Урок истории в 6-м классе: "Реформы Ивана Грозного"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: выявить особенности исторического развития России в годы правления Ивана IV

Задачи урока:

  • рассмотреть цели реформ Ивана IV
  • охарактеризовать содержание основных реформ Ивана IV
  • сформировать представление о первом этапе царствования Ивана Грозного
  • развивать умение работать с историческими источниками
  • формирование собственной точки зрения о развитии страны в данный период

Основные понятия: Избранная рада, централизованное государство, Земский собор, Приказы.

Важнейшие даты: 1649 г. – Земский собор

Выдающиеся личности: Иван Грозный, митрополит Макарий, Алексей Адашев

Оборудование урока:

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005
  • Раздаточный материал – (документы) на каждый стол
  • Текст тестов для проверки домашнего задания
  • Материал для составления схемы управления государством на доске (карточки)
  • Видеопроектор

Ход урока.

I. Оргмомент: проверьте, как вы готовы начать наш урок. На парте должен быть учебник, у каждого тетрадь, дневник и письменные принадлежности

II. Целеполагание

  • какие цели вы ставите себе на урок;
  • глядя на оборудование урока, скажите какие умения, и навыки вы сегодня развивать

Эпиграф урока: “Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно потому же, почему человек споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения”. В.О. Ключевский

III. Актуализация опорных знаний по теме: “Формирование централизованного русского государства”

1. Подготовка устных развёрнутых ответов

  • Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?
  • Каким было управление Россией в начале XVI века? (составить схему на доске)

2. Работа с классом

а) тест – 6 человек

б) работа с понятиями: п

  • оместье – земля за службу;
  • вотчина – (термин зашифрован, буквы переставлены местами) – земля по наследству;
  • местничество – (термин зашифрован, пропущены гласные буквы) – получение должности в зависимости от знатности рода; содержание чиновников за счёт местного населения. Какой это термин?
  • кормление

3ю Устные развёрнутые ответы с рецензией одноклассников

IV. Изучение новой темы

План урока:

  1. Избранная рада
  2. Содержание реформ
    а) реформа управления государством
    б) военная реформа

Домашнее задание:

  • § 23, п. 2-4 (с. 195 – 199) прочитать,
  • в. 2, 3 - устно
  • термины

Задание на урок: Каким стало наше государство в ходе проведения реформ?

1.  Рассказ учителя

Став в 1547 году царём, Иван IV задумал серию реформ. Реформа – постепенные преобразования в обществе. В конце 40-х годов в окружении царя сложился кружок, который позже князь Андрей Курбский назвал Избранной радой – совет приближённых Ивану IV. В него входили близкие друзья Ивана Грозного: князь Андрей Михайлович Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр, Иван Висковатый. Возглавил Раду Алексей Адашев. Избранная рада проработала с 1549 по 60 год. Иван IV и Избранная рада осуществили серию реформ. Цель реформ – сформировать централизованное государство – государство, в котором: сильная власть правителя, единые законы и единая система управления. Для проведения реформ нужна была поддержка всего населения. Был создан Земский собор – собрание представителей разных сословий всех русских земель.

Есть ли подобный орган правления сегодня в нашей стране? (Государственная Дума)

Особенность этого органа власти: не ограничивать, а только поддерживать власть монарха.

2. Работа с текстом учебника

Задание: на основе текста учебника с. 196 – 198 (читаем до пункта “Военная реформа”) составить схему, как изменилось управление Россией в ходе реформ?

у доски один учащийся составляет схему

  • Приказы – органы центрального управления. Исполняли функции министерств
  • Челобитный – контроль за всеми приказами
  • Посольский – за дипломатическую службу
  • Разрядный – за военные дела
  • Поместный – за вопросы землевладения

Каким стало наше государство в ходе проведения реформ?

сравниваем две схемы:

  • “Управление Россией в начале XVI века”
  • “Управление Россией в конце XVI века”

3. Сообщение учащегося о военной реформе

4. Работа с документом

Документ № 1

Способы управления огромными государствами

1 способ

2 способ

Стабильность государственной власти достигается при сильной власти монарха, который опирается на феодальную аристократию. Большую роль играет местное самоуправление, выбранное населением и контролируемое из центра. На Западе дело пошло таким путём: короли плюс парламенты, городские общины, суды

Но есть и иная точка зрения на правление централизованным государством, точка зрения восходящая к византийским традициям и к традициям ордынских ханств. Это равное бесправие всех членов общества перед лицом монарха. Это теория безусловной и всеобъемлющей власти царя -самодержца

1. Какие два способа управления централизованным государством были известны к XVI веку?

2. Докажите, что реформы избранной рады относятся к первому способу управления государством?

Документ № 2

Об управлении Ивана Грозного

“…Он в такой трезвости держит своих людей, что ни в чём не уступает татарам, рабом которых некогда был; и он оберегает свободу не мягким сукном, не сверкающим золотом, но железом; и он держит своих людей во всеоружии, укрепляет крепости постоянной охраной; он не выпрашивает мира, а отвечает на силу силой…”

Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и московитян. М., 1994, с. 80

3. Чем отличалось управление Ивана Грозного?

V. Посмотрите отрывок из художественного фильма “Иван Грозный”, где царь обращается за благословением к митрополиту Макарию. (Фильм снят по роману Толстого “Князь Серебряный”)

Каким вы увидели в данном отрывке Ивана IV? Хотели бы вы жить в эпоху деятельности Ивана IV? Почему?

VI. Подведение итогов урока.

Как вы понимаете эпиграф урока?

Выставление отметок за урок

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3