Учебник: «Математика». 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С., Чесноков, С.И., С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина. Дидактический материал по математике. 5 класс. А.С. Чесноков и др.
Цели урока:
- Учебная: повторение и систематизация знаний, умений и навыков решения уравнений и задач с помощью сложения и вычитания десятичных дробей.
- Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, навыков контроля и самоконтроля, самостоятельной работы.
- Воспитательная: развитие интереса к предмету, формирование навыков работы в группе, создание ситуации успеха для самостоятельного преодоления трудностей.
Тип урока: итоговый урок систематизации знаний в форме дидактической игры; подготовка к контрольной работе.
Организационная форма: индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Структура урока:
I. Мотивационная беседа (2 мин.).
II. Игровые действия, включающие познавательное
содержание и диагностирующие уровень усвоения
системы знаний и умений каждого учащегося по
теме урока (24 мин.).
III. Физкультурная пауза (2 мин.).
IV. Подведение итогов игры и урока (4 мин.).
V. Домашнее задание (4 мин.).
VI. Рефлексия (4 мин.).
Оформление:
- Черный ящик.
- Раздаточный материал.
- Копирка.
- Проектор.
ХОД УРОКА
I. Мотивационная беседа
Учитель. Сегодня наш урок пройдет не совсем обычно, а в форме игры-соревнования под названием «Взятие математических барьеров». За взятие каждого барьера, а их четыре, вы получает оценку. Каждый барьер представлен двумя вариантами. Задания выполняются на разных листах. Победителем считается тот, кто взял все четыре барьера, уложившись в определенное время и не сделав ошибок.
II. Игровые действия
1 барьер – устный счет – 3 мин.
Вариант 1 Вариант 2
5,9 +
1,6
11,2 + 1,9
8,3 +
0,8
4,7 + 0,2
8,9 +
4
16,5 + 24
13 +
4,2
13 + 19,3
4,7 +
2,8
11,8 – 10,9
5,1 –
4,7
14,2 – 3,7
12,1 –
8,7
9,3 – 5,7
45,6 –
13
37,8 – 19
Учащиеся устно считают, ответ записывают на лист под копирку и сдают учителю.
(Проверка: ответы устного счета спроецированы на доске).
2 барьер – найти значение выражения (учащиеся работают в парах) – 6 мин.
Вариант 1 Вариант 2
4,7 + (40 – (27 – 3,06)) 4,5 + (40 – (37 –3,02))
(Два ученика работают у доски (с обратной стороны), т.е. класс не видит их решение. Взаимопроверка: учащиеся обмениваются тетрадями и оценивают друг друга).
3 барьер – решить уравнение (состоит из трех этапов, учащиеся работают в группах) – 10 мин.
1. Подготовительный этап – разминка (устно)
а) угадать корень уравнения: б) упростить выражение:
х + х =
0,6
13,7а + 4,3а
х + х =
0,9
9,4в – 2,4в – 8
х + 2,4 = х +
2,6
24,7с – 24,3с + 5
2. Фронтальный опрос – проверка
теоретических знаний, вопросы учащиеся
достают из «черного ящика».
Содержание вопросов:
- Что называется уравнением?
- Что значит решить уравнение?
- Что называется корнем уравнения?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
3. Решение уравнения
Вариант 1 Вариант 2
2,9 + х = 4,7 +
3,5
х + 5,7 = 13,2 – 3,9
х – 5,4 = 5,2 –
2,3 9,1
– х = 2,9 + 2,8
(Каждая группа представляет свои ответы. Критерии оценки: полный, четкий ответ, скорость выполнения).
III. Физкультурная пауза (обучающиеся встают и выполняют движения):
Наклонились, выпрямились,
поклонились, улыбнулись.
Повернулись вправо, повернулись влево,
потянулись, подышали.
Вот мы руки развели
словно удивились.
И друг другу до земли
в пояс поклонились.
4 барьер – решить задачу – 5 мин.
Вариант 1
Собственная скорость теплохода 31,6 км\ч., скорость течения 2,7 км\ч. Найдите скорость теплохода по течению и его скорость против течения.
Вариант 2
Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч., скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и его скорость против течения.
(Взаимопроверка: учащиеся первого варианта проверяют решение задачи у второго варианта, обменявшись тетрадями).
IV. Подведение итогов
Подводится итог игры-соревнования, определяются победители, они получают высший балл, также учитель имеет право оценить индивидуально несколько учащихся в зависимости от их активности на уроке.
V. Домашнее задание.
1. Составить задачу для друга на сложение и
вычитание десятичных дробей.
2. Составить шпаргалку, которая поможет
подготовиться к контрольной работе.
VI. Рефлексия
Учитель выясняет у учащихся:
– Что вызвало затруднение?
– Что понравилось, а что нет?
– Что было самым главным на уроке?
– Были ли моменты недовольства собой?
– Были ли радости от удач?
– Что бы вы хотели посоветовать учителю?