Цель урока: выявить особенности исторического развития России в годы правления Ивана IV
Задачи урока:
- рассмотреть цели реформ Ивана IV
- охарактеризовать содержание основных реформ Ивана IV
- сформировать представление о первом этапе царствования Ивана Грозного
- развивать умение работать с историческими источниками
- формирование собственной точки зрения о развитии страны в данный период
Основные понятия: Избранная рада, централизованное государство, Земский собор, Приказы.
Важнейшие даты: 1649 г. – Земский собор
Выдающиеся личности: Иван Грозный, митрополит Макарий, Алексей Адашев
Оборудование урока:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005
- Раздаточный материал – (документы) на каждый стол
- Текст тестов для проверки домашнего задания
- Материал для составления схемы управления государством на доске (карточки)
- Видеопроектор
Ход урока.
I. Оргмомент: проверьте, как вы готовы начать наш урок. На парте должен быть учебник, у каждого тетрадь, дневник и письменные принадлежности
II. Целеполагание
- какие цели вы ставите себе на урок;
- глядя на оборудование урока, скажите какие умения, и навыки вы сегодня развивать
Эпиграф урока: “Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно потому же, почему человек споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения”. В.О. Ключевский
III. Актуализация опорных знаний по теме: “Формирование централизованного русского государства”
1. Подготовка устных развёрнутых ответов
- Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?
- Каким было управление Россией в начале XVI века? (составить схему на доске)
2. Работа с классом
а) тест – 6 человек
б) работа с понятиями: п
- оместье – земля за службу;
- вотчина – (термин зашифрован, буквы переставлены местами) – земля по наследству;
- местничество – (термин зашифрован, пропущены гласные буквы) – получение должности в зависимости от знатности рода; содержание чиновников за счёт местного населения. Какой это термин?
- кормление
3ю Устные развёрнутые ответы с рецензией одноклассников
IV. Изучение новой темы
План урока:
- Избранная рада
- Содержание реформ
а) реформа управления государством
б) военная реформа
Домашнее задание:
- § 23, п. 2-4 (с. 195 – 199) прочитать,
- в. 2, 3 - устно
- термины
Задание на урок: Каким стало наше государство в ходе проведения реформ?
1. Рассказ учителя
Став в 1547 году царём, Иван IV задумал серию реформ. Реформа – постепенные преобразования в обществе. В конце 40-х годов в окружении царя сложился кружок, который позже князь Андрей Курбский назвал Избранной радой – совет приближённых Ивану IV. В него входили близкие друзья Ивана Грозного: князь Андрей Михайлович Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр, Иван Висковатый. Возглавил Раду Алексей Адашев. Избранная рада проработала с 1549 по 60 год. Иван IV и Избранная рада осуществили серию реформ. Цель реформ – сформировать централизованное государство – государство, в котором: сильная власть правителя, единые законы и единая система управления. Для проведения реформ нужна была поддержка всего населения. Был создан Земский собор – собрание представителей разных сословий всех русских земель.
Есть ли подобный орган правления сегодня в нашей стране? (Государственная Дума)
Особенность этого органа власти: не ограничивать, а только поддерживать власть монарха.
2. Работа с текстом учебника
Задание: на основе текста учебника с. 196 – 198 (читаем до пункта “Военная реформа”) составить схему, как изменилось управление Россией в ходе реформ?
у доски один учащийся составляет схему
- Приказы
Каким стало наше государство в ходе проведения реформ?
сравниваем две схемы:
- “Управление Россией в начале XVI века”
- “Управление Россией в конце XVI века”
3. Сообщение учащегося о военной реформе
4. Работа с документом
Документ № 1
Способы управления огромными государствами
1 способ |
2 способ |
Стабильность государственной власти достигается при сильной власти монарха, который опирается на феодальную аристократию. Большую роль играет местное самоуправление, выбранное населением и контролируемое из центра. На Западе дело пошло таким путём: короли плюс парламенты, городские общины, суды |
Но есть и иная точка зрения на правление централизованным государством, точка зрения восходящая к византийским традициям и к традициям ордынских ханств. Это равное бесправие всех членов общества перед лицом монарха. Это теория безусловной и всеобъемлющей власти царя -самодержца |
1. Какие два способа управления централизованным государством были известны к XVI веку?
2. Докажите, что реформы избранной рады относятся к первому способу управления государством?
Документ № 2
Об управлении Ивана Грозного
“…Он в такой трезвости держит своих людей, что ни в чём не уступает татарам, рабом которых некогда был; и он оберегает свободу не мягким сукном, не сверкающим золотом, но железом; и он держит своих людей во всеоружии, укрепляет крепости постоянной охраной; он не выпрашивает мира, а отвечает на силу силой…”
Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и московитян. М., 1994, с. 80
3. Чем отличалось управление Ивана Грозного?
V. Посмотрите отрывок из художественного фильма “Иван Грозный”, где царь обращается за благословением к митрополиту Макарию. (Фильм снят по роману Толстого “Князь Серебряный”)
Каким вы увидели в данном отрывке Ивана IV? Хотели бы вы жить в эпоху деятельности Ивана IV? Почему?
VI. Подведение итогов урока.
Как вы понимаете эпиграф урока?
Выставление отметок за урок