Личность педагога всегда рассматривалась как один из основных факторов, обеспечивающих качество образования. Процессы, происходящие сегодня в этой сфере еще больше актуализировали обращение психологической науки к личности и деятельности учителя, к его компетентности. Связано это, прежде всего с предъявлением новых требований к качеству содержания и результатов образовательного процесса, а значит и к качеству учительского труда.
Учет новых требований в профессиональной сфере на фоне глубоких преобразований не только в системе российского образования, но и в социально-экономической жизни страны, создали с одной стороны условия для активной творческой деятельности педагогов, формирования и реализации инновационного мышления, с другой – обострили имеющиеся педагогические трудности.
Остаются актуальными проблемы, связанные с трудностями учителей в педагогической деятельности, а как следствие – снижение мотивации педагогического труда, рост неудовлетворенности своей работой, высокая эмоциональная напряженность и выгорание.
В своей работе с учителями школы мы поставили перед собой задачу воодушевить педагогов на преодоление имеющихся трудностей и повышение мотивации труда, познакомить их с внутренними барьерами и путями, актуализирующими внутренние ресурсы на преодоление профессиональных сложностей и достижение чувства удовольствия от собственной деятельности.
Для этого нами был проведен психолого-педагогический семинар, который мы начали с вступления, обращенного не столько к разуму, сколько к чувствам педагогов, который был призван зажечь желание и поднять уверенность в свои силы у учителей. Это был рассказ о настойчивости и силе духа, благодаря которым любые трудности могут быть преодолены. Кроме того этот рассказ помог прийти к осознанию необходимости не опускать руки, встречаясь с трудностями, не бояться браться за дела, которые по началу могут показаться неосуществимыми.
Вот этот рассказ:
В 1796 году во время итальянской кампании армия
Наполеона Бонапарта, в то время еще
малоизвестного французского генерала, была
окружена в районе Арколя австрийцами. Ввиду
подавляющего превосходства в вооружении и
численности австрийской армии участь французов
казалась предрешенной. Чтобы избежать поражения,
Наполеон решается на отчаянный шаг – провести
армию по болотам и зайти в тыл австрийцам.
Но болота оказываются непроходимы: в вязкой
тине тонут не только тяжелые пушки и лошади, но и
люди. Единственный выход – взять Аркольский
мост. Но он настолько хорошо защищен и пушками, и
ротой австрийских снайперов, что через него не
то, что человеку, мыши нельзя пробежать.
Первая атака заканчивается неудачей. Вторая
атака, третья, четвертая – все без успеха. Сотня
трупов, заваливших мост, и полное отчаяние
французов. Солдаты отказываются идти на верную
смерть.
И что делает Наполеон? Он хватает знамя и
устремляется вперед. Один! Он бежит к мосту и...
увлекает за собой своих генералов. Вместе с
генералами из укрытий в атаку с криками
"ура!" поднимаются солдаты. Кажется, это уже
не отчаяние, а настоящее сумасшествие – смерть,
словно косой, валит ряд за рядом бегущих, а они
бегут, не останавливаясь, ей навстречу.
Вот уже и мост... вот уже и середина моста... еще
немного, и страшное место будет пройдено, но...
Посредине моста образуется целая гора трупов,
она мешает быстрому продвижению, и этим
пользуются австрийцы. Прицельная картечь
останавливает и эту безумную атаку. Сам Наполеон,
раненый, падает с моста в зловонную жижу болота.
Каким-то чудом его, уже захлебывающегося,
подхватывают за руки два гренадера и вытаскивают
на сушу.
Итог атаки: мост не взят, пять десятков убитых и
столько же раненых. Так что же – все напрасно? И
никакое мужество самых смелых в мире солдат не
способно ничего изменить? Еще как способно!
Поступок полководца поднял дух воинов на
небывалую высоту. В один этот час "нищая
рвань" и "разбойничья шайка", как
отзывались о французской армии австрийцы, самым
чудесным образом перевоплотилась в непобедимые
македонские фаланги Александра и римские
легионы Цезаря. Ту легендарную армию, которая
впоследствии, по словам Наполеона, "выигрывала
сражения без пушек, переходила через реки без
мостов, делала форсированные марши без сапог,
стояла на бивуаках без водки и часто без
хлеба".
Наверное, это почувствовал и австрийский
фельдмаршал Альвинци. Когда ему доложили, что
французы вновь готовятся штурмовать мост, он...
отдал приказ отступать. А вскоре австрийцы сдали
французам Арколь, затем Кальдеро, затем Мантую и,
наконец, всю Италию.
Много лет спустя кто-то спросил Наполеона, не
думает ли он, что все его победы были бы не столь
блестящи и многочисленны, если бы ему не
благоволило небо. "Когда-то в молодости, –
немного подумав, ответил знаменитый полководец,
– я прочел у одного философа фразу, которая стала
принципом моей жизни: "Если в совершении
великого дела ты вдруг почувствуешь, как
нестерпимая боль, смертельная усталость или
животный страх сковывает твои члены, сожми в
кулак последние силы и сделай еще один шаг. И
тотчас же все боги устремятся к тебе на
помощь!".
Если этот победоносный принцип выразить
коротко, всего тремя словами, то он будет звучать
так: никогда не сдавайтесь!
"Алмаз – это уголь, который претерпел
большое давление"
Так какие же внутренние барьеры, на наш взгляд, мешают учителям конструктивно справляться с возникающими педагогическими трудностями и добиваться успеха в своем труде?
Барьер №1: беспомощность и желание приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам.
Часто педагоги, как и любые люди, любят жаловаться на обстоятельства, и говорить: «В школе низкая успеваемость; дети не хотят учиться; у них низкие способности и они совершенно не подчиняются дисциплине». А кто в этом виноват? Версий бывает несколько:
- Гены
- Родители
- Среда
Как это по-человечески сваливать вину на других! Но решающим в этом случае является следующее: кого мы обвиняем, тому мы отдаем силу и власть над нами. А сами при этом остаемся беспомощными!
Но разве мы хотим, чтобы было так?
Педагогический успех возможно достичь тогда, когда придет осознание, что только мы сами за все в ответе, что ответственность за результаты нашего труда лежат на нас самих. А ответственность предполагает, что мы и только мы являемся авторами своих ситуаций.
Рекомендация: Будьте авторами всего, что происходит с вами в школе, и тогда вы перестанете чувствовать себя беспомощными, вопреки всем возникающим трудностям. Только от нас зависит, как мы интерпретируем ситуацию и как мы реагируем на нее. Те же гены, те же родители, то же воспитание, та же окружающая среда. Но будет другая интерпретация и другое видение, а следовательно, и другие действия, которые станут более эффективными!
Барьер № 2: неопределенность и замешательство.
(Замешательство – внезапное кратковременное нарушение порядка, правильного хода какой-нибудь коллективной деятельности.
Неопределенность – ситуация, когда полностью или частично отсутствует информация, или ее не хватает; или когда возникают какие-либо непредсказуемые события)
Каждый из вас время от времени сталкивается с этими барьерами. А происходит это так: вы просыпаетесь с утра, и более или менее знаете, что ждет вас сегодня. Когда у вас есть определенность, вы действуете механически, не задумываясь. Но вдруг начинают сыпаться обстоятельства, о которых вы не думали. Появляются ситуации, которые развиваются не так, как вы планировали, или ожидали.
Как вы себя ощущали в подобных ситуациях? – Вы чувствовали, что у вас как будто отнимают силы? Или, может вы чувствовали моральное истощение, гнев и обиду, и как результат – беспомощность и желание опустить руки?
Дело в том, что корнем любой неопределенности и замешательства, с которой учителя сталкиваются и в жизни, и в школе, является недостаточное умение сконцентрироваться. А происходит это тогда, когда нет четкого ответа на самые главные вопросы: ЗАЧЕМ? и КАК?
Бывает, педагоги плывут по течению; дают детям из года в год определенными способами знания, и, не задумываются над тем, ЗАЧЕМ они им нужны. И как дать знания именно этим детям, которые живут в сегодняшнем мире, а не в том, который был 2, 5, 10 лет назад? И что на самом деле актуально для ребят именно сейчас?
Таким образом, в педагогической деятельности подчас отсутствует реальная цель (при наличии декларативной), то есть отсутствует ФОКУС.
Но как только вы приобретете настоящий фокус – это придаст работе смысл и у вас появиться огромная самомотивация.
Чтобы в вашей жизни появилось больше фокусов, чтобы вы смогли конструктивно справиться с барьером под именем «неопределенность» предлагаем выполнить 3 задания.
1. Не поленитесь, возьмите бумагу и определите, чего вы действительно хотите достичь в своей работе и жизни.
Помните:
- Ваши цели должны быть конкретными.
- Они должны иметь временные параметры
- Ваши цели – это то, ради чего вы хотите и готовы чем-то жертвовать, и во что вы действительно верите.
- Определите те шаги, которые приведут вас к достижению, и начните действовать!
Начиная двигаться к своей цели, задайте себе следующие вопросы:
- Какие навыки мне понадобятся?
- Какие ресурсы необходимы и где их изыскать?
- Как я должен готовиться, чтобы достичь желаемого?
- Какие непредвиденные ситуации могут возникать на моем пути, и какие варианты собственных действий и реакций я должен иметь в запасе, чтобы достойно выходить из них?
2. Определите, что для вас важнее всего, и что представляет для вас наибольшую ценность.
Просто сядьте, достаньте листок бумаги и начните перечислять все то, что присутствует в вашей жизни, и что действительно важно для вас.
Как только вы составите свой список, задайте себе следующий вопрос: Отражают ли поставленные цели эти вещи, которые для вас важнее всего в жизни?
Слишком часто, когда мы задаем себе вопрос: чего же я на самом деле хочу? – мы в суматохе забываем то, что действительно важно для нас.
Если вы выполните приведенные здесь 2 задания– вы получите в жизни и в своей работе потрясающий фокус, и почувствуете что у вас достаточно сил добиться всего, чего вы хотите.
3. Определитесь с тем, каким вы хотите быть.
Для этого вам нужно будет подумать вот о чем:
Если бы вам пришлось написать поминальную речь для собственных похорон, как бы вы хотели, чтобы о вас говорили? В этом задании важны 2 аспекта:
- Чтобы бы вы хотели, чтобы сказали о чертах вашего характера?
- Каковы знания и навыки, которыми Вы хотели бы запомниться?
Проделывая это задание вам придется сделать выбор, потому что посмотрев на свой список, вы зададите себе следующий вопрос: Чего мне сейчас не хватает, чтобы стать тем человеком, которого я описал.
Когда вы четко поймете, каким бы вы хотели стать, вы получите гораздо больше концентрации, и это поможет вам справиться с барьером, который называется «неопределенность и замешательство».
Барьер № 3: неудачи.
Известно, что неудачи, как в жизни, так и в педагогической деятельности могут парализовать стремления человека, мешая расти профессионально. Но почему большинство людей считают неудачу чем-то негативным? Возможно потому, что с неудачей связано много негативных эмоций. Это утверждение вполне справедливо, потому что терпеть неудачу неприятно никому. Но, тем не менее, у неудачи есть очень серьезная положительная сторона. Это так, потому что:
- во-первых, потому что неудача – это всего лишь отсутствие положительных достижений в данный момент времени. И ключевое слово здесь – «в данный момент», так как неудача есть понятие временное, и она не может быть всегда;
- второе: неудача – это не ваша черта! Неудача – это происшествие, а не характеристика человека или профессионала;
- в-третьих – позитивная сторона неудачи состоит в том, что на ее основе можно двигаться вперед и менять будущие ситуации.
Таким образом, по поводу неудач нужно понимать то, что если мы не будем ничего пробовать – то это и будет самая серьезная наша неудача.
А теперь задумайтесь: Вы извлекаете свои самые важные уроки из успехов или из неудач? Большинство людей ответит, что и из успехов и из неудач. Хорошо! А какие уроки лучше запоминаются? Именно те, которые получены из опыта неудач, так как лучше запоминается то, что более эмоционально насыщено, выстрадано. Тогда можно сказать, что неудача – это плата за университет жизни! А заплатив за университет жизни, человек становимся более ценным и мудрым! Таким образом, проживая событие, которое оценивается как неудача, мы на шаг приближаемся к тому, к чему стремимся! А значит, неудачи можно назвать инвестициями, которые вкладываем в свой бесценный опыт.
А чтобы легче переживать неприятные ощущения и не терять веру в себя, проживая нелегкий опыт, есть несколько важных рекомендаций:
1. Продолжайте концентрироваться на будущем. Разобраться с неудачей не так сложно, если вы думаете о том, что вас ждет впереди. Помните: никто не остается в состоянии неудачи, потому что это всего лишь временное состояние.
2. Извлеките уроки из вашей неудачи. Для этого, после того, как вас настигла неудача – остановитесь! Проанализируйте, почему это случилось, для того, чтобы понять: чего в будущем делать не следует, или как разрешить ситуацию другим способом.
3. Тщательно продумайте, как в будущем предотвратить подобные неудачи. Не позволяйте неудаче стать причиной, по которой вы захотите опустить руки и безрадостно течь по течению. Используйте ее позитив!
Барьер № 4: разочарование.
Этот барьер можно назвать – «безмолвный
убийца»! Проще говоря, разочарование – это не
соответствие ситуации, людей, их поведения нашим
ожиданиям. Так же разочарование можно сравнить с
дверью, открывая которую, вы впускаете в сознание
негативное творчество мыслей. Но это лишь часть
проблемы. Другая часть состоит в том, что когда
человек разочарован, его сознание не двигается в
нужном направлении. Единственный способ
преодолеть этот барьер – это начать движение.
Ведь когда люди разочаровываются, они могут
снова и снова зацикливаться на том, что уже
прошло и на негативных мыслях, создавая тем самым
из мухи слона.
Так что же делать, когда вы сталкиваетесь с этим
барьером?
1. Вам стоит переоценить свои ожидания. Возможно, вы ожидали чего-то нереального; возможно вы «целились в слишком крупную дичь», или переоценили свои силы? Или ваше видение ситуации было не вполне корректным?
Поэтому, когда вы разочарованы – отступите на шаг назад и задайте себе следующие вопросы:
№1. Может быть, я ожидал слишком многого?
№2. Может, я не правильно что-то вижу, или понимаю?
Если это так, то тогда что-то измените и двигайтесь вперед.
2. Не надо задавать себе вопросы «Ну, почему все не так?», – задайте себе вопрос «А как иначе?». Вопросы «Ну почему нет дисциплины? Почему дети ведут себя безобразно?» и тому подобные не дают выхода. Они «убивают» вас. Измените эти вопросы и спросите себя: КАК я могу изменить ситуацию? КАК я могу поступать в таких ситуациях по-другому, чтобы достичь преодолеть трудности? КАК по-другому я могу реагировать на ситуации? КАК по-другому я могу интерпретировать их?
Задавая себе положительные вопросы «КАК?» вы не только преодолеете разочарование, но и сведете к минимуму барьер под названием «разочарование».
Барьер № 5: негативный язык.
Исходя из собственного опыта, мы знаем, что учителя, в порыве избытка чувств, могут говорить о себе и об учениках уничижительно. Например: «О, дети сейчас такие ужасные! В них отсутствует культура! Они не достаточно умны!»; и о себе: «Я такой беспомощный человек! Я не знаю что делать! Никто не хочет мне помощь!» и т.д.
А ведь после этого не стоит удивляться отсутствию мотивации к профессиональной деятельности и положительным изменениям, а так же отсутствию веры в успешное преодоление профессиональных трудностей.
Негативный язык создает автоматически реализующиеся предсказания, а значит то, что мы говорим, играет ключевую роль.
Большинство людей не понимают, что не эмоции влияют на мышление и мысли, а наоборот: мысли влияют на эмоции. А откуда берется негативный язык? – из того же мышления. И если человек негативно разговаривает о себе и об окружающих – он автоматически передаем этот негатив людям, что вызывает проблемы и конфликты в общении.
Если мы начнем изменения с наших негативных мыслей и слов, то мы можем изменить и ситуации. Для этого:
1. Измените свои слова. Вместо того, чтобы говорить о том, что плохо и что невозможно, начните говорить о том, что хорошо и что можно.
2. Измените свои выражения. Многие из нас сделали шаблонами негативные фразы и наполнили ими свой язык «Я не могу…», «Эти плохие дети….» и т.п. – избавьтесь от них!
3. Измените свою интонацию. Просто сказанных слов недостаточно, нужно изменить и те негативные интонации, которыми мы иногда разговариваем с собой, коллегами, детьми. Чтобы понять это произнесите фразу: «Возможно все!» с разными интонациями (например, устало, разочарованно, радостно, с надеждой) и вы поймете что здесь имеется в виду.
4. Измените свое видение. Здесь речь идет о вашей реакции, о вашем видении ситуаций. Потому что не все люди готовы изменить свой язык. Нужно понимать, что если даже вы и измените его, то все равно в общении со стороны других людей вы будете с ним сталкиваться. Просто задумайтесь о том, как вы реагируете на людей, которые с вами не согласны; вспомните, как вы воспринимаете информацию, которую не понимаете. Если вы привыкли реагировать на все это негативно, но вам удастся изменить свое видение на более положительное – это успокоит ваши мысли, вы станните более уверенными в себе, и более замотивированы на профессиональную удачу!
Барьер № 6: стагнация.
Когда педагог оказываемся в ситуации застоя или стагнации, жизнь уходит вперед, оставляя его за бортом. И эти чувства заставляют терять надежду. Именно тогда учитель становимся уязвимым, ему хочется опустить руки, он перестает получать хорошие результаты в своем деле, и все это отражается на самоуважении.
Стагнация – это очень хитрый враг, потому что он подкрадывается тихонько, и люди подчас его не замечают за своей иллюзией того, что им кажется, что в данный момент они все знают и все умеют как нельзя лучше. Многие люди защищают свои иллюзии таким словами: «У меня достаточно образования!», или: «Я эксперт в своем деле! Я много лет работаю и у меня огромный опыт!» и т.д.
Но если посмотреть на это по-другому? Если сказать себе, что у вас БЫЛО достаточное образование; вы БЫЛИ экспертами, когда могли со многим справиться; но сейчас все изменилось, потому что изменился мир, а вы от него хоть немножко, да отстали!
Поэтому, если вы хотите преодолеть этот мощный барьер – вы должны постоянно обновляться и постоянно меняться! Если вы хотите преодолеть этот барьер, то вы можете воспользоваться 3 следующими рекомендациями:
1. Всегда совершенствуйтесь! Пусть в вашей жизни это станет правилом. Каждый день делайте себе «растяжку», то есть растите, меняйтесь – любыми способами. Совершенствуйтесь хоть в чем-нибудь каждый день, и со временем это станет привычкой. Узнавая новое, вы становитесь интересным человеком не только для себя, но и для коллег и для учеников.
2. Будьте любознательны! Почувствуйте вкус жизни!
3. Каждый день живите так, как будто уходите завтра в отпуск. Вспомните, что вы делаете в последний день перед отъездом в отпуск? Это продуктивный день – не так ли? Вы делаете много-много дел, перестраховываетесь, чтобы гарантировать, что во время вашего отсутствия все будет хорошо. За этот день вы успеваете сделать больше, чем за год. И угадайте, что происходит? – Вы растете! Вы учитесь! Вы приносите результаты! Вы меняетесь! И вы ничего не бросаете! Почему? Потому что вы сконцентрированы! И вы в этот день преодолеваете стагнацию!