Цель.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Воспитать в детях уверенность в себе и умение быстро сосредоточиться на главном; развивать в детях интерес к математике.
Задачи.
Содействовать развитию познавательной деятельности учащихся (восприятие, представление, внимание, память, мышление, воображение).
Способствовать формированию творческих способностей учащихся.
Поддерживать интерес учащихся к математике.
Участники конкурса.
В конкурсе принимают участие команды учащихся 7-8-х классов.
Условия участия.
Каждая команда, состоящая из 6 человек, готовит заранее название команды, девиз, эмблему, приветствие командам соперников и жюри, продолжительность выступления не более 3 минут.
Ход конкурса:
Учитель: - Здравствуйте! Объявляем “Математический бой” среди учащихся 7-8 классов. Он состоит из 6 этапов: приветствие, разминка, исторический этап; этап занимательной математики; конкурс капитанов и практический этап. Ваше участие будет оценивать наше уважаемое жюри (представляются члены жюри). По результатам прохождения всех этапов определяться команда-победитель и команды-призеры. Желаю всем удачи!
- Приветствие – 5 баллов. Время – 3 минуты.
- Разминка.
- Занимательный этап – 6 баллов. Время – 3 минуты.
- Исторический этап – максимальный балл -15 бал. Время – 15 мин.
- Конкурс капитанов – 5 баллов. Время – 1 минута.
- Практический этап – 12 баллов. Время – 5 минут.
Задание читается два раза, каждый учащийся решает сам и за верно выполненное задание получает 1 балл. Верные ответы суммируются, максимальный балл - 6 баллов (по количеству участников в команде). Время – 3 мин.
Нам из Гомеля тетя
Ящик яблок прислала.
В этом ящике яблок
Было в общем немало.
Начал яблоки эти
Спозаранок считать я.
Помогали мне сестры,
Помогали мне братья...
И пока мы считали
Восемь раз отдыхали,
Восемь раз мы сидели
И по яблоку съели.
И осталось их сколько?
Ох, осталось их сколько,
Что, когда в этот ящик
Мы опять поглядели,
Там на дне его чистом
Только стружки белели...
Вот прошу угадать я
Всех ребят и девчонок:
Сколько было нас братьев?
Сколько было сестренок?
Поделили мы яблоки
Все без остатка
А всего-то их было
Пятьдесят без десятка.
(из стихотворения А. Пантелеева)
Ответ: 3 брата и 2 сестры.
В стакане находятся бактерии. Через секунду каждая из бактерий делится пополам, затем каждая из получившихся бактерий через секунду делится пополам и так далее. Через минуту стакан полон. Через какое время стакан был заполнен наполовину?
Ответ: через 59 секунд.
Командам предлагается решить задачу из “Арифметики” Л.Ф. Магницкого.
Магницкий Леонтий Филиппович (19 июня 1669 - 30 октября 1739) - преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701). Магницкий Л.Ф. был автором первого печатного руководства "Арифметика…" (1703) - свода математических знаний того времени. В своей "Арифметике" Магницкий Л.Ф. не только изложил правила выполнения основных арифметических действий, но и рассмотрел вопросы прикладной арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации. В 14 лет этот учебник был освоен Ломоносовым М.В., который назвал эту книгу "вратами своей учености". Приложение 1.
Некто пришел в ряд, купил игрушек для малых ребят: за первую игрушку заплатил 1/5 часть всех своих денег, за другую – 3/7 остатка от первой покупки, за третью игрушку заплатил 3/5 остатка от второй покупки, а по приезде в дом нашел остальных в кошельке денег 1 руб. 92 коп. Спрашивается, сколько в кошельке денег было и сколько за которую игрушку денег заплачено.
Решение:
За верно выполненную задачу – дополнительно 2 балла
Всего - 10+1+1+1+2=15 баллов
Ответ: 10 руб. 50 коп. было в кошельке
2 руб. 10 коп. – стоит 1 игрушка
3 руб. 60 коп. – стоит 2 игрушка
2руб. 88 коп. – стоит 3 игрушка
Переложив 4 спички, превратите топор в три равных треугольника.
Ответ:
Определить калорийность завтрака, если в него входят следующие продукты: мясо 100г., масло 20 г., картофель 50 г., сахар 20 г., яблоки 100 г., хлеб белый 150 г. Приложение 2.
Решение:
Мясо |
166 к |
2 балла |
Масло |
100г.-742к. 20 г. – 148,4 к |
2 балла |
Картофель |
100 г.-63 к. 50 г.- 31,5 к. |
2 балла |
Сахар |
100 г. – 405 к. 20 г. – 81 к. |
2 балла |
Яблоки |
45 к. |
2 балла |
Хлеб белый |
100г. – 240 к. 150 г. – 360к. |
2 балла |
166+148,4+31,5+81+360+45=831,9 к.
Ответ: 831,9 к
Подведение итогов.
Во время подведения итогов конкурса все участники разгадывают “таинственную” историю: Джон любил Дженни. Но однажды он, с силой закрыв наружную дверь, услышал странные звуки в комнате. Он вбежал туда и увидел Дженни, бьющуюся в агонии на полу, залитом водой. Что произошло?
Учащиеся задают учителю вопросы, начинающиеся со слов “верно ли, что…”. Учитель отвечает “да” или “нет”.
Ответ: Дженни - золотая рыбка. Аквариум упал от сотрясения, когда Джон захлопнул дверь.
Подсчитывается количество баллов основных этапов конкурса. Если при подведении итогов у команд совпадут баллы, то предлагается решить дополнительную задачу: карусель делает 5 оборотов в 1 минуту. На какой угол она повернется за 5 сек? Ответ: 1500.
Определяются команда-победитель и команды-призеры. Рекомендую похвалить детей за активность и дружбу. Поздравить победителей и вручить медали.
Литература
Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6 - 8 классах: Кн. для учителя/ Под ред. С.И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1984.
Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. - Киров: АСА, 1994.
Гельфман Э.Г. и др. Задачник про рациональные числа да, про Ивана с Еленой. – Томск.: Изд-во Томского университета, 1994.