёздчатый пятиугольник). Сущность всех вещей и причиной всего является число(подходит к счётам).

Число 2 соотносим с женским нагалом

Число 3- с мужским.

Вообще все числа чётные- женские, а не чётные- мужские.

Число 4 полагаем наиболее совершенным, находящимся в соответствии с человеческой душой.

Число 5, как сумму первого женского и первого мужского числа, отождествляем с браком.

Число 6- число холода.

Число7- число разума и здоровья.8-любви и дружбы. А что вы можете добавить, мои математики, о числах?»

1-ый ученик: «Линейные числа (т.е. простые) – числа, которые делятся на 1, на себя, их можно представить в виде последовательности точек, выстроенных в линию…..,например, число 5(показывает на доске)»

2-ой ученик: Плоские числа- числа, представленные в виде произведения двух сомножителей:::: или …(число 6)

3-ий ученик: Треугольные числа, к ним относим число 3, 6(которое равно сумме 3+6)

Пифагор: Число- это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными. Всё упорядочивается в соответствии с числами- вот основа моего учения.(окончание сцены; все замирают на сцене).

Ведущий: Фигурное представление чисел помогло пифагорейцам открывать закон арифметики. Так, представляя плоские числа в двух формах, легко увидеть переместительный закон умножения. Одной из главных частей пифагорейской арифметики было много фантазии и мистики. Так, чётные числа они считали несчастными, а нечётные- счастливыми. Прошли века и люди в знак дружбы и любви дарят друг другу нечётное число цветов, а чётное число означает- смерть.

Сцена 2(на сцене табличка «Пифагор и музыка»). За сценой звучит музыка( аккорд на гитаре).

Ученик: О, мой учитель, что это за приятные моему слуху звуки?

Пифагор: Это приятные слухи созвучия- консомы- они получается лишь тогда, когда длины струн, издающие эти звуки, относятся как целые числа первой четвёрки, т.е. 1:2:3:4;(показывает на струне, а звуки звучат за сценой).

Солнце, луна и планеты располагаются на небесных сферах, совершают круговое вращение. Как и все движущиеся тела, в результате трения об эфир издают звуки, которые соединяются в музыкальные созвучия. Так рождается чудесная «мировая музыка» или «гармония сфер»- музыка, без которой мир распался бы на части. Земная музыка является отражением «мировой музыки».

Ведущий: Пифагорейцы верили в гармоническое устройство Мировоздания, в его стройную организованность, рациональную упорядоченность, симметрию, а значит и красоту. Вот почему Вселенную пифагорейцы первыми назвали «космос», что в буквальном переводе означает строй, порядок, прекрасное устроение.

Более 25 веков отделяют новый век от времени Пифагора. Но его теория музыки прошла через века и сейчас мы слышим эти приятные слуху звуки консоносмы(новое название…. ).

Звучит гитара.

Сцена 3(Табличка. Теорема «нимфа»)Звучит музыка.

На сцене Пифагор, к нему подбегает ученик.

-О, великий мудрец! Разлившийся Нил уничтожил наши участки. Пришла пора обрабатывать землю, а мы не можем найти свои участки. Помоги нам, о мудрый Пифагор!

Пифагор: (подходит к ученику).Встань добрый человек. Я помогу вам и разобью землю на участки с помощью моего прямоугольного треугольника со сторонами 3,4,5.

Ученик: Пусть Боги пошлют тебе удачу. А мы будем ждать тебя после восхода солнца.

(Пифагор сидит и пером чертит на листе).Звучит топот быков.

(вбегает ученик).

Ученик: О, великий учитель, ты велел принести в жертву 100 быков? Ну зачем, ведь сегодня не день жертвоприношения?

Пифагор: Да, мой ученик, ты прав, сегодня великий праздник в честь моей нимфы. Вот посмотри(показывает рисунок), правда, похож на бабочку. Значит, она ведь ещё называлась «теоремой невесты», она отличается своей простотой, красотой и значимостью. Она станет самой чувственной теоремой, ведь без неё нельзя будет решить некоторые задачи.(все замирают на сцене).

Ведущий: Теорема Пифагора- важнейшее утверждение геометрии. Даже те, кто в своей жизни навсегда «распрощался» с математикой, сохраняют воспоминания о «пифагоровых штанах».Изучение вавилоновских, древнекитайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Его же заслуга состояла в том, что он доказал эту теорему.

Пифагор: Да, многое люди не знают обо мне, но одно им известно, что всё моё учение и деятельность моих учеников была нацелена на познание окружающей действительности, попытку создать реальную картину Мировоздания, объяснить его гармоническую обустроенность. Я доказал, что жизнь в гармонии звуков, планет, отношения людей, и не забывайте заповеди:

  1. Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов.
  2. Не гоняйся за счастьем; оно всегда находится в тебе самом.
  3. Не пекись о снискании великого знания; из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучают.