Урок разработан с использованием модульной технологии.
Педагогический закон гласит:
“Прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею…”.
Это можно реализовать, используя модульную технологию.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалко).
Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
Модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения.
Модульный подход в обучении позволит более полно удовлетворить потребности творческой личности в образовательской деятельности, поскольку появится осознанная заинтересованность в получении тех или иных знаний. И точно подмечено в мудрой китайской пословице: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь”.
Преимущества модульного обучения:
- Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления
- В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
- В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.
Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимальное количество – 7).
- УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
- УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
- УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
- УЭ-3 – разгрузочные паузы.
- УЭ-п – включает контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки обучающихся.
Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться.
Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.
Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.
Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.
Генетика – это сердцевина
биологической
науки, любой факт в биологии становится
понятным лишь в свете генетики; лишь в
рамках генетики разнообразие жизненных
форм и процессов может быть осмысленно
как единое целое. Дж. Кайгер.
Ход урока (см. таблицу)
Приложение №1
В 1865 г. монах августинского монастыря чешского города Бруно Грегор Мендель опубликовал работу “Опыты над растительными гибридами”. Помышлял ли он о том, что его имя спустя сто лет будет известно каждому старательному школьнику на всем земном шаре? Мечтал ли он о такой славе? Вряд ли...
Начало XX в. - время зарождения генетики как науки. Подобное направление исследований становится модным, но практический результат пока трудно определяем. Т.Морган в Америке проводит опыты с дрозофилой.
Хронология наиболее значимых генетических открытий, которые были сделаны за последние 50 лет.
1953 г. Ученые Френсис Крик и Джеймс Уотсон разработали модель структуры ДНК. Объяснение уникальных свойств и биологической функции ДНК положило начало развитию молекулярной генетики, а исследователям в 1962 г. принесло Нобелевскую премию.
1956г.Ю.Тио и А.Леван установили, что диплоидный набор хромосом человека равен 46.
1959 г. Выявлена причина синдрома Дауна—лишняя хромосома в 21-й паре (у больного их три вместо положенных двух).
1966 г. В работах М.У.Ниренберга, Р.У.Холли и Х.Г.Кораны начата расшифровка “языка жизни” - кода, которым в ДНК записана информация о структуре белковых молекул.
1969г.Х.Г.Корана синтезировал химическим путем первый ген.
1972г. Заложены основы генной инженерии.
1977 г. Опубликованы быстрые методы определения (секвенирования) длинных нуклеотидных последовательностей ДНК.
- г. Создание К.Б.Мюллисом революционизирующей технологии - полимеразной цепной реакции (ПЦР) – наиболее чувствительного метода детектирования ДНК. Начато производство приборов для ДНК-диагностики.
- г. Клонирование гена RB – первого антионкогена — супрессора опухолей. Начало эпохи массового клонирования генов опухолеобразования.
1988 г. Создание международного проекта “Геном человека”.
1993 г. На прилавках впервые появились трансгенные томаты.
1995 г. Становление геномики как самостоятельного раздела генетики.
- г. Шотландский генетик Ян Вильмут с сотрудниками из Рослинского института впервые в мире клонировали животное — овечку Долли.
- г. Определена полная нуклеотидная последовательность первого многоклеточного организма — червя нематоды Caenorhabdilis elegans.
2000 г. Полное секвенирование генома человека и дрозофилы. Клонировали свинью.