Урок по математике: "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Учебник: «Математика». 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С., Чесноков, С.И., С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина. Дидактический материал по математике. 5 класс. А.С. Чесноков и др.

Цели урока:

  • Учебная: повторение и систематизация знаний, умений и навыков решения уравнений и задач с помощью сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, навыков контроля и самоконтроля, самостоятельной работы.
  • Воспитательная: развитие интереса к предмету, формирование навыков работы в группе, создание ситуации успеха для самостоятельного преодоления трудностей.

Тип урока: итоговый урок систематизации знаний в форме дидактической игры; подготовка к контрольной работе.

Организационная форма: индивидуальная, групповая и коллективная работа.

Структура урока:

I. Мотивационная беседа (2 мин.).
II. Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по теме урока (24 мин.).
III. Физкультурная пауза (2 мин.).
IV. Подведение итогов игры и урока (4 мин.).
V. Домашнее задание (4 мин.).
VI. Рефлексия (4 мин.).

Оформление:

  • Черный ящик.
  • Раздаточный материал.
  • Копирка.
  • Проектор.

ХОД УРОКА

I. Мотивационная беседа

Учитель. Сегодня наш урок пройдет не совсем обычно, а в форме игры-соревнования под названием «Взятие математических барьеров». За взятие каждого барьера, а их четыре, вы получает оценку. Каждый барьер представлен двумя вариантами. Задания выполняются на разных листах. Победителем считается тот, кто взял все четыре барьера, уложившись в определенное время и не сделав ошибок.

II. Игровые действия

1 барьер – устный счет – 3 мин.

Вариант 1                             Вариант 2

5,9 + 1,6                                 11,2 + 1,9
8,3 + 0,8                                 4,7 + 0,2
8,9 + 4                                    16,5 + 24
13 + 4,2                                  13 + 19,3
4,7 + 2,8                                 11,8 – 10,9
5,1 – 4,7                                 14,2 – 3,7
12,1 – 8,7                               9,3 – 5,7
45,6 – 13                                37,8 – 19

Учащиеся устно считают, ответ записывают на лист под копирку и сдают учителю.

(Проверка: ответы устного счета спроецированы на доске).

2 барьер – найти значение выражения (учащиеся работают в парах) – 6 мин.

Вариант 1                                         Вариант 2

4,7 + (40 – (27 – 3,06))                      4,5 + (40 – (37 –3,02))

(Два ученика работают у доски (с обратной стороны), т.е. класс не видит их решение. Взаимопроверка: учащиеся обмениваются тетрадями и оценивают друг друга).

3 барьер – решить уравнение (состоит из трех этапов, учащиеся работают в группах) – 10 мин.

1. Подготовительный этап – разминка (устно)

а) угадать корень уравнения:                                  б) упростить выражение:

х + х = 0,6                                                                 13,7а + 4,3а
х + х = 0,9                                                                 9,4в – 2,4в – 8          
х + 2,4 = х + 2,6                                                        24,7с – 24,3с + 5

2. Фронтальный опрос – проверка теоретических знаний, вопросы учащиеся достают из «черного ящика».
Содержание вопросов:

  • Что называется уравнением?
  • Что значит решить уравнение?
  • Что называется корнем уравнения?
  • Как найти неизвестное слагаемое?
  • Как найти неизвестное уменьшаемое?
  • Как найти неизвестное вычитаемое?

3. Решение уравнения

Вариант 1                                                     Вариант 2

2,9 + х = 4,7 + 3,5                                         х + 5,7 = 13,2 – 3,9
х – 5,4 =  5,2 – 2,3                                        9,1 – х =  2,9 + 2,8

(Каждая группа представляет свои ответы. Критерии оценки: полный, четкий ответ, скорость выполнения).

III. Физкультурная пауза (обучающиеся встают и выполняют движения):

Наклонились, выпрямились,
поклонились, улыбнулись.
Повернулись вправо, повернулись влево,
потянулись, подышали.
Вот мы руки развели
словно удивились.
И друг другу до земли
в пояс поклонились.

4 барьер – решить задачу – 5 мин.

Вариант 1

Собственная скорость теплохода 31,6 км\ч., скорость течения 2,7 км\ч. Найдите скорость теплохода по течению и его скорость против течения.

Вариант 2

Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч., скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и его скорость против течения.

(Взаимопроверка: учащиеся первого варианта проверяют решение задачи у второго варианта, обменявшись тетрадями).

IV. Подведение итогов

Подводится итог игры-соревнования, определяются победители, они получают высший балл, также учитель имеет право оценить индивидуально несколько учащихся в зависимости от их активности на уроке.

V. Домашнее задание.

1. Составить задачу для друга на сложение и вычитание десятичных дробей.
2. Составить шпаргалку, которая поможет подготовиться к контрольной работе.

VI. Рефлексия

Учитель выясняет у учащихся:

– Что вызвало затруднение?
– Что понравилось, а что нет?
– Что было самым главным на уроке?
– Были ли моменты недовольства собой?
– Были ли радости от удач?
– Что бы вы хотели посоветовать учителю?