1.Организационный момент.
У.- Сегодня наш последний урок в этом учебном году. Скоро лето и я очень хотела, чтобы вы были наблюдательными, природа хранит много тайн. Если вы будете внимательными в лесу, поле, на реке, то узнаете много нового и интересного. А сегодня мы проведём КВН любителей и знатоков природы.
2. Основной момент.
Класс делиться на 4 команды, а в роли жюри выступают родители.
1 конкурс “Разминка”.
Для команд по очереди зачитываются загадки. Если команда не отгадала загадку - у других команд есть возможность заработать дополнительное очко.
Неизвестно, где живёт,
Налетит - деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
(ветер)Летит птица орёл,
Несёт в зубах огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто её не поймает.
(туча)Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко.
(туман)Похож я с виду на горох,
Где я пройду - переполох.
(град)
2. конкурс. “Рассуждай-ка”.
Общее задание для всех команд. После обсуждения команды дают ответ.
“Известно, что коты любят молоко. Дарвин доказал, что чем больше котов, тем больше молока, а не меньше. Вы согласны? Дайте полный ответ. Обоснуйте его”.
(Коты съедают мышей, мыши - шмелей. Но поскольку мышей становиться меньше, количество шмелей увеличивается. Опыление растений улучшается, для коров становиться больше корма, и молока – тоже).
3 конкурс. “Угадай-ка”.
По очереди для команд зачитываются описания растений, после обсуждения команда даёт ответ о каком растении идет речь.
“Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот - она ядовита”. (ландыш)
“Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название закрепилось”. (чертополох)
“Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать”. (мать-и-мачеха)
“Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай”. (Иван-чай)
4 конкурс. “Составляй-ка”
Составьте и запишите из этих букв слова- названия рек России (буквы можно использовать несколько раз).
НИЛВОГАБЬЕСЙДМУР
5 конкурс. Блиц - турнир.
- Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? ( смородина)
- Какая птица в нашей стране считается самой маленькой? (королёк)
- Какая птица откладывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
- Какое животное строит дом на реке? (бобр)
- Назовите листопадное хвойное дерево. (лиственница)
- Что ест жаба зимой? (ничего, она спит)
- Из какого растения получают манную крупу? (пшеница)
- Какая наука изучает растения? (ботаника)
- Назовите самую большую ягоду. (арбуз)
- Назовите родину ананаса. (Бразилия)
- Как называются огромные горы льда, плавающие в морях. (айсберги)
- Кто прыгает дальше (относительно длины своего тела) кенгуру или блоха? (блоха)
- Венком из его листьев награждали героев, воинов-победителей, поэтов, императоров. (лавр)
- Как называется плод у дуба? (жёлудь)
- Из чего делают оливковое масло? (из плодов маслины (оливкового дерева))
- Какая птица к зиме белеет? (белая куропатка)
6 конкурс. Конкурс художников.
Команды рисуют мини - плакат и составляет 1 правило о поведении туристов в лесу.
3. Итог урока
Жюри подводит итоги. Награждение .
Для подготовки к уроку я использовала литературу:
1.Максимова Т. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу “Окружающий мир”:3-4 классы.- М,:ВАКО,2009.
2. Зайцева О. В., Карпова Е. В. На досуге, игры в школе, дома, во дворе.- Ярославль: “Академия развития”, 1997.